Совокупный спрос и совокупное предложение, факторы их определяющие
Совокупный спрос — агрегированный показатель, совокупность спросов всех макроэкономических агентов: домохозяйств, фирм, государственного сектора и иностранных агентов. Совокупный спрос не является простой суммой всех индивидуальных спросов потребителей. Это сумма таких спросов, как спрос на товары у домохозяйств, инвестиционный спрос, спрос на товары со стороны государства, и других.
Совокупное предложение — общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении).
Ценовой фактор: чем выше цена, тем выше предложение. Кривая AS показывает взаимосвязь реального объёма производства и уровня цен. При этом прослеживается прямая (положительная) зависимость: чем выше уровень цен, тем больше заинтересованность в дополнительном производстве товаров и услуг.
1. горизонтальный участок (на этом этапе доходы населения не велики, но развитие экономики требует увеличение нац. дохода, это возможно только при увеличении пр-ва и сдерживания уровня цен.
2. промежуточный участок ( параллельно увеличению доходов предприятия пр-дит увеличение доходов населения, что позволяет предприятиям не только увеличивать объёмы пр-ва, но и розничную цену.
3. вертикальный (кейсианский) участок (цена продолжает расти, доходы граждан растут, но объёмы пр-ва уже не увеличиваются, т.к. экономика работает уже на пределе и может возникнуть кризис перепроизводства.
Неценовые факторы:
1. Цены на ресурсы (чем выше цены на ресурсы, тем ниже предложение, цены на ресурсы регулируются долгосрочными контрактами).
2. Производительность (чем выше, тем выше предложение; в зарубежной экономической науке она рассчитывается как отношение реального объема производства к количеству используемых ресурсов. Можно сказать иначе, что производительность — это показатель среднего объема выпуска продукции на единицу затрат. Если производительность возрастает, значит, на том же ресурсном потенциале производится больший объем продукции и, следовательно, совокупное предложение возрастает, а кривая на графике сдвигается вправо).
3. Государственная политика (налоги, законодательство; оно может касаться либо налогов, либо субсидий. В случае ужесточения налоговой системы увеличиваются издержки и совокупное предложение сокращается, а если налоги снижаются, сокращаются издержки и совокупное предложение возрастает. Если речь идет о субсидиях, имеются в виду прямые правительственные платежи бизнесу или снижение налоговых ставок. И те, и другие сокращают издержки и, следовательно, стимулируют рост совокупного предложения).
Совокупный спрос формируется 4-мя секторами экономики:
1. Спрос домашнего хозяйства (от расходов на продовольствие и оплату коммунальных услуг до покупки автомобиля. Доля потребительских расходов в нац. продукте сост. более 60 %).
2. Спрос предприятий на инвестиционные товары (включают весь прирост физического объёма капитала и запасов, поизведённых жителями данной страны за опр. период времени. Чистые инвестиции равны валовым за минусом амортизации).
3. Спрос гос-ва на отечественные товары и услуги (включают расходы на нац. оборону, строительство дорог. выплаты местным органам власти. зарплвта гос. служащих).
4. Спрос иностранцев (чистый экспорт) (включает спрос на отечественные товары со стороны иностранцев, но не включает внутренние расходы на приобретение импортных товаров. Определяется как разница между экспортом и импортом).
Ценовые факторы, влияющие на совокупный спрос:
1. Эффект богатства (чем выше цены, тем ниже спрос).
2. Эффект процентной ставки (ссудная, депозитная, ставка рефинансирования).
3. Эффект импортных закупок (чем выше цена на отечественные товары, тем больше спрос на импорт).
Неценовые факторы:
1. Упаковка
2. Сервис
3. Экологичность продуктов
4. Сроки хранения
5. Государственные факторы (кредитная политика, соц. политика, инвестиционная политика, налоговая политика, законодательная политика, амортизационная политика)
6. Природные факторы (наводнение, землетрясение).
Следует различать совокупные расходы и конечные продажи. Объём конечных продаж отличается от нац. продукта на величину чистого экспорта и изменения величины запасов.
Совокупные расходы= ВНП + импорт – экспорт
Конечные продажи = ВНП+ импорт – экспорт – изменение величины запасов.