Тема 1 предмет и метод экономической теории. место и роль экономической теории в развитии общества

Предмет курса

Для начала рассмотрим, что означает термин «экономика».

Автором термина является некий мудрый грек по имени Ксенофонт, который жил в 4 веке до нашей эры. В научный оборот термин введен Аристотелем. А означает этот термин «искусство ведения хозяйства». И это определение актуально по сей день. Приведем такой пример: пусть двум хозяйкам на ведение домашнего хозяйства выдана одинаковая сумма денег (60 тысяч тенге). Первая хозяйка истратила их в течение нескольких дней, а второй хозяйке этих денег хватает на месяц, и еще остается «заначка» на косметику. Кто из вышеуказанных двух хозяек может быть названа более экономной? Конечно, вторая.

Значение экономики как области знаний определяется следующим. Американский философ Маслоу в своей пирамиде потребностей на первую ступень поставил утилитарные потребности, такие как потребности в пище и жилище. Их можно отнести к группе материальных потребностей. Образно говоря, человек «должен есть, чтобы жить». Поэтому экономика, изучающая материальную сферу, является важнейшей областью знаний.

Раймон Барр, автор учебника «Политэкономия» и бывший министр Франции, сказал примерно так: «Экономическая деятельность бывает тогда, когда имеют место следующие моменты:

1) Редкость чего-либо. Образно говоря, когда чего-то мало, мы становимся в очередь и готовы заплатить деньги. А деньги – всеобщий эквивалент в экономике. Поэтому экономические блага редки, а неэкономические блага находятся в изобилии. Например: вода в водоемах – неэкономическое благо, т.к. находится в изобилии, однако вода питьевая, которую мы покупаем в магазине, является экономическим благом, т.к. это редкое благо.

2) Выбор использования редкого. Проблема выбора стоит всегда перед человеком, ведь природой ему отпущено мало времени для жизни. Такие проблемы как «жениться – не жениться», «учиться – не учиться» и т.д. возникают постоянно перед человеком. В экономике - это выбор использования ограниченного количества денег потребителем, либо выбор использования средств фирмы в той или иной сфере бизнеса, либо выбор использования ресурсов для производства тех или иных товаров обществом.

3) Цена выбора (упущенные возможности) или альтернатива. Это то, что человек потерял, выбрав данный путь, а не другой. К примеру, в экономике, это максимальная зарплата, которую теряет студент-очник, изучая науки. Предприниматель имеет упущенные возможности в других секторах, вложив средства в данную сферу бизнеса.

Отсюда главная проблема в экономике - проблема эффективности, т.е. получение максимальной отдачи от вложенных средств. Поэтому «homo ekonomikus» - человек рациональный, он рассуждает с точки зрения «издержки - выгоды». Эта та сфера жизни, где он думает, образно говоря, не сердцем, а головой. Причем, необходимо напомнить, что любая теория – это идеал, т.е. экономическая теория изучает поведение идеального «экономического человека».

Для такого субъекта экономики как потребитель проблема эффективности означает максимальное удовлетворение его потребностей с помощью ограниченного содержимого кошелька, для фирмы - достижение максимальной прибыли, для общества в целом – максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества при наличии ограниченных ресурсов.

Российский экономист А.М.Никитин предложил понятие «гиперэкономика». Он считает, что рациональные действия человека в настоящее время соизмеряемы с условиями природной среды для обеспечения максимального времени его пребывания на земле. Это особенно актуально сейчас, когда происходит резкое обострение экологических проблем.

Если рассмотреть исторический аспект, надо учесть, что когда-то, в средние века, предметом изучения теоретической экономики являлось домашнее хозяйство, а наука называлась «Экономия».

По мере развития товарных отношений и становления капиталистической экономической системы появилась наука «Политическая экономия». Автором этого термина является Антуан де Монкретьен. Политическая экономия изучала производственные отношения, возникающие между людьми в процессе общественного воспроизводства. В эпоху зарождения капитализма сфера производства являлась главным источником богатства, поэтому понятия «производственные отношения» и «экономические отношения» являлись тождественными понятиями. Эти отношения имели троякий характер:

1) Социально-экономические отношения (отношения собственности, распределения дохода). Социально-экономические отношения считались определяющими, т.к. политэкономия, что видно даже по названию, рассматривала отношения социальных классов.

2) Организационно-экономические отношения (отношения в сфере менеджмента, маркетинга).

3) Технико-экономические отношения (отношения, связанные с технологией производства).

На рубеже ХIХ-ХХ вв. появилась наука «Экономикс». Автором этого термина является профессор Кембриджского Университета А.Маршалл. Предметом изучения «Экономикс» является проблема максимального удовлетворения безграничных потребностей людей с помощью товаров, произведенных из ограниченных ресурсов.

Безграничность потребностей – это то, что присуще всем людям (за исключением аскетов или бомжей). Человек потому, наверное, ходит вертикально, что стремится к лучшему, в т.ч. в материальной сфере.

Потребность – это желание, нужда в чем-либо. Формула потребности - «хочу». Р.Барр дал такое определение этому понятию: «Это желание продлить приятное и прекратить неприятное», что тоже верно. Потребности бывают физиологические (в пище), эстетические (желание жить в окружении красивого), в безопасности, социальные (например, желание иметь определенный статус в обществе), психологические (желание быть в гармонии с кем-то конкретно или людьми вообще), материальные (в конкретных материальных благах) и т.д.

Чтобы удовлетворить материальные потребности людей, надо произвести товары из определенных ресурсов. Ресурсы - это то, с помощью чего можно произвести материальные блага. К ним можно отнести:

ü труд;

ü предпринимательский талант;

ü природные ресурсы;

ü капитал;

ü деньги;

ü время;

ü информацию.

В отличие от ресурсов, факторы производства – это то, с помощью чего производятся товары. Например, лес – это ресурс. Но если лесные угодья используются в производственных целях, для получения дохода, они становятся еще и факторами производства. Предлагаемый курс «Экономическая теория», составлен на основе типовой программы для экономических специальностей и условно включает 3 раздела:

· основы экономики, где вы рассмотрите такие понятия, как собственность, экономические системы, элементы рыночной системы и т. д.

· основы микроэкономики, которая изучает поведение отдельных индивидов, таких как фирма и потребитель, а также рынки отдельных товаров и ресурсов. Например, как формируются спрос и предложение на рынках товаров и ресурсов.

· основы макроэкономики, которая изучает проблемы экономической системы в целом, такие как инфляция, безработица, экономический рост.

Предмет отвечает на вопрос «Что». Предметом данного курса является изучение экономических отношений, возникающих между людьми в процессе удовлетворения безграничных потребностей при использовании ограниченных ресурсов.

При изучении курса выполняются следующие функции:

1. Практическая функция. Экономика - материальная сфера и этим реализуется эта функция.

2. Познавательная функция.При изучении любого курса Вы расширяете кругозор и при этом выполняется данная функция.

3. Идеологическая функция.Как в свое время политическая экономия являлась идеологией плановой экономической системы, так и сейчас экономическая теория является идеологией рыночной системы, где живет рациональный человек.

4. Методологическая функция. Наряду с микроэкономикой и макроэкономикой, экономическая теория является базовой теоретической дисциплиной. Главная задача всех базовых дисциплин – формирование определенного образа мыслей. Изучаемые на этих предметах теории, законы, принципы используются в дальнейшем при изучении всех прикладных дисциплин.

Методы познания

Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь познания». В

экономической теории используются общепринятые методы познания, которые изучаются в курсе философии. Это, прежде всего:

1. Метод научной абстракции. Абстракция – это обобщение, когда из ряда похожих явлений выделяют главное. Абстракцией являются понятия, формулы, теоретические законы. Например, закон перехода количества в качество или закон спроса, понятия «человек» или «стол», формула, по которой определяется окружность и т.д. Что дает человеку умение абстрактно мыслить? С нашей точки зрения, умение задавать и находить ответ на вопрос «почему», так как любые законы выявляют причинно – следственные связи, а зубрежка теоретических законов приучает человека задавать этот вопрос; развивает логику, так как, зная причину, можно спрогнозировать следствие; учит быстро принимать решения, благодаря умению выявлять главное.

2. Метод индукции или эмпирический метод (слово «эмпирио» означает опыт) – это метод познания от частного к общему. Например, от фактов - к теории.

3. Метод дедукции или гипотетический – метод познания от общего к частному, например, от гипотезы - к фактам. Так, упавшее на голову Ньютона с дерева яблоко привело к созданию его второго закона.

4. Метод сравнения - выявление различий и схожести нескольких явлений.

5. Аналогия - перенос свойств с известного явления на неизвестное явление.

6. Анализ - разделение целого на части.

7. Синтез-соединение частей в целое.

8. Моделирование. Экономическая модель – это формализованное описание какого-либо явления.

При изучении экономической теории используются и другие методы. Так, есть два способа анализа экономических явлений: позитивный и нормативный. Позитивный анализ – это анализ «как есть». Например, предложение «Дефицит бюджета составил 5% ВВП» является позитивным. Нормативный анализ осуществляется с точки зрения «как следует, как должно быть».Предложение «Дефицит бюджета должен составлять не более 2-3 % ВВП» является уже нормативным.

При изучении курса реализуются следующие принципы:

· Связь с практикой.Любая теория ничто без практики, просто грезы.

· Единство микро- и макроанализа.На этот счет один экономист сказал так: «Если на некий пейзаж смотреть глазами червяка – это микроэкономика, если на тот же пейзаж смотреть с высоты птичьего полета – это макроэкономика». Такой макроэкономический показатель как ВВП (валовый внутренний продукт) есть совокупность конечных товаров, произведенных в течение года субъектами микроэкономики – фирмами, находящимися на территории данной страны.

· Реальный историзм.Означает, что необходимо учитывать реальные исторические условия. Пример тому: разные пути развития стран СНГ, которые в начале перестройки находились примерно в одинаковых условиях.

Наши рекомендации