Развитие рынка ценных бумаг в РФ.
Рынок ценных бумаг в России начал свое формирование в первой половине
1991 г. Для этого - первого - этапа были характерны такие процессы,
как появление первых открытых АО, появление государственных облигаций на
биржевых торгах, создание сотен бирж, начало функционирования первых ин-
вестиционных компаний и др. К концу этого этапа в основном было законче-
но формирование первичной нормативной базы развития рынка ценных бумаг.
Основными формальными вехами второго этапа развития PЦБ стали система
приватизационного законодательства 1992-1994 гг., и создание и развитие
организованного рынка государственных ценных бумаг в 1993-1995 гг.
Также в 1994 г. впервые началось ис-
пользование ценных бумаг для разрешения кризиса неплатежей. 1994 год оз-
наменовался также осуществлением первых крупных вложений иностранных ин-
весторов в акции российских приватизированных предприятий.
С окончанием реализации модели массовой приватизации (1992-1994 гг.)
в России завершается в значительной мере количественный этап институцио-
нальных преобразований. Его важнейшим итогом стало формирование новых
экономико-правовых механизмов и институциональных структур:
- корпоративного сектора экономики (свыше 50 000 зарегистрированных
АО);
- биржевого и внебиржевого рынков корпоративных ценных бумаг, включая
инфраструктуру торговли и вторичный рынок акций приватизированных предп-
риятий;
- системы (пока переходной, но уже довольно мощной) институциональных
инвесторов;
- социального слоя, который даже с учетом его крайней неоднородности
и недостаточной правовой защищенности можно назвать слоем собственников
(около 40 млн. акционеров по итогам массовой приватизации).
Для современного этапа развития рынка ценных бумаг характерны следующие
основные признаки:
- появление в 1994-1997 гг. законодательной и нормативной базы, опре-
деляющей институциональнорегулятивные аспекты функционирования рынка
ценных бумаг в России;
- позитивные качественные изменения 1994-1997 гг., связанные с разви-
тием инфраструктуры - около 200 лицензированных регистраторов, 6 лицен-
зированных депозитариев и подготовка к созданию центрального депозита-
рия, создание и развитие Российской торговой системы, формирование сис-
темы саморегулируемых организаций участников рынка;
- общие благоприятные тенденции и значительные резервы в развитии
ликвидности и капитализации рынка, возрастание стабильности рынка;
- вступление в силу в 1996 г. законов РФ "Об акционерных обществах" и
"О рынке ценных бумаг".
45.Денежно-кредитная политика: содержание, объекты, основные инструменты.
Под денежно-кредитной политикой подразумевается комплекс мер, предпринимаемых государством с целью регулирования количества денег в экономике. Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (Центральный банк РФ, казначейство, Министерство финансов и т. д.).
Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке.
Субъектами денежно-кредитной политики выступают банки, прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.
В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:
· политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;
· политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.
Кредитная экспансия Центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.
46.Финансовая система: содержание, объекты, субъекты, основные звенья.
Финансовая система это система форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также различных организаций и отраслей народного хозяйства. Каждое звено финансовой системы обслуживает определенную сферу распределения и перераспределения национального дохода посредством применения специфических форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образований. Эти особенности разграничивают отдельные звенья и финансовые отношения. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на публичную финансовую деятельность и имеет свои функции.
В настоящее время финансовая система Российской Федерации состоит из следующих звеньев:
1) бюджетная система, которую образуют федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;
2) внебюджетные государственные и муниципальные фонды;
3) кредит;
4) обязательное государственное страхование;
5) финансы организаций любых форм собственности, объединений, предприятий, учреждений, отраслей народного хозяйства.
В экономических отношениях участвуют четыре субъекта:
государство; регион; хозяйствующий субъект; гражданин.