Текущий доход и выбор потребителя
Экономические субъекты формируют свое потребление в зависимости от размеров получаемого ими располагаемого дохода (Yv), т.е. дохода с учетом выплаты трансфертных платежей (TR) и уплаты налогов в соответствии с установленной налоговой ставкой (ty)[16]. При этом изменение процентной ставки не оказывает решающего воздействия на потребительские расходы. На данное обстоятельство впервые обратил внимание Дж. М. Кейнс[17].
Основные постулаты кейнсианской теории потребления:
а). С ростом дохода люди увеличивают свое потребление, но не в той пропорции, в какой растет их доход: 0<су<1.
Пропорция распределения дохода на потребление и сбережения определяется предельной склонностью к потреблению (сY), которая отражает изменение потребления при увеличении текущего располагаемого дохода на единицу:
(5.7)
б). В случае изменения дохода в течение короткого периода потребители скорее всего не будут быстро реагировать на рост или сокращение дохода изменением потребительских расходов. В длительном же периоде по мере роста дохода доля, идущая на потребление, будет сокращаться. При этом следует иметь в виду, что воздействие увеличения совокупного дохода на совокупное потребление будет зависеть от социальной структуры общества и неравенства в распределении доходов, ибо более обеспеченные слои населения имеют меньшую склонность к потреблению и склонны больше сберегать, чем те, кто менее обеспечен. Таким образом, с ростом дохода средняя склонность к потреблению c^y =С/Yv падает, где c^y – средняя склонность к потреблению.
3. Зависимость между ростом доходов и изменением потребительских расходов отражает функция потребления, которая представлена в следующем виде:
С=С0+cуYv (5.8)
где С0 - величина автономного потребления, независимого от текущего дохода.
Автономное потребление является величиной положительной. Если семья не получает доход, то для поддержания минимального уровня потребления она будет брать в долг или тратить сбережения, сделанные ранее.
Если индивид потребляет весь полученный доход, то:
а) средняя склонность к потреблению равна единице;
б) предельная склонность к потреблению, определяемая наклоном прямой ОК, тоже равна единице.
Рис.5. 8. Функция потребления
Функция потребления представлена прямой C1C(Y), при этом следует отметить, что:
a) OC1 - характеризует величину автономного потребления, независимо от величины получаемого дохода;
б) сбережения (S) у потребителей начинаются лишь при достижении дохода равного 0α;
в) предельная склонность (cу) к потреблению измеряется наклоном C1C(Y), т.к. C1C(Y) - прямая линия. При этом ее величина постоянна при любом уровне дохода;
г) средняя склонность потреблению будет >1, если получаемый доход < дохода 0α; равна 1 - для уровня дохода 0α; меньше 1 - если доход превышает уровень 0α. Отсюда, средняя склонность к потреблению по мере роста дохода падает, т.к. когда cу<1, потребление растет медленнее, чем доход, и соотношение потребление – доход уменьшается;
д) когда доход превышает величину 0α, экономический субъект имеет возможность делать сбережения, поскольку сумма дохода превышает объем потребления: S=Yv–С, где S>0.
Альтернативной функцией потреблению является функция сбережения. Функция частных сбережений может быть представлена в следующем виде: т.к. Yv=C+S, то S=Yv–C, отсюда S=Yv- С0- суYv, или
S=-С0+syYv, (5.9)
где Sy = DS/D Yv =(1- суYv) –предельная склонность к сбережению.
Кейнсианская теория занимала внимание экономистов достаточно долгое время, но ряд событий, заставили пересмотреть кейнсианскую концепцию.
В частности,Саймон Кузнец, собрав и обработав значительный массив фактических данных, пришел к заключению, что по мере роста дохода средняя склонность к потреблению не понижается, а остается постоянной. Исследование показало, что существуют две функции потребления: краткосрочная, которая отвечает постулатам Кейнса, и долгосрочная, характеризующаяся постоянным значением средней склонности к потреблению (рис.5 9).
Рис. 5.9. Краткосрочная и долгосрочная функции потребления
0С - долгосрочная функция потребления (средняя склонность к потреблению постоянна);
С1С0 - краткосрочная функция потребления. По мере роста дохода средняя склонность к потреблению падает.
Разгадка этих противоречий потребления представлена в моделях Ф. Модильяни и М. Фридмена.
5.2.2. Оптимизация потребления в течение жизненного цикла[18]
В основе теории жизненного цикла лежит идея рационального планирования поведения индивида в отношении потребления и сбережения на долгосрочный период с учетом возможно лучшего распределения потребления на весь период жизни.
Данная теория обращает внимание на сбережения, как возможный источник обеспечения определенного уровня потребления в экстремальных ситуациях, старости.
Согласно теории жизненного цикла: а) доход, получаемый потребителем, колеблется на протяжении всей жизни на одном уровне; б) возможные колебания осуществляются в определенных пропорциях; в) сбережения перераспределяют доход и регулируют уровень потребления; г) расходы на потребление формируются за счет первоначального богатства и трудового дохода, полученного за весь период экономической активности индивида.
Рассмотрим основные постулаты функции потребления
1.Допустим, что потребитель: а) мечтает прожить какое-то количество лет (Т); б) при этом он имеет накопленное имущество (богатство), обозначаемое W0; в) получает доход (Y); г) предполагает еще проработать несколько лет (t).
2. Для удобства объяснения функции потребления сделаем несколько допущений: а) первый год работы и жизни одинаков; б) реальная процентная ставка равна нулю, т.е. сбережения не приносят дополнительный доход, а накопления настоящего периода полностью переходят в будущие потребительские расходы.