Развитие рынка ценных бумаг в РФ.

Рынок ценных бумаг в России начал свое формирование в первой половине

1991 г. Для этого - первого - этапа были характерны такие процессы,

как появление первых открытых АО, появление государственных облигаций на

биржевых торгах, создание сотен бирж, начало функционирования первых ин-

вестиционных компаний и др. К концу этого этапа в основном было законче-

но формирование первичной нормативной базы развития рынка ценных бумаг.

Основными формальными вехами второго этапа развития PЦБ стали система

приватизационного законодательства 1992-1994 гг., и создание и развитие

организованного рынка государственных ценных бумаг в 1993-1995 гг.

Также в 1994 г. впервые началось ис-

пользование ценных бумаг для разрешения кризиса неплатежей. 1994 год оз-

наменовался также осуществлением первых крупных вложений иностранных ин-

весторов в акции российских приватизированных предприятий.

С окончанием реализации модели массовой приватизации (1992-1994 гг.)

в России завершается в значительной мере количественный этап институцио-

нальных преобразований. Его важнейшим итогом стало формирование новых

экономико-правовых механизмов и институциональных структур:

- корпоративного сектора экономики (свыше 50 000 зарегистрированных

АО);

- биржевого и внебиржевого рынков корпоративных ценных бумаг, включая

инфраструктуру торговли и вторичный рынок акций приватизированных предп-

риятий;

- системы (пока переходной, но уже довольно мощной) институциональных

инвесторов;

- социального слоя, который даже с учетом его крайней неоднородности

и недостаточной правовой защищенности можно назвать слоем собственников

(около 40 млн. акционеров по итогам массовой приватизации).

Для современного этапа развития рынка ценных бумаг характерны следующие

основные признаки:

- появление в 1994-1997 гг. законодательной и нормативной базы, опре-

деляющей институциональнорегулятивные аспекты функционирования рынка

ценных бумаг в России;

- позитивные качественные изменения 1994-1997 гг., связанные с разви-

тием инфраструктуры - около 200 лицензированных регистраторов, 6 лицен-

зированных депозитариев и подготовка к созданию центрального депозита-

рия, создание и развитие Российской торговой системы, формирование сис-

темы саморегулируемых организаций участников рынка;

- общие благоприятные тенденции и значительные резервы в развитии

ликвидности и капитализации рынка, возрастание стабильности рынка;

- вступление в силу в 1996 г. законов РФ "Об акционерных обществах" и

"О рынке ценных бумаг".

45.Денежно-кредитная политика: содержание, объекты, основные инструменты.

Под денежно-кредитной политикой подразумевается комплекс мер, предпринимаемых государством с целью регулирования количества денег в экономике. Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (Центральный банк РФ, казначейство, Министерство финансов и т. д.).

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке.

Субъектами денежно-кредитной политики выступают банки, прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

· политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;

· политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

Кредитная экспансия Центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

46.Финансовая система: содержание, объекты, субъекты, основные звенья.

Финансовая система это система форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также различных организаций и отраслей народного хозяйства. Каждое звено финансовой системы обслуживает определенную сферу распределения и перераспределения национального дохода посредством применения специфических форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образований. Эти особенности разграничивают отдельные звенья и финансовые отношения. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на публичную финансовую деятельность и имеет свои функции.

В настоящее время финансовая система Российской Федерации состоит из следующих звеньев:

1) бюджетная система, которую образуют федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

2) внебюджетные государственные и муниципальные фонды;

3) кредит;

4) обязательное государственное страхование;

5) финансы организаций любых форм собственности, объединений, предприятий, учреждений, отраслей народного хозяйства.

В экономических отношениях участвуют четыре субъекта:

государство; регион; хозяйствующий субъект; гражданин.

Наши рекомендации