Сущность, структура и инфраструктура рынка
Рынок –система экономических отношений, складывающихся при купле-продаже товаров. Сущность рынкапроявляется в механизме взаимодействия покупателей и продавцов, который формируется на основе спроса и предложения. Главные экономические задачи рыночной экономики – что, как и для кого производить решаются с помощью рыночного механизма.
Рыночный механизм — реализация экономических отношений с помощью взаимодействия, спроса, предложения и цены. Основные элементы рыночного механизма: спрос; предложение; цена; конкуренция.
Условия возникновения рынка:
· общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, возникновение купечества; затем специализация производства;
· экономическая обособленность и самостоятельность производителя – частная собственность, производитель сам решает, какую продукцию и как производить, кому и где ее продавать.
Существуют десятки определений рынка, каждое из которых акцентирует внимание на определенной его характерной черте:
– рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться;
– рынок — это система, в которой решения о распределении ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей людей, принимаются самими потребителями и производителями;
– рынок – это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количества товаров и услуг
– рынок — совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия продавца и покупателя, сфера обмена внутри страны и между странами;
Рынок —это система отношений обмена, устанавливающих непосредственную связь между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем).
Субъекты рынка — участники рыночных сделок (купли-продажи):
· домашние хозяйства — собственники и поставщики факторов производства, предприниматели (физические лица);
· объединения — предприятия, фирмы, акционерные общества, поставляющие товары или выполняющие услуги с целью получения дохода, прибыли;
· правительство (государство) — бюджетные организации, осуществляющие регулирование экономики.
Объекты рынка — материальные и нематериальные блага, факторы и средства производства, вовлеченные в отношения купли-продажи.
Принципы функционирования рыночной экономики:
· экономическая свобода участников рыночной экономики;
· многообразие форм собственности;
· примат потребителя (производство для потребителя);
· наличие инфраструктуры производства и потребления;
· рыночное ценообразование (на основе спроса и предложения);
· конкуренция в различных формах;
· открытость экономики – свободное осуществление хозяйственными организациями и предпринимателями внешнеэкономических операций;
· саморегулирование хозяйственной деятельности через рыночный механизм;
· договорные отношения между взаимодействующими экономическими субъектами.
Функции рынка:
· регулирующая — регулирует спрос и предложение через механизм цен;
· стимулирующая — стимулирует внедрение научных и технических разработок, снижение затрат на производство продукции, повышение ее качества, расширение ассортимента;
· информационная — дает необходимую информацию хозяйственным субъектам (фирма постоянно сверяет собственное производство с меняющимися условиями рынка);
· посредническая — дает возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу — наиболее подходящего покупателя;
· санирующая — избавляет общественное производство от нежизнеспособных фирм и поощряет развитие эффективных, перспективных фирм;
· социальная — дифференцирует субъектов рынка.
Рыночная экономика способствует (позитивные черты):
– удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг. Любой хозяйствующий субъект, писал А. Смит, «не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится к этому»;
– свободе выбора и действий потребителей и производителей;
– эффективному распределению ресурсов в соответствии с потребностями общества;
– гибкости и высокой адаптивности к изменяющимся условиям;
– максимальному использованию достижений и стимулированию научно-технического прогресса;
– невозможности возникновения хронического дефицита. Неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитного продукта, тем самым, снимая проблему дефицита;
– созданию стимулов к труду.
Негативные черты рыночной экономики:
– монополизация рынка ведет к ограничению конкуренции, падает эффективность распределения ресурсов;
– рыночная система обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды;
– рынок не обеспечивает социальной справедливости; неравенство в доходах также ведет к неэффективному распределению ресурсов;
– рынку присущи такие негативные экономические явления, как инфляция, безработица, цикличность.
Структура рынка:
· по объектам обмена—товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный, информации, интеллектуального продукта;
· в пространственном разрезе — местный (локальный), региональный, национальный, всемирный (мировой);
· по механизму функционирования — свободный (регулирует конкуренция), монополизированный (производство и обращение определяет группа монополий), регулируемый (регулирует государство);
· по законодательству – легальный (официальный), нелегальный (теневой);
· по степени насыщенности — равновесный (спрос и предложение равны), дефицитный (спрос превышает предложение), избыточный (спрос меньше предложения)
Инфраструктура рынка– система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Включает:
· биржи. Виды бирж:
– товарные – форма торговли, при которой осуществляются оптовые сделки по купле-продаже товаров по образцам и стандартам предварительной биржевой экспертизы (продаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку);
– специализированные — объект сделки — определенный вид однородного товара; универсальные — объект сделки — множество товаров;
– фондовые — рынок оптовой торговли ценными бумагами (акции предприятий, компаний, фирм, облигации). Основная функция — мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг. Виды биржевых сделок: спот — реализация имеющегося товара и форвард - гарантия поставки товара в нужный срок (продается не сам товар, а право на его получение);
– биржа труда - организация, выполняющая посреднические операции при совершении купли-продажи рабочей силы;
· ярмарки — региональные периодические торги в определенное время (воскресенье, праздники и т.д.);
· аукционы — особые рынки, созданные в отдельных местах для продажи реальных товаров на конкурсной основе;
· информационная система обеспечения рынка; рекламные агентства;
· торговые сети (оптовая, специализированная, фирменная торговля);
· банковские и кредитно-сберегательные учреждения, средние и мелкие коммерческие банки; страховые и аудиторские компании.