Толчок к развитию наук, в первую очередь, дали

Введение

1. Предмет курса "Экономическая история зарубежных стран».

2. Проблемы периодизации. Критерии периодизации.

3. Экономический рост, экономическое развитие. Показатели экономического развития.

4. Структура и задачи курса.

Учебная литература:

· История мировой экономики: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1999, с. 6-34.

· История экономики: Учебник /Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. – М.: ИНФРА-М, 2000, с. 5-10.

· Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций /Н.И. Полетаева, В.И. Голубович, Л.Ф. Пашкевич и др.; Под общ. ред. В.И. Голубовича. – Мн.: ИП "Экоперспектива", 1997, с. 3-20.

· Экономическая история: Учебник / С.А. Бартенев. – М.: Экономистъ, 2004, с. 13-21.

· Камерон Р. Краткая экономическая история мира. От палеолита до наших дней /Пер. с англ. – М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001, с. 12-33.

1. Экономическая история – это наука, изучающая

А) историю экономической политики;

Б) историю экономической мысли;

В) историю зарождения и развития производства;

Г) экономическую жизнь людей во всем ее многообразии.

2. В основу деления истории первобытного общества на этапы (палеолит, мезолит и т.д.) легли:

А) мифы древних народов;

Б) библейские сюжеты;

В) находки археологов;

Г) сказки, былины и т.п. (устное народное творчество).

3. Карл Маркс в основу периодизации социально-экономической истории положил

А) отраслевой признак – пастушеский период, земледельческий и т.д.;

Б) способ обмена продукции – естественное хозяйство, денежное хозяйство и т.д.;

В) интенсивность обмена – замкнутое домашнее хозяйство, городское хозяйство и т.д.;

Г) тип собственности, являющийся основой способа производства.

4. Основная задача экономической истории –

А) отвлечь внимание от современных проблем, снять социальную напряженность;

Б) научить будущих специалистов бережно относиться к ограниченным ресурсам планеты;

В) расширить кругозор, сформировать экономическую культуру;

Г) изучать факты, относящиеся к объемам выпускаемой промышленной продукции.

Толчок к развитию наук, в первую очередь, дали

А) религиозные потребности людей;

Б) культурные потребности людей;

В) хозяйственные потребности людей;

Г) поощрения правителей Древнего мира.

Раздел I:

Численность людей после перехода к земледелию и скотоводству

А) росла, так как увеличилось количество продуктов, человек мог создавать запасы продовольствия и стал менее зависимым от стихии;

Б) не изменилась, эти процессы не связаны между собой;

В) сократилась, так как начались войны за плодородные земли;

Г) сократилась, так как тяжелый труд (например, создание оросительных систем) вел к сокращению продолжительности жизни.

Первые земледельческие общины появились в долинах рек: Нила, Евфрата, Инда, Янцзы и т.д. Это связано, в первую очередь,

А) с желанием людей общаться друг с другом – реки всегда являлись транспортными артериями и средством коммуникации;

Б) с необходимостью орошать землю под посевами;

В) с возможностями, которые предоставлялись правителям древности для руководства всем населением речных долин;

Г) с природно-климатическими условиями.

Специфической особенностью стран Древнего Востока являлось

А) исключительное трудолюбие населения;

Б) относительно слабое развитие частной собственности на землю;

В) влияние на повседневную жизнь людей религии;

Г) развитое животноводство.

Кем были основные производители материальных благ в древневосточных странах (Китае, Индии, Шумере, Египте)?

А) рабы (т.н. патриархальное рабство);

Б) крестьяне-общинники, находившиеся в той или иной степени зависимости от государства;

В) крестьяне – собственники мелких земельных наделов;

Г) военнопленные, поэтому в древнем мире постоянно велись войны.

11. Основной причиной для выделения ремесел в самостоятельную отрасль стало

А) желание людей получать прибыль;

Б) развитое сельское хозяйство;

В) появление рабского труда;

Г) наличие сырья для обработки.

Экономической основой первых цивилизаций в долинах рек было

А) наличие медной руды, необходимой для производства орудий труда;

Б) удобное географическое положение, способствующее развитию обмена;

В) высокопродуктивное сельское хозяйство;

Г) большое количество домашнего скота.

Заказать себе тунику или краснофигурную амфору для дома афинянин отправлялся в

А) тратторию;

Б) гимнасию;

В) эргастерию;

Г) герусию.

В 1769 году Джеймс Уатт

А) изобрел паровой двигатель;

Б) кардинально изменил паровой насос Т. Ньюкомена, запатентованный в 1707 г.;

В) усовершенствовал паровой двигатель, изобретенный И.И. Ползуновым (1728-1766 гг.);

Г) изобрел машину, оснащенную паровым двигателем – паровоз.

Новейшее время

Тема 10. Особенности развития мировой экономики в конце XIX – начале XX вв.

Вторая научно-техническая революция (конец XIX – начало XX века). Барьеры для свободной конкуренции. Проникновение банковского капитала в промышленность, финансовая олигархия. Колониализм периода промышленного капитализма. Экспорт капитала и борьба за источники сырья и рынки сбыта на рубеже XIX-XX веков. Империализм как исторический этап развития капитализма.

Новые страны-лидеры экономического развития. Экономическое развитие США. Экономическое развитие Германии. Особенности экономического развития Японии.

Экономические причины и последствия Первой мировой войны.

Тема 11. Мировая экономика в межвоенный период

Общая характеристика состояния мировой экономики после Первой мировой войны (Великой войны). Роль государства в укреплении национальных экономик. Экономика Великобритании в межвоенный период. Экономика Германии в межвоенный период. Экономическая природа фашизма. Экономика Италии и Японии в межвоенный период.

Особенности экономического развития США после Первой мировой войны. "Просперити". Экономический кризис 1929-1933 гг. «Новый курс» Ф. Рузвельта.

Тема 12. Экономические и политические последствия Второй мировой войны.

Экономические и политические последствия Второй мировой войны. Бреттон-Вудская валютная система. Изменения в мировой экономике и международных экономических отношениях, создание международных экономических организаций в послевоенный период Восстановление экономики стран Западной Европы. План Маршалла. Экономический характер "холодной войны". Противостояние и сотрудничество капиталистического и социалистического блоков. Экономическое лидерство США. Экономика Западной Германии, экономические реформы Л. Эрхарда. Особенности развития экономики Японии после Второй мировой войны. «Линия Доджа». Выдвижение Японии на ведущие позиции в мировой экономике. Нефтяные "шоки" и экономические кризисы 70-х годов. Ямайская валютная система.

Учебная литература:

· История мировой экономики: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1999, с. 461-547, 584-601.

· История экономики: Учебник /Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. – М.: ИНФРА-М, 2000, с. 222-249, 273-291, 308-345.

· Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие /Под ред. проф. М.Н. Чепурина. – М.: Юридический дом "Юстицинформ", 2004, с. 154-205, 233-268, 279-333, 359- 425, 434-472.

· Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций /Н.И. Полетаева, В.И. Голубович, Л.Ф. Пашкевич и др.; Под общ. ред. В.И. Голубовича. – Мн.: ИП "Экоперспектива", 1997, с. 165-403.

· Бартенев С.А. Экономическая история: Учебник / С.А. Бартенев. – М.: Экономистъ, 2004, с. 246-294, 310-350.

· Камерон Р. Краткая экономическая история мира. От палеолита до наших дней/ Пер. с англ. – М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001, с. 271-281, 287-302, 332-540.

Общие вопросы к темам раздела IV:

1. Вторая научно-техническая революция, ее основные направления, значение для развития мировой экономики.

2. Особенности экономического развития ведущих европейских стран и США, процессы концентрации и монополизации производства и капитала в последней трети XIX – нач. XX вв.

3. Колониализм периода промышленного капитализма. Роль колоний в экономической жизни метрополий в последней трети XIX – нач. XX вв.

4. Структура мировых рынков и их передел в конце ХIX – начале ХХ вв. Экономические причины Первой мировой войны.

5. Экономические последствия Первой мировой войны.

6. Мировой экономический кризис 20-х годов и его последствия.

7. Развитие экономики США после Первой мировой войны. "Просперити".

8. Экономической кризис 1929-1933 гг. («Великая депрессия»): причины и экономические последствия.

9. «Новый курс» Ф. Рузвельта и его роль в стабилизации экономики США.

10. Экономика Великобритании в межвоенный период.

11. Экономика Франции в межвоенный период.

12. Экономика Германии после Первой мировой войны. Мировой кризис 30-х годов как одна из причин возникновения фашизма.

13. Экономические причины Второй мировой войны.

14. Экономика стран Западной Европы после Второй мировой войны (общая характеристика экономик Великобритании, Франции, Германии). Причины процессов европейской экономической интеграции.

15. Причины возрастания экономической мощи США после Второй мировой войны.

16. Бреттон-Вудская валютная система

17. Экономические причины "холодной войны"

18. Роль США в восстановлении экономик стран Западной Европы после Второй мировой войны. План Маршалла.

19. Особенности экономического развития Западной Германии после Второй мировой войны. Экономические реформы Л. Эрхарда.

20. Экономическое положение Японии после Второй мировой войны. Программа экономической стабилизации ("Линия Доджа").

21. Японская модель развития, место Японии в мировой экономике.

Тесты к разделу IV:

1. Промышленные предприятия начали активно размещаться на больших расстояниях от источников энергии (плотин с водяными колесами, залежей каменного угля и пр.)

А) в конце XVIII века, во время "промышленной революции";

Б) в первой половине XIX века, когда появилась сеть железных дорог;

В) с конца XIX века, благодаря открытиям Фарадея, Грамма и Эдисона;

Г) после Первой мировой войны (после бомбардировок промышленники стали предусмотрительнее).

2. В какой из перечисленных ниже стран мира во второй половине XIX века в городском саду появилась табличка у входа: «Вход с собаками, а также китайцев, воспрещен»:

А) в США;

Б) в Японии;

В) в Англии;

Г) в Китае.

3. Буры - это

А) все белое население Южной Африки – потомки английских и голландских колонистов.

Б) потомки голландцев, жившие на Мысе Доброй Надежды с 1652 г.

В) потомки британцев, занявших Капскую колонию в 1830-х годах;

Г) одно из племен чернокожего населения Южной Африки.

Тема 1.

Были установлены

А) князем Игорем в 944 году;

Б) княгиней Ольгой в 946 году;

В) князем Святославом в 969 году;

Г) князем Владимиром в 988 году.

14. В какое время года, как правило, князь и его дружина собирали дань (полюдье):

А) ранней осенью, пока тепло, урожай уже собран, но еще не съеден и не спрятан крестьянами;

Б) зимой (поздней осенью), когда начинались морозы, замерзали реки и болота, устанавливался санный путь;

В) весной, когда реки освобождались ото льда, затем отправлялись по Днепру в Царьград, чтобы продать часть собранных продуктов (в том числе меха, мед и воск);

Г) летом, когда по пути можно пасти коней и устраивать привалы под открытым небом,

ведь земли князя большие, и от села до села часто было несколько дней пути.

15. Основным источником богатства киевского князя и его дружины был (а):

А) сбор дани (полюдье);

Б) внешняя торговля;

В) военная добыча;

Г) охота на пушного зверя.

16. "Гривна" в Киевской Руси – это

А) слиток драгоценного металла (золота или серебра) определенного веса, часто с клеймом;

Б) шкурки куниц, соболей, черных лисиц;

В) новгородская серебряная монета;

Г) так назывались деньги, в том числе и иностранные монеты.

17. Укажите, в каком веке в Киевском княжестве начинается самостоятельная чеканка (литье) монет:

А) VIII в.

Б) IX в.

В) X в.

Г) XI в.

18. Почему в конце X века за образцы при чеканке первых монет были взяты византийские монеты (солиды)?

А) Это было обусловлено ростом русско-византийской торговли.

Б) Это было связано с принятием в 988 христианства.

В) Вероятно, и первая (А), и вторая (Б) причины играли определенную роль.

Г) Они были очень красивыми.

Прежде всего, потому, что

А) население восприняло культурные ценности стран западной Европы;

Б) население стало соблюдать Божьи заповеди, в стране установились мир и порядок;

В) произошло дальнейшее углубление, развитие внешнего и внутреннего рынка;

Г) религия никак не отразилась на экономике.

22. Распространение христианства на Руси

А) сдерживало развитие торговых отношений, т.к. осуждало торговлю;

Б) не имело никакого отношения к торговле, эти процессы развивались параллельно;

В) способствовало развитию только международных торговых связей, на внутреннюю

торговлю влияния не оказывало;

Г) способствовало развитию торговых отношений.

23. Первый каменный собор в Киеве (Успения Богородицы), построенный в X веке при князе Владимире, получил название "Десятинная церковь". Его называли так потому, что

А) его возводили ровно десять лет;

Б) он имел десять глав (куполов);

В) собор был построен в X веке, поэтому в последующие века получил такое название;

Г) на строительство собора князь гарантировал десятую часть доходов, поступающих в казну.

24. Контрольные меры для торговли (весы, меры для сыпучих товаров и пр.) на Руси хранили, как правило,

А) на княжеском дворе – князь тоже был купцом, он и устанавливал меры и порядок торговли;

Б) каждый купец имел свои, а такого понятия, как «контрольные весы», не существовало;

В) русские люди вообще не знали мер, торговля велась «на глазок»;

Г) в церковных помещениях – торговля, как правило, велась поблизости, поэтому территория около церкви и получила название «погост».

25. В Русском государстве центром купеческих объединений обычно был (а)

А) двор великого князя;

Б) городская ратуша;

В) гостиный двор;

Г) церковь (патрональный храм).

26. К особенностям внешней торговли Руси IX-начала X веков можно отнести, кроме ее масштабности,

А) протекционистскую политику государства;

Б) простоту организации, ее доступность для всех слоев общества;

В) работу ремесленников исключительно на внешний рынок;

Г) военную поддержку со стороны государства.

27. Кроме пути «из варяг в греки», огромное значение для международной торговли VIII-X вв. имел путь «из варяг в арабы». Он проходил

А) по Днепру через Черное море;

Б) по Дону, через Азовское море;

В) по Волге, через Каспийское море;

Г) по Дунаю и Днестру.

Тесты к разделу III

Г) с поздней осени до ранней весны (после сбора урожая, до новой посевной).

Екатерина II

А) постоянно расширяла права церкви, подчеркивая свою принадлежность к православной вере;

Б) не изменила отношение к церкви и к церковному имуществу, все осталось, как при ее предшественниках;

В) ограничила экономическое могущество церкви;

Г) увеличила льготы католических и протестантских приходов и монастырей за счет православной церкви.

Это означало, что

А) в связи с эпидемией холеры был объявлен карантин;

Б) жители России лишились возможности посещать континентальную Европу;

В) Россия была вынуждена отказаться от торговли с континентом;

Г) Россия была вынуждена отказаться от торговли с Англией.

29. Основным в проекте государственных преобразований (1809 г., «Введение к уложению государственных законов»), над которым работал М.М. Сперанский, был:

А) вопрос об ограничении абсолютной монархии;

Б) вопрос об упорядочении и частичной модернизации законодательства;

В) вопрос об отмене налогов с беднейших слоев населения;

Г) вопрос об отмене крепостного права.

В 1867 году

А) Россия продала Аляску правительству США;

Б) Россия уступила Аляску правительству Соединенных Штатов Америки безвозмездно;

В) Россия сдала Аляску правительству США в аренду сроком на 99 лет;

Г) американцы захватили Аляску, пользуясь ее отдаленностью от основной территории Российской империи.

10. В конце XIX века основным торговым партнером Российской империи была:

А) Германия;

Б) Австро-Венгрия;

В) Британская империя;

Г) Северная Америка.

III Государственная Дума

А) одобрила указ о проведении аграрной реформы, известной как «столыпинская».

Б) не одобрила указ о проведении аграрной реформы.

В) не имела никакого отношения к аграрной реформе, вопрос не входил в ее компетенцию.

Г) просуществовала несколько месяцев, депутаты не успели рассмотреть вопрос о земле.

29. Беспередельные общины – это такие крестьянские общины, в которых

А) никогда не было севооборота, пахотные земли не делились на три части: под пар, под озимые и яровые.

Б) не существовало круговой поруки при выплате налогов.

В) не происходило переделов земли, каждая крестьянская семья обрабатывала свой надел.

Г) не происходило переделов земли, потому что пашня обрабатывалась всем коллективом, крестьянским миром.

30. Какое влияние на процесс индустриализации оказала аграрная реформа начала XX века?

А) Процесс индустриализации замедлился – крестьяне превратились в собственников земли и предпочитали оставаться в деревне, не уезжали в города.

Б) Отрицательное – наблюдался отток крестьян из города в деревню, где они получали собственный надел.

В) Положительное – увеличился спрос на промышленную продукцию, особенно на строительные товары и сельскохозяйственную технику.

Г) Никак не повлияла – крестьяне были слишком бедны, чтобы приобретать промышленные товары и, таким образом, оказывать влияние на внутренний рынок и развитие промышленности.

31. Аграрная реформа начала XX века (т.н. столыпинская)

А) была, в основном, завершена к 1918 году;

Б) была свернута после смерти П.А. Столыпина в 1911 г.;

В) ее проведение было прекращено в 1916 -1917 гг., в связи с войной;

Г) была продолжена Временным правительством.

32. Ведущее место в экономике Российской империи в конце XIX-начале XX века занимало (а):

А) железнодорожное строительство;

Б) сельское хозяйство;

В) добывающая промышленность;

Г) внутренняя и внешняя торговля.

В 1913 г. XX века

А) о возможной войне никто не подозревал, в Европе ни одно правительство не готовилось к войне;

Б) в Европе, в том числе и в России, шла подготовка к войне, государства увеличивали военные расходы, призывали дополнительные контингенты военнослужащих в армии;

В) к войне готовилось правительство Германии, для остальных держав начавшаяся война стала неожиданной;

Г) модернизация армии находилась в руках частных предпринимателей, у правительств были другие задачи, ситуация изменилась лишь после начала войны и во время «великой депрессии».

Экономика Советской России

Тема 10. Экономические преобразования в Советской России в послеоктябрьский период и в годы «военного коммунизма» (1917-1921 гг.)

Положение России в мировом хозяйстве. Образование Совета народных комиссаров (Совнаркома). Брестский мир. Национализация экономики, организация управления народным хозяйством. Рабочий контроль и его содержание. Распад Российской империи. Гражданская война и ее субъекты. Интервенция. Экономическая политика большевиков, способы организации социалистического хозяйства первого периода, «военный коммунизм». Международные экономические связи Советской России в период «военного коммунизма». Кризис политики «военного коммунизма».

Тема 11. Новая экономическая политика (1921-1929 гг)

Переход к новой экономической политике (нэпу). Продналог, свободная торговля, госкапитализм, частное предпринимательство, иностранный капитал, товарные и фондовые биржи, кредитная система. Денежная реформа 1922-1924 гг. Промышленность в условиях нэпа: тресты и синдикаты. Переход предприятий на хозяйственный расчет. Развитие кооперации. Управление экономикой в условиях нэпа: «командные экономические высоты» и причины их существования. «Ножницы цен»: проблема экономических взаимоотношений города и деревни,

Причины кризиса нэпа.

Тема 12. Становление централизованно-плановой системы хозяйства (1929-1940 гг.)

Реформы системы управления промышленностью. Кредитная реформа, налоговая реформа. Формирование инвестиционных ресурсов. Коллективизация сельского хозяйства. Система управления экономикой страны, роль Госплана и Госснаба. Особенности кредитно-финансовой системы СССР. Государственная торговля и государственный контроль над ценами, регулирование доходов населения. Успехи социалистической экономики на фоне мирового кризиса: реализация плана ГОЭЛРО, индустриализация СССР, создание новых отраслей промышленности, освоение Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. Неэкономические методы принуждения к труду. Международная экономическая политика СССР накануне Второй мировой войны. Присоединение к СССР западных территорий и Прибалтики. Перевод экономики СССР в режим подготовки к войне.

Тема 13. Советская экономика в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и в послевоенный период (1946-1953 гг.)

Перестройка народного хозяйства СССР на военный лад – усиление централизации, развитие отраслей, выполняющих оборонный заказ, перераспределение бюджета, изменения в товарообороте, создание стратегических резервов и запасов. Централизованное распределение рабочей силы, государственная мобилизация населения в промышленность. Государственное регулирование потребления населения. Сельское хозяйство в военных условиях. Экономика СССР в условиях оккупации части территории. Эвакуация промышленных объектов. Потери СССР в Великой Отечественной войне. Восстановление народного хозяйства. Денежная реформа 1947 г. Экономическая поддержка СССР со стороны стран антигитлеровской коалиции. Проблемы конверсии военного производства. Военно-промышленный комплекс. «Холодная война».

Тема 14. Экономика СССР в середине 50-ых – первой половине 60-х гг.

Гонка вооружений и стимулирование развития приоритетных направлений научно-технического прогресса. Освоение космоса, развитие химической промышленности. Возникновение лагеря социалистических стран и роль СССР в его структуре. Структурная перестройка экономики СССР. Организация территориальных органов управления экономикой. Региональные Советы народного хозяйства. Аграрная реформа: реорганизация МТС, оплата труда в аграрном секторе, личные подсобные хозяйства. Освоение целинных и залежных земель. Развитие социальной сферы, жилищное строительство, производство товаров народного потребления, сфера услуг. Волюнтаризм в идеологии и экономике. Курс на построение коммунизма.

Тема 15. Реформирование хозяйственного механизма во второй половине 60-х – 90-е годы XX столетия.

Поиск оптимальной модели управления народным хозяйством. Упразднение региональных Совнархозов и переход к централизованной системе управления экономикой. Создание производственных объединений предприятий. Двух- и трехзвенная система управления производством. Перестройка управления агропромышленным производством. Введение в экономику хозрасчетных элементов. Попытка сочетания централизованного планирования и элементов рыночных отношений. Внешнеэкономические отношения СССР и государств социалистического содружества к 1985 г. Участие СССР в мировом разделении труда и международной кооперации. Экономические отношения СССР с развитыми капиталистическими странами. Структура внешнеторгового оборота. Экономические последствия распада содружества социалистических государств. Изменения внешнего рынка СССР. Задолженность других стран Советскому Союзу, внешний долг СССР и его структура. Распад СССР, становление российской национальной экономики.

Учебная литература:

· История мировой экономики: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1999, с. 621-709.

· История экономики: Учебник /Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. – М.: ИНФРА-М, 2000, с. 292-307, 346-383.

· Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие /Под ред. проф. М.Н. Чепурина. – М.: Информационно-издательский Дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстицинформ», 1988, 1998, с. 197-390.

· Бартенев С.А. Экономическая история: Учебник / С.А. Бартенев. – М.: Экономистъ, 2004, с. 351-378.

Общие вопросы к темам раздела V:

1. Первые экономические мероприятия Советской власти.

2. Политика «военного коммунизма».

3. План ГОЭЛРО.

4. Причины перехода к новой экономической политике. Многоукладность экономики.

5. Денежная реформа 1922-1924 гг.

6. Причины свертывания нэпа.

7. Налоговая реформа 1930 г., роль банков в экономике страны.

8. Первые пятилетние планы развития народного хозяйства.

9. Коллективизация сельского хозяйства.

10. Индустриализация страны.

11. Экономика страны накануне Второй мировой войны (общая характеристика).

12. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны.

13. Ленд-лиз.

14. Потери СССР в годы Великой Отечественной войны.

15. Восстановление народного хозяйства.

16. Послевоенное развитие народного хозяйства.

17. Экономические причины «холодной войны».

18. Денежная реформа 1947 года.

19. Реформирование командно-административной системы в1953-1964 гг.

20. Освоение целинных и залежных земель.

21. Реформа управления народным хозяйством 1957 г.

22. Перестройка системы управления сельским хозяйством в начале 60-х годов.

23. Значение науки и техники в 60-х гг. XX в. Развитие науки и техники в СССР.

24. «Оттепель»– преобразования в социальной сфере: закон о пенсионном обеспечении, жилищное строительство, школьное образование и пр.

25. Хозяйственная реформа 1965 года: сущность и последствия.

26. Советская экономика в эпоху «развитого социализма» (1965-1991 гг.)

27. Кризисные явления в советской экономике.

Тесты к разделу V

1. Расходы на войну в 1914-1917 годах возмещались, в основном, за счет:

А) налогов и эмиссии денег;

Б) внешних займов;

В) монетной регалии;

Г) продажи водки населению.

Формирование Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) проводилось

А) на добровольной основе;

Б) на договорной (контрактной) основе;

В) на основе регулярной и обязательной мобилизации;

Г) на основе партийной принадлежности.

15. Государственным планом по электрификации России (ГОЭЛРО, март-апрель 1920 г.) предусматривалось

А) восстановление и модернизация довоенной энергетики;

Б) восстановление и реконструкция старых и строительство новых электростанций;

В) строительство новых электростанций;

Г) электрификация всей страны.

Соединенные Штаты Америки

А) признали нашу страну в 1929 году, но только с 1933 года американские фирмы начали активно сотрудничать с Советским Союзом;

Б) американские фирмы начали сотрудничество с Советским Союзом в 1929 году,

но правительство США признало Советский Союз только в 1933 г.:

В) оба события (признание и начало торговли) произошли осенью 1929 г.,

в связи с разразившимся кризисом («великая депрессия»).

Г) США признали нашу страну только во время Второй мировой войны, официальных

экономических отношений до этого признания между нашими странами не могло быть.

20. По декрету ВЦИК "О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом"

А) размер налога был фиксированным, после его уплаты крестьяне распоряжались

оставшейся частью продукции;

Б) продналог устанавливался как долевое отчисление от произведенной продукции;

В) устанавливалась сумма налога в денежном выражении, что стимулировало внутренний рынок;

Г) сумма налога ежегодно менялась с учетом инфляции в стране.

В 70-х годах в СССР

А) ни производительность труда, ни заработная плата не росли, поэтому время назвали «временем застоя»;

Б) заработная плата и производительность труда росли одинаковыми темпами, но их рост был недостаточен;

В) заработная плата росла более быстрыми темпами по сравнению с производительностью труда;

Г) производительность труда росла быстрее заработной платы.

Глоссарий

Акр – (англ. acre) единица площади в системе английских мер. 1 акр = 4840 кв. ярдам = 4046,86 кв. метра = 0,4 га (см.: гектар).

Акрополь (греч. "верхний город") – место, где обычно находились городские святыни, оно же служило убежищем на случай войны.

Аллод (нем. Allod, франкское alodis < др.-герм. al полный + ōd владение) – в Западной Европе у германских племен и в раннефеодальную эпоху – наследственная индивидуально-семейная земельная собственность, находившаяся в свободном распоряжении ее владельца. Первоначально движимое и недвижимое имущество с ограниченным правом наследования, затем свободно отчуждаемая земельная собственность. Среди германских народов аллод возник и получил распространение в VI-IX вв. В процессе разложения общины земельные наделы присваивались отдельными семьями, становились их полной собственностью. В процессе феодализации аллодиальная собственность крестьян была поглощена феодальным поместьем, превращена в крепостной надел, обремененный повинностями.

Альменда (от немецкого Allmende – то, что принадлежит всем) – у германских народов в раннее Средневековье, а позднее и в других странах Западной Европы – земельные угодья, находящиеся в общем пользовании членов общины (аналогично российскому общинному землепользованию). Право пользования альмендой соответствовало имущественным правам крестьян или горожан и распространялось на все слои обитателей сельской или городской общины.

Ар(лат. area – площадь, поверхность) = 100 м² или 0,01 га.

Ареопаг (гр. Areios pagos – Аресов холм) - высший орган судебной и политической власти в Древних Афинах, осуществлял общий контроль над государственными делами. Избирался, как правило, из бывших архонтов – девяти руководителей Афин, ежегодно избираемых Народным собранием из представителей первого разряда (крупных афинских землевладельцев) Свое название получил по холму Ареса (бога войны, соотв. древнеримскому Марсу), где по ночам без освещения заседали под открытым небом его члены. Участь обвиняемого решалась тайным голосованием: каждый опускал белый камень в "урну сострадания" или черный – в "урну смерти". Если голоса делились поровну, то от имени богини Афины добавлялся белый камень ("милость богов"), и подсудимый получал свободу.

Аристократия ( гр. áristos – лучший и krátos – власть) – 1) высший, привилегированный слой общества, родовитая знать; 2) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати (см. патриций).

Архонт (греч. árchŏn) – высшее должностное лицо в древне-греческих полисах. В Древних Афинах коллегия архонтов состояла из девяти лиц, ежегодно избираемых Народным собранием из представителей первого разряда (крупных афинских землевладельцев и/или торговцев).

Асс – первые монеты Древнего Рима, появились в конце V века до н.э., отливались из меди в формах и весили 273 г., без изображений (так называемый тяжелый асс). Во второй половине IV в. до н.э. на монетах появляются изображения животных – быка, свиньи, орла и т.д. (асс с изображением). Тяжелые и громоздкие слитки были мало пригодны для торговли. Чеканка более легких и удобных серебряных монет в Риме началась с конца III в. до н.э. Основными монетными номиналами в Риме были бронзовый асс, серебряный сестерций (2,5 асса), серебряный денарий (равен 10 ассам, или 4 сестерциям).

Баналитет (фр. banalité) – в феодальной Западной Европе первоначально – монопольное право сеньора на владение каким-либо общественно-значимым имуществом, на котором производилась переработка сельскохозяйственного сырья, полученного в данном поместье, за принудительное пользование которым с крестьян взималась плата (например, мельница, винный пресс и пр.). Позднее – денежные поборы с крестьян за право осуществлять эти операции у себя дома.

Бенефиций (лат. < beneficium – благодеяние) – 1) в Древнем Риме – какие-либо льготы (например, должнику); 2) в Западной Европе в раннее средневековье – земельное владение, пожалованное королем или крупным феодалом в пожизненное пользование вассалу (без права наследования) на условии несения определенной, обычно военной, службы. С развитием феодальных отношений бенефиции стали превращаться в наследственную феодальную собственность – феод, лен.

Берёста, или берестá – верхний слой коры березы, служил сырьем для изготовления обуви, посуды и, в т.ч., как доступный материал для письма, так называемые берестяные грамоты, широко использовался в городах северо-западной Руси.

Биржа (лат. bursa – кошель) – организованный и регулируемый рынок для торговли товарами или финансовыми инструментами. Слово происходит от названия здания для собрания купцов из разных стран (главным образом итальянцев) в городе Брюгге (Нидерланды), на котором был помещен герб знатного менялы и маклера Ван дер Бурсе с изображением трех кошельков с деньгами.

Бортничество – добывание меда лесных пчел и их разведение, бортевое пчеловодство.

Борть – улей в дупле или выдолбленном чурбане.

Боярин–все население Руси первых веков нашей истории распадалось на две основные группы: на мужей и на холопов. Мужи – это свободные люди, холопы – лично зависимые. Свободное население мужей подразделялось на два класса: на княжих мужей и на людей: княжи мужи – это служилые люди, состоявшие на службе у князя; люди (ед. число – людин, в современном языке – простолюдин) – это свободное население, не состоявшее на службе у князя, а платившее подати, дани. Княжи мужи – члены старейшей дружины – назывались иначе боярами. В России до начала XVIII в. боярин – это также крупный землевладелец, представитель аристократии, принадлежащий к высшему слою господствующего класса.

Бург - укрепленный город («полис» – в древней Греции, или «го

Наши рекомендации