Основные методы регулирования платежного баланса

Платежный баланс всегда являлся объектом государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.

Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляю­щаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо — у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Напри­мер, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов, что подорвало Бреттон-Вудскую валютно-финансовую систе­му в середине 70-х гг.

Во-вторых, после отмены «золотого стандарта» в 30-х гг. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем автоматического ценового регулирова­ния действует крайне слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.

В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повыси­лось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономи­ческой политики государства наряду с обеспечением желаемых темпов экономи­ческого роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

• государственная собственность, в том числе золотовалютные резервы;

• объем (часть) национального дохода, перераспределяемого через государс­твенный бюджет (40-50%);

• непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, заемщика;

• регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

При регулировании платежного баланса возникает проблема: какие страны (имеющие активное сальдо или дефицит) должны принимать соответствующие меры по его выравниванию.

Рассуждения теоретиков и требования практиков по этому вопросу различны. Обычно под давлением внутренних и внешних факторов проблема выравнивания платежного баланса наиболее остро встает перед странами, имеющими дефицит. Страны с активным балансом международных расчетов призывают их «навести порядок в собственном доме»: ограничить инфляцию, проводить дефляционную политику, стимулировать экспорт, сдерживать импорт товаров и т. д. Такие тре­бования после Второй мировой войны США, например, предъявляли странам За­падной Европы, имевшим хронический дефицит платежного баланса. В 60-х гг. положение дел стало меняться, и теперь уже страны Западной Европы, прежде всего ЕС, выступают с аналогичными требованиями к США.

Страны с дефицитом платежного баланса обычно настаивают, чтобы их партнеры с активным балансом ослабили таможенные и иные ограничения импорта, расшири­ли вывоз капитала. Так, с 70-х гг. представители США постоянно призывают ФРГ и Японию стимулировать экономический рост и импорт американских товаров.

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность эко­номических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных меропри­ятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.

Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного ба­ланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэ­кономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

Страны с дефицитным платежным балансом обычно провеодят следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

Дефляционная (антиинфляционная) политика.Такая политика, направлен­ная на сокращение внутреннего спроса, включает прежде всего ограничение го­сударственных (бюджетных) расходов, замораживание цен и заработной платы.

При этом правительством активно используются соответствующие финансовые и денежно-кредитные рычаги, такие как:

• изменение учетной ставки центрального банка;

• установление пределов роста денежной массы;

• кредитные ограничения.

При проведении такой политики сдерживания снижается объем национально­го дохода, падает потребление национальных товаров, сопровождающееся сниже­нием объемов потребления импортных товаров (рис. 10.1).

Рис. 10.1. Национальный доход и сальдо торгового баланса страны

основные методы регулирования платежного баланса - student2.ru

Снижение импорта оказывает позитивное воздействие на платежный баланс, так как уменьшает потребность в иностранной валюте. Таким образом, при замед­лении и даже прекращении роста национального дохода платежный баланс стра­ны улучшается.

Национальный доход

Однако необходимо при этом иметь в виду, что в условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются соответствующие компенсирующие меры.

Девальвация.Понижение курса национальной валюты направлено на стиму­лирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее прове­дения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Деваль­вация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

Что касается сдерживающего влияния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процессов производства продукции и развития междуна­родной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят успешную политику импортозамещения.

Кроме того, сдерживая импорт, девальвация может привести к утрате конку­рентных преимуществ отечественной продукции, при изготовлении которой ис­пользовались импортное оборудование, материалы, энергия и т. п.

Таким образом, девальвация национальной валюты, хотя и может дать стране временные преимущества, во многих случаях не дает возможности устранить при­чины дефицита ее платежного баланса.

Валютные ограничения.Валютные ограничения следует различать по сферам их применения.

По текущим операциям платежного баланса они выступают в следующих формах:

1) блокирование валютной выручки иностранных экспортеров от продаж то­варов в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами;

2) обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или час­тично центральному или девизному банкам;

3) ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (при наличии раз­решения органа валютного контроля);

4) ограничения на форвардные покупки импортерами иностранной валюты;

5) запрещение продажи товаров за рубежом на национальную валюту;

6) запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;

7) регулирование сроков платежей по экспорту и импорту в условиях неста­бильности валютных курсов. Например, некоторые страны устанавливают ограниченные сроки (до 1 месяца) продажи экспортерами иностранной ва­люты на национальную с целью избежать использования этих средств спе­кулянтами против национальной валюты.

По финансовым операциям платежного баланса валютные ограничения высту­пают в следующих формах.

При пассивом балансе принимаются следующие меры по ограничению вывоза капитала и стимулированию притока капиталов для поддержания курса валюты:

1) лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота, цен­ных бумаг, предоставления кредитов;

2) контроль за деятельностью рынка ссудных капиталов. Операции осущест­вляются только с разрешения министерства финансов и при представле­нии информации о размере выдаваемых кредитов и прямых инвестиций за рубежом: привлечение иностранных кредитов — при условии предва­рительного разрешения органов валютного контроля (в частности, на вы­пуск займов) с тем, чтобы они не оказали негативного воздействия на на­циональный валютный рынок, рынок ссудных капиталов и рост денежной массы в обращении;

3) полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности либо разрешение ее оплаты национальной валютой без права перевода за границу.

При активном платежном балансе в целях сдерживания притока капиталов и повышения курса национальной валюты применяются следующие формы валют­ного контроля по финансовым операциям:

1) запрет на инвестиции нерезидентов, на продажи национальных ценных бу­маг иностранцам;

2) обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном цен­тральном банке;

3) запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцам в нацио­нальной валюте;

4) введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в на­циональной валюте. В данном случае проценты платит или вкладчик банку, или банк, привлекающий вклады в иностранной валюте, выплачивает Цент­ральному банку;

5) ограничение ввоза валюты в страну;

6) ограничение на форвардные продажи национальной валюты иностранцам;

7) применение принудительных депозитов. Например, фирмы, активно прибе­гающие к иностранным кредитам (из-за более низких процентных ставок), обязываются помещать часть привлеченных капиталов на беспроцентный счет в центральном банке страны.

Оценивая влияние валютных ограничений на международные валютные отноше­ния в целом, надо подчеркнуть, что они отрицательно воздействуют на товарообмен между странами, значительно затрудняя развитие экспорта. Несмотря на то что ва­лютные ограничения способствуют временному выравниванию платежных балансов отдельных стран, в конечном счете они осложняют проблему их балансирования.

Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика.Для уменьшения де­фицита платежного баланса обычно используются:

• бюджетные субсидии экспортерам;

• протекционистское повышение импортных пошлин;

• отмена налога с процентов, выплачиваемых держателям ценных бумаг, в це­лях притока капитала в страну.

Среди регуляторов денежно-кредитной политики особое место принадлежит учетной ставке процента. Как известно, величина процентных ставок определя­ет условия предоставления кредита. Если процентные ставки высоки, то условия предоставления кредита являются жесткими; если процентные ставки низки, то они свободны (либеральны).

В мировом хозяйстве значительное количество физических и юридических лиц держит свои средства в форме ликвидных активов, которые перемещаются в те страны, где устанавливаются более высокие процентные ставки, то есть туда, где за кредиты платят более высокие цены («горячие деньги»).

Когда, например, США предлагают более высокие процентные ставки по кре­дитам по сравнению с Великобританией, владельцы английских денежных средств, продавая фунты стерлингов, приобретают доллары и, покупая американские акции,

вкладывают их в экономику США. В итоге на международном финансовом рынке растет потребность в долларах (для вложения в американские акции) и понижается спрос на фунты стерлингов.

Повышение же потребности в долларах аналогично последствиям от дополни­тельного экспорта, увеличивающего положительное сальдо платежного баланса.

Аналогично воздействие процентных ставок на платежный баланс через на­циональный доход. Так, увеличение процентных ставок, вызываемое обычно не­хваткой долларов, уменьшает инвестиционную деятельность, сокращает производ­ство, потребление товаров, а соответственно уменьшает и импорт. В результате платежный баланс улучшается.

Понижение процентных ставок влияет на платежный баланс противополож­ным образом. Если, например, в США процентные ставки понизятся, то иностран­ные вкладчики капиталов постараются их перевести из США в более «выгодные» страны. Начнется «сброс» долларовых средств и обмен их на национальную валю­ту. По своему воздействию это будет аналогично росту импорта, то есть увеличит предложение долларов на валютном рынке и ухудшит платежный баланс США. В этом же направлении будут действовать и рост национального производства (в связи с облегчением условий кредитования), и увеличение спроса на нацио­нальные и иностранные товары. В результате платежный баланс ухудшается.

Справедливости ради необходимо отметить, что вывод о положительном влия­нии более высоких процентных ставок на платежный баланс должен быть скоррек­тирован. Во-первых, определяющим моментом здесь является не столько уровень процентной ставки, сколько факторы, вызывающие его рост. Если рост процентной ставки есть результат более жесткой кредитной политики, то это утверждение вер­но. Однако в тех случаях, когда первопричиной служит рост инфляционных тен­денций в экономике, положение дел, как уже было отмечено, будет обратным.

Во-вторых, в долговременной перспективе увеличение процентных ставок постепенно приводит к некоторому «истощению» или уменьшению притока ка­питала. Более того, в дальнейшем в связи с необходимостью выплат сначала более высоких процентов, а затем и самих долгов следует ожидать ухудшения платеж­ного баланса. Поэтому использование более высоких процентных ставок целесо­образно только в краткосрочной перспективе.

Наши рекомендации