Экономический рост, его типы и показатели.
Экономический рост — это такая долгосрочная процедура, при которой повышается реальный объём национального производства и появляется возможность преодолеть ресурсные ограничения и выйти за кривую производственных возможностей.
Экстенсивный экономический рост — это рост за счёт расширения ресурсов, увеличения их количества на прежней технической базе.
Интенсивный экономический рост — это повышение производительности за счёт внесения новых технологий при сохранении количества потребляемых ресурсов. Это более сложный тип экономического роста, он осуществляется медленно, но обладает большей устойчивостью.
Первый подход определения факторов — основан на выделении прямых и косвенных факторов роста.
1) Прямые — делают экономический рост возможным (количество ресурсов, качество ресурсов, уровень организаторских способностей).
2) Косвенные — это факторы, которые обеспечивают реализацию прямых факторов (состояние кредитно-денежной системы, налоговой системы, инвестиционный климат и т.д.).
Второй подход — основан на выделении факторов роста производительности труда и капитала.
1) Факторы роста производительности труда — численность трудоспособного населения, уровень образования, уровень квалификации и другие факторы.
2) Факторы роста производительности капитала — уровень технической вооружённости, уровень использования новых технологий.
Для измерения объёмов национального производства в макроэкономике используются показатели, входящие в систему национальных счётов (СНС).
Система национальных счётов (СНС) — это совокупность данных, показателей, которые используются государством для описания итогов экономической деятельности страны в целом и для их последующего анализа.
СНС носит универсальный характер, что позволяет унифицировать процесс обмена информацией и сравнивать показатели разных стран.
Важнейшими показателями СНС являются ВВП и ВНП.
ВВП — это суммарная стоимость конечных товаров и услуг, произведённых в границах страны за определённый промежуток времени.
ВНП — это суммарная стоимость конечных товаров и услуг, произведённых резидентами страны за определённый промежуток времени.
Реальный ВВП — это номинальный ВВП, скорректированный на инфляцию.
ВВП рассчитывается по расходам и доходам. Доходы для одних субъектов рынка — это расходы для других. Расходы фирмы — это доходы домохозяйств.
ВВП по доходам — это сумма доходов от факторов производства. Это доходы от труда (ЗП), доходы от капитала (процент), рента и прибыль.
ВВП по расходам — это расходы всех субъектов рыночной экономики. Это расходы домохозяйств, расходы фирм (валовые инвестиции), расходы государства и чистый экспорт (экспорт – импорт).
ЧНП — чистый национальный доход.
ЧНП = ВВП – амортизация.
Национальный доход (НД) = ЧНП – косвенные налоги на бизнес.
В цене любой продукции есть косвенные налоги (например, акциз).
Личный доход (ЛД) = НД – налог на прибыль – нераспределённая прибыль фирм – взносы социальное страхование + трансферты + дивиденд на акцию.
Располагаемый доход = ЛД – налоги на ЛД.
ВВП в определённой степени отражает экономическое благосостояние нации, но не полностью: не учитывается ряд видов деятельности (уход за детьми, за больными, любая домашняя работа, частное строительство, репетиторство, теневая экономика).
Национальное богатство страны — всё то что накоплено поколениями.
Инвестиции. Эффект мультипликатора
Инвестиции – это вложение капитала в какое-либо дело путем приобретения ценных бумаг или непосредственно предприятия с целью получения дополнительной прибыли или оказания влияния на дела предприятия.
На величину инвестиций оказывают влияние следующие основные факторы:
1. Размеры сбережений населения.
2. Размеры дохода и ожидаемая норма прибыли.
3. Ставка процента за кредит.
Мультипликатор – коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций.
к=ЧНП/I
к – мультипликатор
ЧНП – прирост чистого национального продукта
I – прирост инвестиций
Кейнсианский мультипликатор инвестиций показывает, во сколько раз вырастает объем производства в результате роста инвестиций на одну денежную единицу, т.е. насколько данное увеличение инвестиций увеличит эффективный спрос в целом.