Занятие 3.3. Экономические аспекты глобальных экономических проблем
(Аудиторная работа – 2 час.; самостоятельная работа – 6 час.)
При подготовке к лекциинеобходимообдумать ответы на следующие вопросы:
1. | Какие глобальные проблемы вы знаете? |
2. | Какие причины привели к возникновению глобальных проблем? Почему они имеют общий характер? |
3. | Являются ли глобальные проблемы взаимозависимыми или нет? |
4. | Как можно расставить приоритеты решения разных глобальных проблем? |
5. | Какие следует избрать методы решения глобальных проблем? |
6. | Может ли международная помощь существенно смягчить проблему бедности и отсталости? |
7. | Сотрудничество с какой страной наиболее продуктивно: отсталой или развитой? |
Подготовка к семинарскому занятию предусматривает:
1. Изучение основной (см. конспект лекций, занятие 3.1) и дополнительной литературы, ответы на вопросы для самопроверки, приведенные в учебном пособии для практических и семинарских занятий по дисциплине «Мировая экономика», выполнение тестовых заданий, приведенных в конце лекции, подготовка теоретической базы к обсуждению вопросов на семинарских занятиях с преподавателем и для эффективного участия в обсуждении в группах (обсуждение вопросов в группе по 3-4 человека).
Вопросы к обсуждению
1. Сущность и особенности глобальных проблем в экономике.
2. Проблема преодоления бедности и отсталости и ее решение в мировом хозяйстве.
3. Продовольственная проблема в мировом хозяйстве.
4. Проблема природных ресурсов.
5. Экологическая проблема.
6. Демографическая проблема.
7. Новые и нарождающиеся проблемы.
Обсуждения в группах
1. В течение 5 минут обсудите с товарищем по группе, может ли международная помощь существенно смягчить проблему бедности и отсталости?
2. В группе по 3-4 человека обсудите, почему в мире возникло движение антиглобалистов?
Обратите внимание на негативные последствия глобализации. Может стоить препятствовать глобализации, как антиглобалисты?
2. Написание рефератов и подготовка докладов по темам из списка.
Примерная тематика рефератов и докладов
1. | Глобализация в мировом хозяйстве: сущность и особенности в современных условиях. |
2. | Антиглобализм как явление в мировом хозяйстве. |
3. | Проблемы глобализации для России. |
4. | Экологическая проблема: издержки и результаты решения. |
5. | Демографическая проблема: история, современное состояние, пути решения. |
6. | Проблема бедности: история, современное состояние, связь с другими глобальными проблемами. |
7. | Продовольственная проблема: история, современное состояние, пути решения. |
8. | Энергетическая проблема: история, современное состояние, пути решения. |
9. | Проблема развития человеческого потенциала: суть, современное состояние, пути решения. |
10. | Проблема обеспечения человеческой безопасности: суть, современное состояние, пути решения. |
11. | Проблема Мирового океана: суть, современное состояние, пути решения. |
12. | Нарождающиеся глобальные проблемы. |
Литература
1. | Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России / Под ред. И.П. Фаминского. М.: Республика, 2004. |
2. | Долгов С.И. Глобализация экономики: Новое слово или новое явление. М., 1998. |
3. | Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. М., 2001. |
4. | Медведев, В. Глобализации экономики: тенденции и противоречия. // МЭМО. –2004. – №2. – С.34-39. |
5. | Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. проф. А.С. Булатова, проф. Н.Н. Ливенцева. – М.: Магистр, 2008. – Гл. 3, 11. |
6. | Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. акад. А.А. Дынкина / ИМЭМО РАН. – М.: Магистр, 2007. – Гл. 1, 5. |
7. | Миронов Н.В. Международная энергетическая безопасность. – М.: МГИМО, 2003. |
8. | Повалихина Т.И. История мировой экономики и международных экономических отношений: учеб. пособие. – Минск: Соврем. шк., 2006. – Гл. 3. |
9. | Поиск безопасности для человечества. Общий обзор. Международная амнистия (http://www.amnesty.org.ru/report2006/intro) |
10. | Поляков В.В. Грозит ли мировой экономике хронический дефицит и скорое абсолютное истощение минерально-сырьевых ресурсов в XXI ? // Внешнеэкономический бюллетень. – 2005. – № 1. |
11. | Human Security Now. Commission on Human Security, N.Y., 2003 (http://www.humansecurity-chs.org/finalreport/index.html) |
12. | Maddison A.The World Economy: Historical Statistics. Paris : OECD, 2002. |
13. | Sustainable Development in a Dynamic World. Transforming Institions, Growth, and Quality of Life / World Development Report 2003. – Washington D.C., The World Bank, 2003. |
14. | The State of Food and Agriculture 2005. N.Y. : UN, FAO, 2006. |
15. | World Resources 2005. The Wealth of the Poor. Managing Ecosystems to Fight Poverty. Wash., DC. : World Resources Institute, 2006. |
16. | Water, a shared responsibility. N.Y.: UN, World Resources Institute, 2006. |
Water, Sanitation and Hygiene Links to Health. Facts and figures. World Health Organization, 2004. Nov. |
Интернет-ресурсы
http://www.imf.org (World Economic Outlook)
http://econ.worldbank.org (World Development Indicators)
http://www.unctad.org (World Investment Report)
http://www.cbr.ru (ЦБ России)
http://www.undp.org (Human Development Report)
http://econ.fao.org (статистика по сельскому, лесному хозяйству и рыболовству)
http://www.unctad.org (World Economic Situation and Prospects)
http://www.iea.org (статистика по энергетике)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировая экономика наряду с микро- и макроэкономикой является самостоятельной частью современной экономической теории, изучающей экономическую взаимозависимость между странами, а также закономерности функционирования современной мирохозяйственной системы с целью выработки адекватных мер по ее корректировке и разработки общих механизмов межгосударственной координации экономического поведения хозяйственных субъектов разной государственной принадлежности.
Изучение мировой экономики позволяет сформировать системное экономическое мышление, выработать аналитические способности, помогающие правильно оценивать мероприятия в области государственной экономической политики, лучше ориентироваться в бурном потоке хозяйственной жижи, вернее прогнозировать исход принимаемых сегодня собственных решений.
Знания, полученные при изучении дисциплины, могут быть использованы в специальных курсах «Основы ВЭД», «Региональная экономика» и т.д.