Государственный бюджет Республики Беларусь
В Республике Беларусь в 1992 году приняты основные законодательные акты, регламентирующие бюджетный процесс. Прежде всего, Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь», Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», ряд законов о налогах. Ежегодно Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принимается Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на следующий год, внесенный Президентом Республики Беларусь.
В функциональной классификации расходов государственного бюджета Республики Беларусь согласно международной практике выделено 10 разделов:
1. общегосударственные расходы;
2. национальная оборона;
3. правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
4. национальная экономика;
5. охрана окружающей среды;
6. жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство;
7. здравоохранение;
8. физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации;
9. образование;
10. социальная политика.
Такая группировка бюджетных расходов отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и др. Приоритетными направлениями системы расходов государства стали социальная защита населения и развитие наукоемкого производства. На финансирование социально-культурных мероприятий ежегодно направляется более 1/3 бюджета.
Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников, секвестру (пропорциональному сокращению расходов по всем статьям бюджета) и блокированию (временной приостановке финансирования по отдельным статьям расходов бюджета). В бюджетной классификации доходы в целях облегчения налогово-бюджетного анализа разбиты на следующие группы: налоговые доходы; взносы на государственное социальное страхование; неналоговые доходы; безвозмездные поступления.
Доходы республиканского бюджета формируются за счет:
1. налогов, сборов (пошлин):
· на доходы и прибыль;
· чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
· налога на добавленную стоимость;
· акцизов;
· таможенных пошлин и таможенных сборов;
· экологического налога; налогов, сборов и иных платежей, перечисляемых в республиканский бюджет;
2. неналоговых доходов:
· за пользование банками денежными средствами республиканского бюджета;
· по бюджетным займам, предоставленным за счет средств республиканского бюджета;
· дивидендов на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности;
· части прибыли, уплачиваемой организациями в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
· арендной платы от сдачи находящегося в республиканской собственности имущества;
· от реализации материальных и нематериальных активов;
· от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества;
· штрафов, налагаемых таможенными органами за совершение административных правонарушений;
· прочих неналоговых доходов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
3. часть (ежемесячно перечисляется 80%) прибыли Национального банка Республики Беларусь; доход, полученный от размещения в банках-нерезидентах кредитов Международного валютного фонда и других иностранных кредитов, полученных Правительством Республики Беларусь и под его гарантии, в полном объеме перечисляется в доход республиканского бюджета.
В составе республиканских и местных бюджетов также создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению. Государственными целевыми бюджетными фондами являются государственный фонд содействия занятости, дорожный фонд, фонд охраны природы, фонд развития строительной науки, республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, различные инновационные фонды.
Основными источниками доходов республиканского бюджета являются налог на добавленную стоимость, акцизы, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями. Приоритетными направлениями бюджетных расходов являются повышение заработной платы, обеспечение других защищенных расходов (питание, медикаменты, трансферты населению, платежи по государственному долгу).