Управление внешнеэкономической деятельностью 1-25 01 03 02 Внешнеторговая и коммерческая деятельность

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Заведующий (начальник) кафедрой Декан (начальник) факультета

(председатель методической

комиссии факультета)

д.э.н., профессор Данильченко А.В. д.и.н., профессор Шадурский В.Г.

____ ____________ 2012 г. ____ ____________ 2012 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Экономическая теория

(название учебной дисциплины)

для специальности ___________ «Международные отношения»

Составитель: д.э.н. Солодовников Сергей Юрьевич

Рассмотрено и утверждено

на заседании совета _____________________________________________________ 2012 г.,

протокол № _____

Управление внешнеэкономической деятельностью 1-25 01 03 02 Внешнеторговая и коммерческая деятельность - student2.ru

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

Управление внешнеэкономической деятельностью 1-25 01 03 02 Внешнеторговая и коммерческая деятельность

Основы ВЭД Организация и техника внешнеторговых операций

Международная экономическая интеграция Международные валютные и финансовые отношения

Европейское трансграничное сотрудничество Конъюнктура мировых товарных рынков

Внешнеторговая политика малой экономики Ситуационный анализ внешнеэкономических процессов

Транзитивная экономика Международный бизнес

Международные расчеты Венчурная деятельность

Международный маркетинг Международный маркетинг

Методология исследования мировой экономики Международная трудовая миграция

Экономика, управление ВЭД Экономика, управление ВЭД

Финансовый менеджмент Финансовый менеджмент

Антидемпинг в международной торговле Антидемпинг в международной торговле

Учебно-методический комплекс по курсу

«Экономическая теория»

Электронный учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Экономическая теория» создан в соответствии с требованиями Положения об учебно-методическом комплексе на уровне высшего образования и предназначен для студентов специальности «Международные отношения». Содержание разделов УМК соответствует образовательным стандартам данной специальности, структуре и тематике учебной программы по дисциплине «Экономическая теория».

Главная цель УМК – оказание методической помощи студентам в систематизации учебного материала в процессе подготовки к итоговой аттестации по курсу «Экономическая теория». Отличительной особенностью данного комплекса является его профильная направленность, учитывающая особенности специальности «Международные отношения».

Структура УМК включает:

1. Учебно-программные материалы (разделы: организационно-методический,содержание учебного материала), включающие примерный тематический план дисциплины, содержание рабочей программы по курсу «Экономическая теория», планы семинарских занятий для самостоятельной подготовки студентов.

2.Учебно-методическое обеспечениедисциплины(конспект лекций по вопросам курса «Экономическая теория», вопросы для подготовки к зачету по дисциплине, задания, тесты, вопросы для самоконтроля, тематика рефератов и докладов, список литературы). Материал может быть использован для самостоятельной подготовки студентов к лекциям и практическим занятиям.

3. Учебно-практические указания по самостоятельной работе студентов, подготовке к семинарским занятиям, выполнению контрольных заданий, тестов, подготовке рефератов и докладов.

4. Форма контроля по дисциплине «Экономическая теория»(система контроля и оценки знаний студентов).

5. Справочные материалы, включающие отдельные положения нормативно-правовых актов Республики Беларусь, регулирующих экономические процессы, программно-планирующую документацию воспитательной работы БГУ.

Содержание и структура УМК рассмотрена и одобрена на заседании кафедры международных экономических отношений ФМО (протокол № 10 от 22.05.12 г.)

Пояснительная записка

Учебная программа курса «Экономическая теория» предназначена для изучения общих вопросов экономической теории студентами неэкономических специальностей факультета международных отношений. Программа разработана на основе Типовой учебной программы для студентов неэкономических специальностей высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь в 2008 г.

Экономическое образование является важнейшим элементом социально-гуманитарного образования, одной из составных частей общего мировоззрения. Оно формирует навыки поведения личности в современных условиях рыночной экономики. Это предъявляет особые требования к уровню экономического образования будущих специалистов и определяет цели и задачи преподавания предмета «экономика»

Основные цели преподавания дисциплины:

• развитие экономического мышления студента;

• формирование фундамента экономических знаний на основе изучения достижений мировой экономической мысли;

• выявление специфики экономических отношений в Республике Беларусь;

• формирование и развитие у студентов умений анализировать состояние и тенденции социально-экономического развития национальной и мировой экономики.

Программа курса «Экономическая теория» направлена на усвоение не абстрактных теоретических истин, а на получение багажа экономических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение экономическими понятиями и категориями, которые отражают объективные экономические процессы, на формирование навыков выбора эффективных управленческих решений.

Теоретическая направленность курса согласована со всей совокупностью хозяйственных, социальных, политических и культурологических отношений. Они рассмотрены в единстве и взаимозависимости как основные элементы социально-экономической системы и экономической культуры поведения.

Задачи изучения дисциплины:

· формирование знаний по вопросам закономерностей развития социально-экономических отношений, реализации интересов экономических субъектов, рыночного механизма хозяйствования и экономической роли государства в современных экономических системах, раскрыть основные экономические категории и законы функционирования экономических систем;

· формирование у студентов не мифологизированное, а научное представление о современной социально-ориентированной преимущественно рыночной экономической системе, что будет способствовать выработке у них позитивной экономической идеологии;

· усвоение основных экономических понятий и проблем (предмет и функции экономической теории, методы экономической науки, потребности и ресурсы, эффективность, модели рыночной экономики, спрос, предложение и рыночное равновесие, эластичность спроса и предложения, основы поведения субъектов современной рыночной экономики, основные макроэкономические показатели, сущность и функции денег, денежно-кредитная система и ее структурные элементы, финансовый сектор экономики, его структура и основы функционирования, предпосылки возникновения и структура мировой экономики, формы экономических отношений в мировом хозяйстве, платежный баланс и его структура, глобализация);

· изучение основных законов (принципов) функционирования рынка, определяющих механизмы ценообразования, поведение экономических субъектов, способы эффективного размещения и использования ограниченных ресурсов;

· выяснение функций и границ эффективности рыночной системы, а также основных форм регулирования экономики.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать и уметь объяснить:

• основные экономические понятия и категории;

• тенденции развития объективных социально-экономических процессов;

• основные задачи экономики;

• основные экономические цели общества;

• основы поведения экономических субъектов в рыночной экономике:

• основные формы фискальной и денежно-кредитной политики;

• особенность экономических процессов в Республике Беларусь;

уметь:

• анализировать социально-экономические процессы в Республике Беларусь и за рубежом;

• использовать экономические знания для принятия рациональных экономических решений и осуществления предстоящих социальных и профессиональных функций;

• осуществлять поиск и анализ необходимой информации из различных источников;

• различать объектный и субъектный, объективный и субъективный анализ экономической информации;

• аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения социально-экономических проблем:

Программа составлена на основе модульного подхода. В логической последовательности представлены следующие модули: «Введение в курс», «Основы теории микроэкономики», «Основы макроэкономики», «Основы международной экономики».

Структура курса включает четыре раздела. Первый – «Введение в курс» раскрывает общие основы экономики, содержит понятия экономических систем, экономики и законов ее развития, определяет место, роль экономической науки в развитии общества и методы экономических исследований, раскрывает элементы рыночного механизма хозяйствования и инструменты, необходимые для решения тех или иных экономических проблем. В разделе «Основы микроэкономики» внимание уделяется деятельности первичных структурных звеньев экономики, теории потребления и производственной деятельности фирмы. В разделе «Основы макроэкономики» исследуется национальная экономика в целом, проблемы макроэкономического равновесия и нестабильности, денежно-кредитной и социальной политики государства. Раздел «Основы международной экономики» отражает вопросы формирования и функционирования экономических отношений в мировом сообществе, процессы интеграции и глобализации мирового хозяйства.

Содержание данного курса является базовым для изучения экономических предметов и дополняется за счет углубленного изучения предмета «Международные экономические отношения» и других.

№ n/n Название дисциплины Управление внешнеэкономической деятельностью 1-25 01 03 02 Внешнеторговая и коммерческая деятельность - student2.ru Управление внешнеэкономической деятельностью 1-25 01 03 02 Внешнеторговая и коммерческая деятельность - student2.ru Управление внешнеэкономической деятельностью 1-25 01 03 02 Внешнеторговая и коммерческая деятельность - student2.ru Управление внешнеэкономической деятельностью 1-25 01 03 02 Внешнеторговая и коммерческая деятельность - student2.ru Распределение по семестрам экз. зач. к/р Управление внешнеэкономической деятельностью 1-25 01 03 02 Внешнеторговая и коммерческая деятельность - student2.ru Количество часов Управление внешнеэкономической деятельностью 1-25 01 03 02 Внешнеторговая и коммерческая деятельность - student2.ru Управление внешнеэкономической деятельностью 1-25 01 03 02 Внешнеторговая и коммерческая деятельность - student2.ru Управление внешнеэкономической деятельностью 1-25 01 03 02 Внешнеторговая и коммерческая деятельность - student2.ru Всего Лекции Семинар. КСР ауд.
  Экономическая теория    
                 

РАЗДЕЛ 1.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  №п/п   Наименование разделов, тем Количество часов*
Аудиторные Самост. работа
Лекции Практич., семинар. Лаб. занят. КСР
             
Раздел 1. Основные закономерности функционирования экономики Экономическая теория: предмет и метод       -  
Потребности и ресурсы -   -  
Экономические системы   -  
Рыночная экономика и ее модели   -  
  Раздел 2. Основы теории микроэкономики    
Рыночный механизм   -  
Основы поведения субъектов современной экономики    
Рынки ресурсов и пофакторное распределение доходов   -  
  Раздел 3. Основы теории макроэкономики   -  
Основные макроэкономические показатели   -  
Макроэкономическое равновесие   -  
Макроэкономическая нестабильность   -  
Особенности функционирования денежного рынка и монетарная политика государства   -  
Финансовый сектор экономики   -  
  Раздел 4. Основы теории мировой экономики. -    
Мировая экономика и экономические аспекты глобализации -   -  
Международные валютные отношения -    
  Всего по курсу -  

РАЗДЕЛ 2.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 5. Рыночный механизм

Понятие рыночного механизма, его составляющие.

Спрос. Зависимость величины спроса от цены. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.

Предложение. Зависимость величины предложения от цены. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.

Отраслевое рыночное равновесие. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Товарный дефицит и товарные излишки. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену.

Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Коэффициенты эластичности спроса по цене. Эластичный, совершенно эластичный, неэластичный, совершенно неэластичный спрос, спрос с единичной эластичностью. Факторы эластичности спроса по цене.

Перекрестнаяэластичность спроса. Коэффициенты перекрестной эластичности спроса.

Эластичность спроса по доходу. Коэффициенты эластичности спроса по доходу. Нормальные и низшие товары. Товары Гиффина

Эластичность предложения. Коэффициенты эластичности предложения. Факторы эластичности предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения. Практическое значение анализа эластичности. Эластичность и налоговое бремя.

Конкуренция: понятие, виды. Совершенная и несовершенная конкуренция. Модели несовершенной конкуренции: абсолютная монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония. Монопольная власть и монопольная прибыль. Экономические последствия и социальные издержки монополии. Ценообразование при абсолютной монополии. Естественная монополия и ее экономическое регулирование.

Монополистическая конкуренция. Неценовая конкуренция, ее формы и виды.

Основные модели олигополистического ценообразования и альтернативные стратегии. Государственная антимонопольная политика.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 4. Рыночный механизм

Спрос и предложение как элементы рыночного механизма.

Равновесная цена и ее роль в регулировании рынка.

Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене и по доходу. Предложение и его эластичность.

Эффективность конкурентных рынков. Виды и методы конкурентной борьбы

Экономическая характеристика монополии. Экономическое регулирование естественной монополии.

Механизм олигополистического ценообразования. Антимонопольная политика государства.

7. Решение задач.

8. Тесты.

Доклады: «Государственная антимонопольная политика: задачи и методы реализации». «Государственное ограничение монополистической деятельности (на примерах законодательства США, Японии, Германии, России, РБ)».

Литература:

Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 2000.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р., Экономика. М., Дело. 1993.

Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М., 1991.

. Экономика: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Плотницкого. М., 2002.

Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. /Пер. с англ. – М.: Новости. 1992

РАЗДЕЛ 3.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Методы экономической науки

Метод науки - принципы, подходы, формы и способы познания предмета данной науки.

Диалектический метод:

· все явления и отношения находятся в процессе развития и изменения;

· развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему;

· движущей силой развития являются единство и борьба противоположностей.

Метод научной абстракции— очищение исследуемого предмета от частного, случайного и выделение наиболее существенного, постоянного, типичного Результат научной абстракции — категории, понятия, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов (цена, прибыль, рента и т.п.), и экономические законы (принципы), отражающие постоянные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями (закон спроса: повышение цены (причина) ведет к снижению спроса (следствие)).

Метод анализа и синтеза — предмет, явление расчленяются на составные элементы, которые изучаются, и дается определение целого; при синтезе происходит соединение элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, противоречия и намечаются пути их устранения.

Метод индукции(вывод теории из фактов и наблюдений) и дедукции(формулирование гипотез и подтверждение их фактами).

Метод исторического и логического — происхождение явления, этапы и тенденции его развития.

Метод системного подхода – экономический объект рассматривается как система, с выделением причины и следствий, корреляционной зависимости.

Экономическое моделирование–модели представляют собой упрощенное, формализованное описание экономической реальности, они, игнорируя многочисленные второстепенные детали позволяют лучше понимать и описывать причины, взаимосвязи, последствия тех или иных экономических процессов и явлений.

Математическое моделирование в экономике достаточно сложно, так как экономика — многомерная система, характер функционирования и развитие которой носит в значительной мере стохастический (вероятностный) характер, находится под воздействием множества внешних факторов.

Функциональный анализ. При характеристике зависимостей и взаимосвязей между экономическими процессами одни факторы рассматриваются как данные, независимые, а другие как зависимые, производные от первых. Например, спрос рассматривается как функция цены.

Экономический эксперимент — это искусственное воспроизведение экономических явлений в определенных условиях с целью их изучения и дальнейшего практического изменения. Экономическая теория использует и другие методы: графических изображений, статистические, математические, сравнительного анализа и т. д.

Классификация потребностей

Потребности — это выражение нужды, недостатка в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Они порождаются биологической природой человека, его духовным миром, экономическими, социальными условиями его жизни, научно-техническим прогрессом и т.д. Взаимосвязь потребностей и производства отражается в следующем:

· потребности — внутренне побуждающий мотив производства;

· производство создает экономический продукт и порождает конкретную потребность в них.

Экономике

Схематично рыночная организация экономики может быть представлена моделью экономического кругооборота, характеризующей движение реальных экономических благ (товаров и ресурсов), сопровождающееся встречным движением денег (рис.2).

Управление внешнеэкономической деятельностью 1-25 01 03 02 Внешнеторговая и коммерческая деятельность - student2.ru

Рис.2. Модель кругооборота ресурсов и доходов

На рынке товаров фирмы выступают в качестве продавцов, а домашние хозяйства — в качестве покупателей товаров и услуг, а на рынке ресурсов фирмы — покупатели ресурсов, а домашние хозяйства — продавцы. Домашние хозяйства получают доход, продавая принадлежащие на правах частной собственности ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательские способности). На получаемый доход, состоящий из заработной платы, процента, ренты и прибыли, домашние хозяйства приобретают необходимые им товары и услуги. Внешний контур кругооборота показывает перемещение товаров и ресурсов между домашними хозяйствами и фирмами. Внутренний контур показывает потоки платежей в денежном выражении.

Суммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домашних хозяйств.

Модели рыночной экономики

Проявления негативных сторон рынка объясняют необходимость усиления роли государства в современной экономике. Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям: через государственный сектор (базируется на государственной собственности) и государственное регулирование.

Государственное регулирование экономики –воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем.Основная причина необходимости государственного регулирования экономики – существование фиаско рынка:

· нарушение условий эффективного саморазвития и саморегулирования (кризисы, инфляция, безработица);

· несовершенство рынка – возникновение монополий, нарушение механизма ценообразования, недоброжелательность информации и т.д.;

· отрицательные побочные (внешние) эффекты;

· необходимость предоставления общественных благ;

· потребность в проведении специфической микроэкономической политики по стабилизации экономики.

Следовательно, рыночный механизм не всегда обеспечивает оптимальное распределение ресурсов, в некоторые отрасли и фирмы они могут поступать либо в чрезмерном, либо в недостаточном количестве. В первом случае задачей государства является нейтрализация негативных последствий. Для этого используются меры административного воздействия, налоги или штрафные санкции.

Модели рыночной экономики.В рыночной экономике государство не исправляет рыночный механизм, а создает условия его функционирования. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, выделяют следующие модели современного рыночного хозяйства.

1. Социальное рыночное хозяйство. Значительная доля государственного сектора (около 30%). Приоритет социальных программ. Долгосрочное программирование. Примеры: «шведская», «немецкая» модель» и другие.

2. Смешанная экономика. Небольшая доля государственного сектора (10-15%). Приоритет свободного рынка и частного предпринимательства. Государственное регулирование и контроль в отдельных сферах экономики. Наиболее полно проявляется в США.

3. Корпоративная экономика. Незначительная доля государственного сектора. Приоритет интересов крупного бизнеса. Поддержка государством национальных корпораций на мировом рынке. Примером такой модели является Япония.

Тема 5. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

1. Понятие спроса, ценовые и неценовые факторы спроса.

2. Эластичность спроса по цене и по доходу.

3. Предложение: понятие, факторы и эластичность.

4. Рыночное равновесие. Равновесная цена.

5. Совершенная и несовершенная конкуренция.

Деятельности

Теория производства рассматривает проблемы хозяйственной деятельности на микроуровне. Субъектами хозяйственной деятельности являются индивид (семья), группа индивидов (ассоциация), государство.

Хозяйствующий субъект— носитель хозяйственной деятельности, направленной на производство и продажу продукта труда с целью реализации своих экономическихинтересов. Основным типом хозяйствования в рыночной экономике является предпринимательство.

Предпринимательство— инициативная, новаторская деятельность хозяйствующего субъекта, осуществляемая на свой риск, под свою имущественную ответственность с целью получения прибыли. Признаки предпринимательства:

· экономическая свобода хозяйствующего субъекта — самостоятельно выбирает вид деятельности и решает, какие товары и услуги, в каком количестве производить и где продавать;

· материальная ответственность предпринимателя за прини­маемые решения (вплоть до банкротства);

· ориентация на коммерческий успех — стремление к максимизации прибыли;

· новаторство, творческий поиск (вынуждает конкуренция).

Организационно-правовые формы предпринимательства – комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, также между предприятием и внешними по отношению нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти. Наиболее распространены следующие организационно-правовые формы предприятий: единоличное владение; партнерство (товарищество); корпорация (объединение); кооперативы; государственные предприятия.

Единоличное владение — предприятие, находящееся в собственности одного лица или одной семьи, получающее прибыль и несущее всю ответственность. Черты единоличного владения:

· неограниченная ответственность (вплоть до личного иму­щества);

· ограниченные возможности (размер капитала);

· максимальная гибкость и оперативность (не надо ни с кем согласовывать экономическое поведение).

По размерам капитала – это как правило мелкие (малые) и средние предприятия. В последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в инновационные процессы и выполнять функции первопроходца в научно-технической сфере. Венчурное предприятие (англ. venture — рисковать, рисковое предприятие) — это малые предприятия занятые научными исследованиями, инженерными разработками, внедрением нововведений а также оказывающие разного рода инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции) и т.п.

Партнерство – объединение (товарищество) двух и более предпринимателей как совладельцев бизнеса для получения прибыли.

Черты партнерства: временный характер соглашения, разделение вклада, труда и доходов (можно не вкладывая капитала использовать свой труд и опыт).

Виды партнерства:

· с неограниченной ответственностью — форма предпринимательства, при которой партнеры отвечают по его обязательствам всем своим имуществом; кредитор в равной мере может предъявить имущественные претензии любому члену этого партнерства (солидарная ответственность); прибыль и убытки распределяются пропорционально вкладу (паю), а пайщик обязан лично участвовать в деятельности партнерства. В форме полных товариществ часто выступают торговые, консалтинговые (дающие консультации по проблемам рыночной конъюнктуры) фирмы, адвокатские конторы;

· с ограниченной ответственностью - ответственность члена ограничена его вкладом (паем) в капитал общества, и он рискует этой частью имущества;

· смешанное (коммандитное) - сочетается полное товарищество и товарищество с ограниченной ответственностью. Часть его участников (полные товарищи) от имени всего товарищества занимаются предпринимательской деятельностью и полностью отвечают по обязательствам общества всем своим имуществом. Другая часть участников (вкладчики-коммандисты) отвечают за деятельность товарищества только в пределах вклада.

Достоинства партнерства - являются сильнейшими в финансовом отношении, обладают большими возможностями в использовании квалифицированного менеджмента и осуществлении специализации партнеров.

Недостатки партнерства - неограниченная материальная ответственность, возможная несовместимость партнеров, разорение из-за крупного просчета одного из них.

Корпорация - объединение субъектов собственности для осуществления совместной деятельности в целях получения прибыли.

Достоинства корпорации - усиление контроля над собственностью, участие акционеров в принятии хозяйственных решений. Корпорация больше всего соответствует рыночной экономике - наиболее полно и взаимозависимо сочетаются экономичес­кие интересы индивида и ассоциации.

Недостатки - двойное налогообложение дохода (облагаются чистая прибыль корпорации и доход акционеров в виде дивидендов).

Акционерные общества (корпорации) — форма организации предприятия на базе акционерной собственности, в которой предприниматель отделен от собственника и собственности, а финансовая ответственность его ограничена. АО — основная организационная форма крупных предприятий. Управление – Собрание акционеров. Формы: открытые и закрытые АО (ОАО и ЗАО). В открытых – акции свободно продаются и покупаются, в закрытых – акции распространяются только среди учредителей данного общества и не поступают в открытую продажу.

Объединения предприятий:

– картель — соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах, рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д. Предприятия, вступающие в картельные соглашения, сохраняют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность;

– синдикат — соглашение, предусматривающее, что его участники сбывают свои товары через единую торговую контору, которая осуществляет также закупки сырья для участников синдиката. Последние сохраняют свою юридическую и производственную самостоятельность, но утрачивают коммерческую независимость;

– трест — объединение, в котором входящие в него предприятия теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Руководящий орган треста диктует предприятиям политику в отношении цен, условий сделок, объема производства и т.п.;

– концерн – наиболее развитая и распространенная форма объединений предприятий разных отраслей. Возникает концерн обычно посредством финансовых связей в технологически связанных производствах. Входящие в концерн предприятия номинально остаются самостоятельными, но фактически подчиняются единому хозяйственному руководству;

– конгломерат — объединение предприятий разных отраслей, но в отличие от концерна не имеющее головной фирмы;

– холдинг – компания, в состав активов которой входят контрольные пакеты акций других предприятий, которые становятся по отношению к холдингу дочерними предприятиями.

Особую форму объединений представляет финансово-промышленная группа (ФПГ) – сравнительно стабильное объединение промышленных, финансовых, торговых и других организаций, функционирующих в виде основных и дочерних обществ или объединивших полностью или частично свои материальные и нематериальные активы на основе соглашения об образовании ФПГ.

В основе объединения предприятий может лежать:

· горизонтальная интеграция — объединение предприятий одной отрасли, одной сферы производства;

· вертикальная интеграция — объединение предприятий разных отраслей, технологически связанных между собой;

· диверсификация — объединение предприятий разных отраслей, технологически между собой не связанных.

Кооператив- предприятие, организация, созданные путем добровольного объединения лиц на паевой или арендной основе для осуществления предпринимательской деятельности. Черты кооператива:

· хозяйственная самостоятельность и самофинансирование;

· материальная ответственность за результаты хозяйствен­ной деятельности;

· право собственности принадлежит самому кооперативу и не делится между его членами;

· при выходе из кооператива члену возвращается его доля дохода, а не доля в имуществе.

Государственный сектор в экономике представлен предприятиями, находящимися либо полностью в собственности государства, либо под его контролем, через владение контрольным пакетом акций.

Разновидности государственных предприятий:

· бюджетные предприятия — относятся к системе государственного административного управления, субсидируются за счет государственного бюджета;

· государственные корпорации — сочетают свойства коммерческого предприятия и государственного органа, в пределах установленного сверху плана осуществляют свою деятельность на коммерческой основе;

· смешанные компании — образуются в форме акционерных обществ, акции которых принадлежат государству и частным вкладчикам, действуют на коммерческой основе.

Государственные и муниципальные предприятия имеют, как правило, форму унитарных предприятий, т.е. коммерческой организации, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней имущество. В отличие от акционерных обществ и товариществ закрепленное за государственными предприятиями имущество находится в их хозяйственном ведении или активном управлении. Оно (имущество) не делится ни на паи или доли поскольку оно целиком принадлежит собственнику-учредителю — государству или муниципалитету.

Предприятия

Осуществляя производственную деятельность, предприятие использует определенные ресурсы (сырье, материалы, оборудование, труд и т.д.). Существует множество способов соединения факторов производства для выпуска заданного объема продукции. Зависимость между количеством вложенных ресурсов и объемом производства описывается производственной функцией.

Производственная функция характеризует максимальный объем выпуска, которого можно достичь при любом заданном наборе ресурсов:

Q = f (R1, R2,…..Rn),

где Q – объем выпуска (производства) продукции; R – количество используемых ресурсов разного вида.

Производственная функция – это технологическая функция, она устанавливает зависимость между количеством используемых ресурсов и объемом выпуска в натуральном выражении. При этом сами ресурсы (факторы) подразделяются на постоянные, которые не могут быть изменены в данный отрезок времени, и переменные.

Показатели измерения объемов производства:

· совокупный (общий) продукт – общий выпуск продукции, полученный при использовании всего объема применяемых факторов производства;

· средний продукт – выпуск продукции в расчете на единицу определенного ресурса;

· предельный продукт – прирост совокупного продукта в результате применения дополнительной единицы данного переменного ресурса.

При фиксированной величине одного ресурса (постоянного) увеличение вложений другого (переменного) ресурса на единицу, начиная с определенного момента ведет к уменьшению предельного продукта в расчете на каждую следующую единицу переменного ресурса, что отражает суть действия закона убывающей отдачи факторов.Оптимальным является такое отношение факторов (труда и капитала), при котором средний и предельный продукты труда достигают наибольшего значения.

Производство экономических благ осуществляется предприятиями (фирмами) и начинается с денежных средств, которые расходуются на покупку средств производства и рабочей силы. Производственные фонды используются для создания новой стоимости (готового пр

Наши рекомендации