Налогово-бюджетная политика государства. Налоги их виды и функции.

Налогово-бюджетная политика – воздействие государства на уровень деловой активности по средствам изменения государственных расходов и налогообложения. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен. Она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанной как с безработицей, так и с инфляцией. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет – система денежных отношений государства, через которую осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с различными организациями, называются бюджетными. Они возникают в распределительном процессе и связанны с формированием и использованием центрального бюджетного фонда денежных средств, которые предназначены для удовлетворения общих государственных потребностей. Размер бюджетного фонда зависит от уровня развития экономики, метода управления, социальных задач. Гос. бюджет составляет собой основной бюджет государства на текущие 3 года, имеющий силу законности. Через год гос. бюджет мобилизуется средствами предприятий и организаций различных форм собственности, и частично мобилизуются доходы населения. Мобилизованные средства отправляют на социально-культурные мероприятия, на укрупнение обороноспособности страны, на содержание органов гос. управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, на погашение гос. долга, на создание гос. материальных и финансовых резервов и на финансирование народного хозяйства.Мобилизуемость государства в налоги служит одним из главных средств осуществления главных экономических мероприятий.

Основные функции бюджета:

1) распределение ВВП и НД между отраслями и территориями;

2) перераспределение НД и ВВП;

3) государственное регулирование и стимулирование экономики;

4) финансовое обеспечение социальной политики;

5) контроль за образование и использование централизованного образования денежных средств.

Функции бюджета реализуются через бюджетный механизм, т.е. через способы и методы формирования доходов и расходов. Бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования инвестиций в экономику, с целью повышения ее эффективности. Величина бюджета отображает степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от масштабности структурных сдвигов экономики страны. Гос. бюджет строится по балансному методу дефицит и профицит.

Основные задачи бюджетной политики:

1) удержать экономику от спада производства;

2) обеспечить финансовую стабильность (укрупнение денежного обращения, снижение бюджетного дефицита, подавление инфляции);

3) стимулировать инвестиционную активность;

4) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

5) создать систему действенного контроля за эффективным и целенаправленным использованием гос. расходов;

6) усилить контроль за величиной гос. долга.

В систему НБС помимо федерального водит бюджет и субъектов РФ (региональный) и местный бюджет (бюджет муниципального образования). Бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местного называется консалитированным бюджетом государства. Он используется и служит для представления субвенций из федерального бюджета. Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые на финансирование строго целевого мероприятия на безвозвратной основе.

Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);

регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).

Виды налогов по объекту:

прямые;

косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция.

Виды налогов по субъекту:

центральные;

местные.

В России существует трехуровневая система:

федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

маркированные;

немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд,фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаютсянемаркированными.

Виды налогов по характеру налогообложения:

пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):

земельный налог;

налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;

налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):

НДС;

акцизы;

экспортные тарифы;

налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:

налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;

целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;

налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;

сбор на нужды образовательных учреждений;

сборы за парковку автомобилей;

налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

Наши рекомендации