Трансакционные издержки и внешниеи эффекты. теорема коуза

Понятие и виды трансакции

В современной институциональной теории ключевым является понятие трансакцинных издержек.

Трансакция – деятельность человека в форме отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе, которые осуществля­ются в процессе планирования, контроля выполнения обещаний, а также адаптации к непредвиденным обстоятельствам.

Выделяют три типа трансакций: торговые, рационирования и управления [46].

В торговой трансакции для осуществления фактического отчуждения и при­своения прав собственности и свобод необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них в соответствии с относи­тельной переговорной силой, юридическим статусом и т.п. Таким образом, в данной трансакции условием присвоения блага одним является признание контр­агентом наличия ценности в вещи не меньшей, чем та, которой обладает для него вещь, находящаяся в его распоряжении.

Торговая трансакция - единственная форма, в которой возможно соблю­дение условий симметричности правовых отношений между контрагента­ми.

Суть торговой трансакции состоит в обмене правами собственности на основе добровольного соглашения между обменивающимися сторонами, что является следствием симметричности правовых отношений, в которых оказываются данные экономические агенты. Законодатель может от­дать свой голос в поддержку того проекта, в котором его интересы выражены относительно слабо, в обмен на аналогичную поддержку со стороны другого законодателя проекта, в котором заинтересован первый.

В трансакции управления ключевым является отношение управления-подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне (вследствие деле­гирования, узурпации, приобретения и т.п.). Данный вид трансакций существует во внутрифирменных отношениях, в бюрократических организациях, а в более широком плане – во внутри иерархических отношениях. Трансакции управле­ния существуют в силу того, что право на принятие решения обменивается на доход, ожидаемая полез­ность которого должна превышать ту, которая соответствует рыночной ставке заработной платы на рынке. В связи с этим условием контракты по найму рабо­чей силы радикально отличаются от других добровольных контрактов, делая необходимым выделение в качестве особого права свободы.

В трансакции рационирования асимметричность правового положения сторон сохраняется, но место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. В частности, составление бюджета компании советом директоров, так же как и федерального бюджета правитель­ством и утверждение органом представительной власти, решения арбитражного суда по поводу спора, возникающего между действующими субъектами, по­средством которого распределяется богатство, являются трансакциями рацио­нирования. В данной трансакции одна сторона (совет директоров, суд) определяет права другой (ру­ководители подразделений, истец и ответчик).

Здесь возможны обращения одной стороны к другой, которые внешне могут напоминать переговоры: для доказательства возможности при­своения или необходимости отчуждения блага необходимо представить доста­точные основания. Однако только одна сторона обладает исключительным (формально) правом принятия окончательного решения. Рационирующий субъ­ект не обязательно обладает возможностью определять действия рационируемого, как это происходит в трансакции управления.

В отличие от трансакции управления активную роль в реализации прав свобод выполняют претенденты на соответствующую долю богатства. В отличие же от трансакции сделки переговоры осуществляются в виде выдвижения аргументов, подачи прошении, красноречия. Таким образом, порядок действии в трансак­циях управления и рационирования каждой из сторон определяет особенности получаемого результата.

Одни и те же операции могут быть опосредованы различными типами трансак­ций в зависимости от правил, которые упорядочивают взаимоотношения между экономическими агентами.

Наши рекомендации