Бюджетный дефицит и управление
государственным долгом1
17.1. Бюджетный дефицит и государственный долг: основные оп
ределения, показатели и проблемы количественной оценки.
17.2. Основные причины устойчивого бюджетного дефицита и
увеличения государственного долга.
17.3. Первичный дефицит государственного бюджета и механизм
самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги,
инвестиции и экономический рост.
17.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга. Государствен
ный долг и дефицит платежного баланса.
17.5. Причины долгового кризиса и стратегия управления государ
ственной задолженностью.
17.1. Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки
Государственный долг — общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). Внутренний государственный долг — задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.
Внешний долг — задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.
Частный долг — общий размер задолженности негосударственного сектора владельцам частных ценных бумаг.
Государственный и частный долг являются элементами кругооборота "доходы-расходы". По мере роста доходов растут и
1 В Приложении 1 содержатся теоретические, фактологические и статистические материалы, посвященные взаимосвязи бюджетного дефицита и государственного долга в переходных экономиках, в том числе и в России. Эти материалы могут оказаться полезными для расширенных курсов макроэкономики, а также для спецкурсов по проблемам бюджетно-налогового регулирования и управления государственной задолженностью.
372 Макроэкономика
сбережения, которые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и остальным миром. Создание долга— это механизм, посредством которого сбережения передаются лицам, осуществляющим расходы. Если потребители и бизнес не склонны к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы абсорбировать растущий объем сбережений, эта функция выполняется приростом государственного долга. В противном случае экономика отойдет от состояния полной занятости ресурсов.
Бюджетный дефицитпредставляет собой разницу между государственными расходами и доходами. Количественная оценкабюджетного дефицита и долга объективно усложняется следующими факторами:
1) Обычно при оценке величины государственных расходов
не учитывается амортизация в государственном секторе эконо
мики, что приводит к объективному завышению размеров бюд
жетного дефицита и государственного долга.
2) Важная статья государственных расходов — обслуживание
задолженности,то есть выплата процентов по ней и постепен
ное погашение основной суммы долга (амортизация долга).
Государственные расходы должны включать только реальныйпроцент по государственному долгу, равный RrD, а не номинальныйпроцент, равный RnD, где D — величина государственного долга, Rr - реальная ставка процента, Rn — номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный дефицит часто завышаетсяна величину яД так как, по уравнению Фишера, При высоких темпах ин-
фляции эта погрешность может быть весьма значительной, так
как в периоды роста инфляции Завышение
бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит госбюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:
Глава 17. Бюджетный дефицит и управление 373
государственным долгом
3) При оценках дефицита государственного бюджета на
макроуровне, как правило, не учитывается состояние местных
бюджетов,которые могут иметь излишки.Нередко местные ор
ганы власти целенаправленно искажают статистическую ин
формацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить на
логовые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономер
ность характерна практически для всех переходных экономик, в
которых наметилась тенденция к фискальной децентрализации.
В итоге при оценке дефицита федерального бюджета происхо
дит завышение.
4) Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом гос
бюджета как в индустриальных, так и в переходных экономи
ках, в том числе и в России, существует его скрытый дефицит,
обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельно
стью Центрального Банка,а также государственных предпри
ятий и коммерческих банков.
К числу квазифискальных операций относятся:
а) финансирование государственными предприятиями избы
точной занятости и выплата ставок заработной платы выше
рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления
взаимной задолженности;
б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на на
чальных стадиях экономических реформ от Центрального
Банка, большого портфеля недействующих ссуд
(просроченных долговых обязательств госпредприятий,
льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.).
Эти кредиты выплачивают в основном за счет льготных кре
дитов ЦБ, причем портфели "плохих долгов" в переходных
экономиках весьма значительны;
в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а также финансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ по льготным ставкам и т.д.
374 Макроэкономика
Скрытый дефицитбюджета занижаетвеличину фактического бюджетного дефицита и государственного долга1, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет2.
Таким образом, абсолютные размерыбюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП.
Поэтому целесообразно использовать относительные показатели задолженности.
В макроэкономическом анализе также используется сравнительная динамика показателей
1Подробный анализ количественных оценок бюджетного дефицита см. в
кн.: Агапова Т.Д. Бюджетно-налоговое регулирование в переходной эко
номике: макроэкономический аспект. - М., 1998.
2О влиянии политического бизнес-цикла на возможные курсы правительства и
ЦБ см. гл. 12 "Выбор моделей макроэкономической политики".
Глава 17. Бюджетный дефицит и управление 375
государственным долгом