Сущность и типы эк. системы.
ПРОБЛЕМА ЭК. ВЫБОРА.
она заключается в стремлении субъектов наиболее полно удовлетворять свои безгарничные потребности в условиях ограниченных возможностей
потребность ->благо->ресурсы
(деньги)
- это необходимость в чем либо.
Потребность- это субъективное выражение объективного интереса.
Виды потребностей:
1)потребности достижения средств существования (минимальный, базовый)
2)потребности достижения целей жизни.
Благо- это то что необходимо для удовлетворения потребностей.
Виды благ:
1)ограниченность по отношению к потребностям.(неограниченные, ограниченные)
2)вид удовлетвор. потребностей (материальные, нематериальные)
3)назначение благ (потребительские-удовлетв. чел потребности, инвестиционные-предназначены для создания др. благ)
4)взаимозависимость благ (взаимозаменяемые,взаимодополняемые, нейтральные)
5)наличие ограничений доступа в потреблении (частные блага, общественные блага)
Ресурсы – это то что необходимо для создания благ. РЕСУРСЫ ВСЕГДА ОГРАНИЧЕНЫ.
Виды ресурсов:
1)материальные (природные, капиьальные)
2)людские (трудовые, предпринимательские)
3)информационные.
любая эк-ка стремится использовать свои редкие ресурсы эффективно.
Эк. эффективность- это такое состояние эк-ки при котором одновременно выполняются след. условия:
1)полная занятость всех ресурсов.
2)полный или максимально возможный объем произв-ва.
различают 2 вида ограниченности ресурсов.
- Абсолютная
- Относительная ограниченность-это выбор наилучшего варианта использ.ограниченых ресурсов.
При решении проблемы выбора нужно ответить на 3 основных вопросов эк-ки.
1)что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком кол-ве.
2)как должны быть произведены товары и услуги.
3)для кого они должны быть произведены.
Производственные возможности эк-ки.
условия анализа
1.эк-ка функционирует эффективно.
2.постояное кол-во и кач-во ресурсов.
3.неизменая технология
4.эк-ка производит 2 вида продуктов.
(ограниченность ресурсов означает ограниченность выпуска) (альтер.изд.пр.=Y\X)
Кривая производственных возможностей- это граница максимальновозможного одновременного произ-ва товаров Х и У при полном использ. ресурсов.
Альтернативные издержки производство блага- это кол-во товара Y от производства которого следует отказаться ради увеличения производства товара Х на единицу.
По мере увеличения произво-ва какого либо вида товара его альтернативные издержки возрастают т.к. ресурсы не являются абсолютно взаимозаменяемые – это закон возрастающих альтернативных издержек.
Сущность и типы эк. системы.
экономическая система-это форма организации общественного производства которая функционирует в единстве 3 ех элементов:
1) факторы производства- это ресурсы непосредственно участвующие в процессе производства благ (рабочая сила, природные ресурсы, капитал(машины,оборудование), предпринимательство, информация)
2) производственные отношения- это отношения между хоз. субъектами в процессе произв-ва, распределения, обмена и потребления благ и ресурсов.(организационно экономическое, социально экономическое)
3) конкретный хоз-ый механизм- это совокупность экономич. организационных и правовых форм методов которые способствует эффективному функционированию эк-ки.
Любая эк-ая система функционирует как воспроизводственный процесс.
Воспроизводство- это непрерывный постоянно повторяющийся процесс включающий в себя 4 стадии: (производство, распределение, обмен, потребление).
виды воспроизводства. (сокращающийся, простой, расширенное.)
Типы эк. системы
1)традиционная система. способы принятия решений основаны на традициях и обычаях.
2)административно командная система (гос-ая) способы принятия решений основаны на приказах и поручениях.
3)рыночная эк-ка (частная). способ принятия решений основан на механизме ценовых сигналов.
4) смешанная- это различные сочетания рыночной эк-ки с другими типами систем в зависимости от национальных особенностей.
Рыночная экономика.
Рынок-это эк-ая система для которой характерно отсутствие монополии на какую либо форму собственности, а хоз. механизм который функционирует на основе объективных рыночных законов и регулирующих ролей гос-ва.
основные законы рынка:
1)закон спроса и предложения
2)закон конкурентной борьбы.
3)закон денежного обращения.
Элементы рынка:
1) спрос, 2) предложение, 3) конкуренция, 4)рыночная (равновесная) цена.
Причины возникновения и условия развития рынка:
1)Появление товарного производства. ТОВАР- это продукт созданный специально для обмена.
2)появление и развитие процесса разделение труда.
3)равновесие различных форм собственности.
4)конкуренция.
5)личный интерес.
6)эк-ая свобода.
7)рыночное установление цен.
8)использ. эк-их методов воздействия на поведение субъектов.
Классификация рынка
1) форма собственности (гос-ый, частный)
2)территориальный охват(локальный,региональный,национальный,мировой)
3)отраслевая принадлежность.
4)характер продаж (розничный, оптовый.)
5)характер конечного использования ( рынок товаров краткосроч.польз.; длительного пользования)
6)назначение рынка (рынок потребительских товаров и услуг, инвестиционных Т и У; финансовый рынок)
7) вид контакта на рынке (с личным контактом, с безличным контактом)
8)степень организованности рынка(организованный, не законный)
9)способ формирования цены(рынок на котором цены установлены заранее, на котором цены формируются в процессе купли продажи)
10)степень ограничения конкуренций (рынок чистой или совершенной конкуренции, рынок не совершенной конкуренции)
1.монополистический рынок
2. олигополия
3. монополистическая конкуренция
В процессе рыночных отношений экономические субъекты взаимодействуют между собой.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРУГООБОРОТ-циркуляция благ и ресурсов между эк. субъектами которая сопровождается движением денежных потоков доходов и расходов.
Спрос и факторы спроса.
спрос(Д)-категория которая описывает поведение фактических и потенциальных покупателей товара.
объем спроса(QД)-кол-во Т и У которые потребители желают приобрести по определенной цене.
Желание и возможность
виды объема спроса: (Индивидуальный, рыночный, совокупный)
Факторы влияющие на спрос и объем спроса.
1).ценовые (Р-цена) P Qд ; P Qд .
закон Д- показывает обратную зависимость между Р и изменением Qд
Р
Р1
Р0
Р2 Д
0 Qд1 Qд0 Qд2 Qд
Отриц. наклон кривой Д объясняется след. причинами.
1)снижение цены товара увеличивает реальный доход покупателей и по этому они могут приобрести большее кол-во этого товара (эффект дохода)
2) снижение цены товара увеличивает число покупателей этого товара (эффект замещения)
3) потребность в определенном товаре может быть удовлетворена по этому потребитель будет приобретать дополнительные блага единицы этого товара только более низкой Р (закон убывающей предельной полезности)
закон спроса не дей-ет в случаях:
1)при ажеатажном спросе
2)для некоторых редких и дорогостоящих товаров.
3) при переключении спроса на более качественный товар.
2) неценовые – это факторы влияют не на объем спроса а на сам спрос и вызывает либо сдвиг кривой спроса либо изменение наклона.
1. размер дохода (I) покупателя
группы товаров
-нормальные товары I Д
-низкого качества товаров I Д
-абсолютно необходимые I Д = неизмен.
2. цены на другие товары
группы товаров
-взаимозаменяемые А или В
Ра Qда Дв
-взимодополняемые А или В
Ра Qда Дв
-нейтральные
Ра Дв=const
3. сезонность
4. число покупателей на рынке
5.чрезвычайное происшествие.
6. ожидание потребителей. и т.д.
Qд=а-в*р
Формы спроса
Ажиотажный, рациональный, нерациональный, нерегулярный, падающий, явный, скрытный, запаздывающий, отрицательный.
Виды эластичности спроса:
1)абсолютно неэластичный спрос
2)абсолютно эластичный спрос.
3)спрос единичной эластичности
4)относительно не эластичный спрос.
5)относительно эластичный спрос.
если спрос эластичный, то изменение цены и выручки продавца происходит в разных направлениях.
если спрос не эластичный изменение цены и выручки происходит в одном и том же направлении.
если спрос еденично эластичный то изменение цены вызывает изменение общей выручки.
Факторы эластичности спроса:
1. степень необходимости товара для потребителя
2.наличие у товаро заменителей.
3. удельный вес товара в доходе потребителя
4. фактор времени
5. размер дохода покупателя.
6.цены на другие товары.
эластичность предложения – степень реакции производителей в ответ на изменение цены товара.
Национальная экономика.
национальная экономика- предмет изучения макроэкономики который представляет собой всю совокупность экономич. процессов совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм.
методы макроэкономики (моделирование, соблюдение принципа равновесия эк.процессов, агрегирование)
цели (стабильный рост национального объема произ-ва, стабильный уровень цен, высокий уровень занятости, поддержание равновесного платежного баланса и стабильного курса нац. валюты)
Результат нац. эк-ки нац. богатство – это вся совокупность благ и ресурсов которыми эк-ка распологает на данный момент времени. (источник нац богатство это общественное воспроизводство)
Система нац. счетов – это международный стандарт оценки основных показателей развития экономики страны.
ВВП- совокупная рыночная стоимость всех конечных Т и У произведенных на территории страны в течении года с использованием как нац. так и иностр. факторов производства.
конечная– продукция по отношению к которой завершится цикл произ-ва и которая приобретается покупателями для конечного использования а не для перепродажи.
Метода расчетов ВВП
1.производственый или добавленной стоимости ВВП сумма добавленной сто-сти по всем отраслям и произ-ам территор. экономики. Для избежания повторного счета ВВП должна учитываться только сто-сть вновь создаваемая на каждом этапе обработки продукции.
2.метод расчета по расходам. ВВП-это сумма расходов всех макроэкономич. объектов на конечные Т и У в течении года.
- потребительские расходы(С)-расходы домохозяйств по приобретению конецных потребит. Т и У ( расходы на текущее потребление; на товары длит.пользования; услуги)
-инвестиц.расходы(I)-расходы предприятий на конецные инвестиционные Т и У (в основной капитал;в жилищ. строит-во; в запасы)
-гос.расходы(G)-гос.закупки Т и У (гос.потребление и гос инветиции)
-расх.на чист экспорт(Xn)-разница между доходами от экспорта и расходами по импорту страны
ВВП=С+I+G+Xn
3. метод расчетов по доходам ВВП-сумма доходов собств.эк.ресурсов в течении года
ВНП-
Экономическая теория и статистика для измерения объема национального производства используют ряд показателей, среди которых важное место занимает ВНП. ВНП определяется как рыночная стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами страны, как в рамках национальной территории, так и за рубежом. Другое определение ВНП представляет собой сумму доходов предприятий, организаций населения в материальном и нематериальном производстве. ВНП учитывает и амортизационные отчисления, которые образуются в результате включения части стоимости используемых товаров (станки, машины и т.д.) в готовую продукцию. Для правильного расчета ВНП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, всего 1 раз. Это позволяет избежать двойного счета и завышения стоимости ВНП, поскольку многие продукты продаются несколько раз, прежде чем они будут переработаны, и войдут в конечный продукт. Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирм и покупками фирмами материалов, инструментов, топлива, энергии, услуг и т.п. Иными словами, добавленная стоимость – это рыночная цена продукции фирмы за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, купленных у поставщиков.
Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми предприятиями, можно определить ВНП, который представляет рыночную стоимость всех выпущенных товаров и услуг.
Важной модификацией ВНП является показатель ВВП, который суммирует добавленные стоимости всех производителей товаров и услуг, называемых резидентами. Резиденты – это граждане, проживающие на территории данной страны, за исключением иностранцев, живущих в стране менее 1 года.
Если к показателю ВВП добавить разность между поступлениями от факторов производства (факторными доходами) из-за границы и факторными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, то мы получим показатель ВНП. Так, например, для Франции после расчета показателя ВВП, нужно добавить поступления факторных доходов из Великобритании, США, Германии и т.д. и вычесть доходы британских, американских, германских объектов рыночного хозяйства, ведущих свою деятельность во Франции. Разность между ВВП и ВНП незначительна и колеблется в пределах ±1% от ВВП.
Статистическая служба ООН рекомендует использовать ВВП в качестве основного показателя для составления Системы национальных счетов. В США и Японии используется показатель ВВП.
В конце 1987 года в СССР было принято постановление правительства об использовании методологии ООН при расчете важнейших итоговых макроэкономических показателей. В 1989 году в отчете Госкомстата уже фигурировал показатель ВНП, хотя, очевидно, точнее было бы назвать его ВВП, т.к. сальдо заграничного производства в бывшем СССР и нынешней Россией составляет все еще исключительно небольшие величины.
Фазы и виды эк. Циклов
Обычно выделяют четыре основных вида экономических циклов:
краткосрочные циклы Китчина (характерный период — 3-4 года);
среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 7-11 лет);
ритмы Кузнеца (характерный период — 15-20 лет);
длинные волны Кондратьева (характерный период — 45-60 лет).
В циклах деловой активности выделяются четыре относительно чётко различимые фазы: пик, спад, дно (или «низшая точка») и подъём; но в наибольшей степени эти фазы характерны для циклов Жюгляра[1].
2.1. Подъём
Подъём наступает после достижения низшей точки цикла (дна). Характеризуется постепенным ростом занятости и производства. Многие экономисты полагают, что данной стадии присущи невысокие темпы инфляции. Происходит внедрение инноваций в экономике с коротким сроком окупаемости. Реализуется спрос, отложенный во время предыдущего спада.
2.2. Пик
Пик, или вершина цикла деловой активности, является «высшей точкой» экономического подъема. В этой фазе безработица обычно достигает самого низкого уровня либо исчезает совсем, производственные мощности работают с максимальной или близкой к ней нагрузкой, то есть в производстве задействуются практически все имеющиеся в стране материальные и трудовые ресурсы. Обычно, хотя и не всегда, во время пиков усиливается инфляция. Постепенное насыщение рынков усиливает конкуренцию, что снижает норму прибыли и увеличивает средний срок окупаемости. Возрастает потребность в долгосрочном кредитовании с постепенным снижением возможностей погашения кредитов.
2.3. Спад
Спад (рецессия) характеризуется сокращением объёмов производства и снижением деловой и инвестиционной активности. Вследствие падения конъюнктуры спад обычно сопровождается ростом безработицы и падением загрузки производственных мощностей. Официально фазой экономического спада, или рецессией, считают ситуацию падения деловой активности, которая продолжается свыше трёх месяцев подряд.
2.4. Дно
Дно (депрессия) экономического цикла — это «низшая точка» производства и занятости. Считается, что данная фаза цикла обычно не бывает продолжительной. Однако история знает и исключения из этого правила. Великая депрессия 1930-х годов, несмотря на периодические колебания деловой активности, длилась почти десять лет.
Антициклическая политика.
Антициклическая политика - действия правительства, направленные на сглаживание колебаний экономической активности.
В условиях бума правительство пытается уберечь экономику от перегрева, сокращая собственные расходы на товары и услуги.
Сущность и виды инфляции.
Инфляция – это обесценивание денег, снижение их покупательной способности.
Термин «инфляция» появился во второй половине XIX в., перекочевав из арсенала медицины. В буквальном переводе с латинского языка инфляция означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.
Инфляция является феноменом нарушения денежного обращения и связана с различными денежными факторами: эмиссией знаков стоимости, объемом денежной массы, скоростью оборота денег, суммой взаимопогашающих платежей.
Очевидно, что инфляция представляет собой процесс, обусловленный взаимодействием двух факторов – ценообразующих и денежных. С одной стороны, обесценение денег – это процесс, сопряженный с ростом цен, с другой – падение покупательной способности денег может произойти и под влиянием изменения их количества в обращении.
Исходя из степени вмешательства государства в рыночные процессы, инфляцию подразделяют на открытую и подавленную (подавляемую). Открытая инфляция характеризуется невмешательством государства в процессы формирования цен и заработной платы. Под подавленной инфляцией подразумевается ситуация, обусловленная правительственным контролем за ростом цен или заработной платы, либо тем и другим одновременно. Она выливается в товарный дефицит.
Виды инфляции определяются ее уровнем, от которого зависит социально-экономическая политика и характер антиинфляционных мер:
1. Умеренная инфляция (3-4% в год). Это нормальный уровень, который играет роль катализатора экономического роста.
2. Ползучая инфляция (8-10% в год). Это свидетельствует о нарастании дестабилизационных явлений в экономике.
3. Галопирующая (до 50% в год).
4. Гиперинфляция (50-100% в год). От гиперинфляции выигрывают должники (в т.ч. государство).
Выделяют 2 типа инфляции:
1) инфляция спроса (покупателей);
2) инфляция издержек (продавцов).
Модель инфляции спроса показывает, что при данном объеме совокупного предложения увеличение совокупного спроса приводит к более высокому уровню цен. При этом предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Повышается номинальная заработная плата.
Модель инфляции, обусловленная ростом издержек производства, допускает 2 причины ее возникновения:
- в силу удорожания топлива, сырья, вследствие роста импортных цен, изменения условий добычи, повышения транспортных расходов;
- в результате повышения зарплаты под давлением профсоюзов.
Антиинфляционая политика – макроэкономическая политика которая направлена на обеспечение стабильного общего уровня цен, а так же на предупреждение или смягчение инфляционной напряженности в стране.
Звенья ДКС
1. центральный банк
2.комерческие банки
3.специализированые кредитно-финансовые учреждения.
Доходы гос. бюджета
1 налоги и сборы
2 гос. займы
3. доходы от внешней экономич.деет-сти
4. денежная эмиссия
5 доходы от гос собственности.
Расходы
1 гос закупки товаров и услуг
2 трансфертные платежи
3 обслуживание гос. долга
Центральный банк- эмиссионный кредитный и расчетный центр страны.
задачи ЦБ:
1.выпуск в обращении и изъятия из него денежных знаков
2.регулирование объема и структуры денежной массы в обращение
3. хранение золотовалютных резервов страны
4.обеспечение устойчивой покупательной способности нац денежной единицой
5. регулирование деет-сти коммерческих банков
6.организация расчетов между банками
7.предоставление кредитов правительству и коммерческих банков
8.установление официального курса национальной денежной единицы по отношению к денежным единицам иностран. гос-в
Коммерческий банк- кредитно финанс. институт наделенный эксклюзивным правом привлекать свободные денежные средства субъектов экономики и размещать их обратно в экономику на условиях срочности, платежности и возвратности.
Виды КБ
1.форма собственности (гос. банки, негосударственные, смешаные)
2. характер деет-сти (универсальные, специализированые)
Принципы деет-сти
1 банк должен работать только в пределах реально имеющ. ресурсов
2.взаимоотношение банка с клиентами должны строится как обычные раночные отношения
3.у банков должна быть полная эк-ая самостоятельность
4.регулирование деет-сти банка может осущ-ся только эк методами
5.основная часть дохода должна складываться из разницы денежных потоков по активным и пассивным операциям.
Группы операций КБ
1. пассивные они направлены на привлечение банками д.с. со стороны
2.активные они заключаются в размещении собств. и привлеченных средств
3.посреднические они связаны с представлением различных услуг за комиссион. %
денежно кредитная политика- это элемент макроэкономической политики гос-ва который представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий предпринимаемых центральным банком в целях регулирования деловой активности в стране путем воздей-ия на состояние кредита и денежного обращения.
цели:
1.ругулирование темпов эк роста
2.смягчение циклических колебаний
3.сдерживание инфляции
4. сбалансирование внешнеэк-их связей
Инструменты ДК политики
1. учетная ставка ЦБ
2.изменение нормы обязательных банковских резервов- привлеченные депозиты денежные средства не выданные в качестве кредита.
3. операции с госуд. ценными бумагами на открытом рынке.
Виды ДК политики
1.жесткая политика она носит ограниченный хар-ер и сдерживает рост кредитно-денежной массы в стране и тем самым может использоваться для противодействия инфляции
2.мягкая(дешевых денег) она носит стимулирующий характер
3. умеренная политика.
бюджетный дефицит- превышение гос. расходов над доходами
Виды бюдж. дефицита
1. учет макроэкономической динамики (фактический, структурный, циклический)
2.причина возникновения (активный, пассивный)
Налоги.
налог- изъяснение в пользу государства части дохода или стоимости имущества физического или юридического лица в которое заранее определена и установлена в законодательном порядке.
Принцип нал.облажения
1.всеобщность
2.стабильность
3.обязательность
4.определеность
5. простота расчета
6.равнонапряжоность
7. социальная справедливость.
Элементы налоговой системы
1. субъект налогооблажения
2.объект налогооблажения
3.налогооблагаемая база – часть объекта нал.облаж.по отношению к которой применяется налоговая ставка
4.налоговая ставка-определеная доля налогооблагаемой базы которая подлежит перечислению в бюджет в виде налога
5.налоговая льгота-полная или частичная освобождение налогоплательщика от налогооблажения.
6.законодательно правовая база
7.порядок перечисления налогов
8.налоговые институты
9налоговая ответственность
Виды налогов
1.федеральный
2.региональный
3.местный.
ПРОБЛЕМА ЭК. ВЫБОРА.
она заключается в стремлении субъектов наиболее полно удовлетворять свои безгарничные потребности в условиях ограниченных возможностей
потребность ->благо->ресурсы
(деньги)
- это необходимость в чем либо.
Потребность- это субъективное выражение объективного интереса.
Виды потребностей:
1)потребности достижения средств существования (минимальный, базовый)
2)потребности достижения целей жизни.
Благо- это то что необходимо для удовлетворения потребностей.
Виды благ:
1)ограниченность по отношению к потребностям.(неограниченные, ограниченные)
2)вид удовлетвор. потребностей (материальные, нематериальные)
3)назначение благ (потребительские-удовлетв. чел потребности, инвестиционные-предназначены для создания др. благ)
4)взаимозависимость благ (взаимозаменяемые,взаимодополняемые, нейтральные)
5)наличие ограничений доступа в потреблении (частные блага, общественные блага)
Ресурсы – это то что необходимо для создания благ. РЕСУРСЫ ВСЕГДА ОГРАНИЧЕНЫ.
Виды ресурсов:
1)материальные (природные, капиьальные)
2)людские (трудовые, предпринимательские)
3)информационные.
любая эк-ка стремится использовать свои редкие ресурсы эффективно.
Эк. эффективность- это такое состояние эк-ки при котором одновременно выполняются след. условия:
1)полная занятость всех ресурсов.
2)полный или максимально возможный объем произв-ва.
различают 2 вида ограниченности ресурсов.
- Абсолютная
- Относительная ограниченность-это выбор наилучшего варианта использ.ограниченых ресурсов.
При решении проблемы выбора нужно ответить на 3 основных вопросов эк-ки.
1)что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком кол-ве.
2)как должны быть произведены товары и услуги.
3)для кого они должны быть произведены.
Производственные возможности эк-ки.
условия анализа
1.эк-ка функционирует эффективно.
2.постояное кол-во и кач-во ресурсов.
3.неизменая технология
4.эк-ка производит 2 вида продуктов.
(ограниченность ресурсов означает ограниченность выпуска) (альтер.изд.пр.=Y\X)
Кривая производственных возможностей- это граница максимальновозможного одновременного произ-ва товаров Х и У при полном использ. ресурсов.
Альтернативные издержки производство блага- это кол-во товара Y от производства которого следует отказаться ради увеличения производства товара Х на единицу.
По мере увеличения произво-ва какого либо вида товара его альтернативные издержки возрастают т.к. ресурсы не являются абсолютно взаимозаменяемые – это закон возрастающих альтернативных издержек.
сущность и типы эк. системы.
экономическая система-это форма организации общественного производства которая функционирует в единстве 3 ех элементов:
1) факторы производства- это ресурсы непосредственно участвующие в процессе производства благ (рабочая сила, природные ресурсы, капитал(машины,оборудование), предпринимательство, информация)
2) производственные отношения- это отношения между хоз. субъектами в процессе произв-ва, распределения, обмена и потребления благ и ресурсов.(организационно экономическое, социально экономическое)
3) конкретный хоз-ый механизм- это совокупность экономич. организационных и правовых форм методов которые способствует эффективному функционированию эк-ки.
Любая эк-ая система функционирует как воспроизводственный процесс.
Воспроизводство- это непрерывный постоянно повторяющийся процесс включающий в себя 4 стадии: (производство, распределение, обмен, потребление).
виды воспроизводства. (сокращающийся, простой, расширенное.)
Типы эк. системы
1)традиционная система. способы принятия решений основаны на традициях и обычаях.
2)административно командная система (гос-ая) способы принятия решений основаны на приказах и поручениях.
3)рыночная эк-ка (частная). способ принятия решений основан на механизме ценовых сигналов.
4) смешанная- это различные сочетания рыночной эк-ки с другими типами систем в зависимости от национальных особенностей.
Рыночная экономика.
Рынок-это эк-ая система для которой характерно отсутствие монополии на какую либо форму собственности, а хоз. механизм который функционирует на основе объективных рыночных законов и регулирующих ролей гос-ва.
основные законы рынка:
1)закон спроса и предложения
2)закон конкурентной борьбы.
3)закон денежного обращения.
Элементы рынка:
1) спрос, 2) предложение, 3) конкуренция, 4)рыночная (равновесная) цена.
Причины возникновения и условия развития рынка:
1)Появление товарного производства. ТОВАР- это продукт созданный специально для обмена.
2)появление и развитие процесса разделение труда.
3)равновесие различных форм собственности.
4)конкуренция.
5)личный интерес.
6)эк-ая свобода.
7)рыночное установление цен.
8)использ. эк-их методов воздействия на поведение субъектов.
Классификация рынка
1) форма собственности (гос-ый, частный)
2)территориальный охват(локальный,региональный,национальный,мировой)
3)отраслевая принадлежность.
4)характер продаж (розничный, оптовый.)
5)характер конечного использования ( рынок товаров краткосроч.польз.; длительного пользования)
6)назначение рынка (рынок потребительских товаров и услуг, инвестиционных Т и У; финансовый рынок)
7) вид контакта на рынке (с личным контактом, с безличным контактом)
8)степень организованности рынка(организованный, не законный)
9)способ формирования цены(рынок на котором цены установлены заранее, на котором цены формируются в процессе купли продажи)
10)степень ограничения конкуренций (рынок чистой или совершенной конкуренции, рынок не совершенной конкуренции)
1.монополистический рынок
2. олигополия
3. монополистическая конкуренция
В процессе рыночных отношений экономические субъекты взаимодействуют между собой.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРУГООБОРОТ-циркуляция благ и ресурсов между эк. субъектами которая сопровождается движением денежных потоков доходов и расходов.
Спрос и факторы спроса.
спрос(Д)-категория которая описывает поведение фактических и потенциальных покупателей товара.
объем спроса(QД)-кол-во Т и У которые потребители желают приобрести по определенной цене.
Желание и возможность
виды объема спроса: (Индивидуальный, рыночный, совокупный)
Факторы влияющие на спрос и объем спроса.