Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Место курса в образовательной программе.
Курс «История экономики» предлагается в качестве основного курса для студентов 1 курса факультета МЭО.
Для успешного прохождения курса «История экономики» студент должен обладать необходимыми знаниями по гуманитарным дисциплинам: истории, экономики, социологии, политологии.
Курс «История экономики» является основным, обучающимся в рамках международно-политической образовательной траектории. Курс является дополняющим для таких дисциплин как «Экономическая теория», «Всемирная история (история мировых цивилизаций», «Политическая история России», «Мировая политика», «Современные международные отношения».
Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции).
В соответствии с назначением основной целью курса является изучение студентами основных проблем истории экономики, формирование у них общенаучных и профессиональных компетенций, определенных профилем бакалаврской подготовки. Целью курса является развитие у студентов знаний, умений и навыков, необходимых при осуществлении научно-исследовательской и экспертной работы, умением анализировать потенциальные или актуальные проблемы экономики и предлагать варианты их решения. Исторический опыт, накопленный поколениями в ходе предшествующего развития, закономерно представляет интерес для молодежи, поскольку открывает возможность учитывать его в процессе перехода России к новым формам хозяйствования.
Задачи курса «История экономики» определены следующим образом:
· в первом разделе – «История экономики зарубежных стран» -рассматривается экономика различных стран и эпох, начиная с древних цивилизаций и заканчивая современным периодом, анализируется экономическое развитие таких стран, как Древний Египет, государства Двуречья, Древняя Греция и Древний Рим, исследуется феодальное хозяйство стран Западной Европы и процесс становления в этих странах рыночных отношений, экономическое развитие США и Японии;
· во втором разделе – «История экономики России»– изучается экономическая история России с древнейших времен до начала XXI века, особое внимание уделяется денежным, налоговым, финансовым, территориальным и социальным реформам, проходившим в стране на протяжении веков, анализируется деятельность выдающихся людей, которые вершили историю России.
Образовательные результаты курса.
После изучения курса студенты должны:
· понимать суть управления экономическими процессами в ходе экономической эволюции общества;
· осуществлять на основе анализа и синтеза расчет историко-экономических издержек и выгод;
· знать и уметь четко излагать хронологию событий в истории экономики зарубежных стран и России;
· ориентироваться в количественных параметрах экономического развития той или иной страны в различные эпохи;
· знать о деятельности выдающихся людей прошлых эпох и их влиянии на развитие экономики той или иной страны;
· ориентироваться в закономерностях и специфических особенностях, которые были присущи изучаемым странам в период первоначального накопления капитала, промышленного переворота, перехода от индустриального к постиндустриальному обществу;
· понимать особенности формирования рыночной экономики в разных странах;
· знать и уметь анализировать денежные, налоговые, финансовые, территориальные и социальные реформы той или иной страны в различные эпохи.
ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ | |
Знание и понимание: В качестве образовательных результатов выступают полученные слушателями знания, умения и навыки, а также сформированные на их базе компетентности. Слушатели приобретут интеллектуальные умения: - будут знать ключевые категории по проблемам истории экономики - научатся понимать тенденции развития проблем современной экономики - смогут анализировать актуальные проблемы современной экономики Слушатели получат практические, профессиональные навыки и умения : - научатся самостоятельно анализировать современные экономические процессы. | Образовательные методики (формы проведения занятий) Лекционные и семинарские занятия, групповые и индивидуальные презентации по темам занятий, доклады и статистический обзор. |
Форма проверки знаний Контрольные работы (в количестве трех) Итоговый экзамен. |
КОМПЕТЕНЦИИ | |
Аналитические компетенции: Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученными званиями. Умение просчитывать последствия принимаемых решений, вырабатывать рекомендации по снижению потенциальных рисков. Умение осуществлять на основе анализа и синтеза расчет историко-экономических издержек и выгод. Способность к комплексному и ситуационному анализу экономических, социально-экономических и политических процессов в международной среде. Способность к системному видению. Способность к сравнительному анализу и синтезу экономических процессов. Способность к общению (устному и письменному), умению выносить аргументированные суждения в профессиональной области на основе неполной и противоречивой информации. Способность к соединению разнодисциплинарных аналитических инструментов в приложении к решению конкретных задач. Умение видеть причинно-следственные связи конкретных ситуаций. | Образовательные методики (формы проведения занятий) Работа на семинарских занятиях, в том числе выступления с докладами, краткими сообщениями по научной литературе и текущим событиям. Групповые презентации, с предварительной работой на Интернет-форуме с участием преподавателей. Предоставление конспектов статей. |
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции Рецензирование и оценка групповых и индивидуальных презентаций. Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью Mindmanager Итоговый зачет. Итоговый экзамен. | |
Системные компетенции: Способность демонстрировать самостоятельное обучение и самостоятельную работу над историографическим материалом. Владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований Владение навыками аналитического и стратегического мышления в контексте определенной исторической эпохи той или иной страны Умение корректно выбирать, применять, сочетать и модифицировать общенаучные , качественные и количественные методы исследования, исходя из конкретных теоретических и практических задач. Способность модулировать теоретический язык к языку конкретной ситуации. Умение использовать на практике результаты научных исследований. | Образовательные методики (формы проведения занятий) Работа на семинарских занятиях выступления, в том числе выступления с докладами, краткими сообщениями по научной литературе и текущим событиям. Групповые презентации, с предварительной работой на Интернет-форуме с участием преподавателей. Предоставление конспектов статей. |
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции Рецензирование и оценка групповых и индивидуальных презентаций. Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью Mindmanager Итоговый зачет. Итоговый экзамен. | |
Коммуникационные компетенции: Владение логико-лингвистическими и логико-графическими методиками обработки информации, в т.ч. методом функционального анализа. Способность к восприятию и документированию мультимедийной информацией в режиме реального времени. Способность к одинаковому пониманию темы и терминологию, в том числе и на иностранных языках. Способность представить результаты анализа проблем, изучаемых в рамках модуля, в устной и письменной форме. | Образовательные методики (формы проведения занятий) Работа на семинарских занятиях, выступления, в том числе выступления с докладами, краткими сообщениями по научной литературе и текущим событиям. Групповые презентации, с предварительной работой на Интернет-форуме с участием преподавателей. Предоставление конспектов статей Форма проверки развития (степени овладения) компетенции Рецензирование и оценка групповых и индивидуальных презентаций. Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью Mindmanager Итоговый зачет. Итоговый экзамен. |