Тема 24. Бюджетный дефицит и управление им в Республике Беларусь

1.Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь.

2.Источники финансирования бюджетного дефицита в Республике Беларусь.

3.Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета.

1. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь

Беларусь в начале 1990-х гг. столкнулась с огромным дефици­том государственного бюджета, что стало следствием общего состояния экономики и государственного бюджета СССР. Реальная база для дальнейшего увели­чения накоплений и поступлений в бюджет сокраща­лась. В се­редине 1980-х гг. проблема дефицита бюджета начала обсуждать­ся, а к концу десятилетия дефицит стал утверждаться законом о го­сударственном бюджете.

Сокращение накоплений в отраслях экономики, вызвавшее уменьшение поступлений в бюджет, было вызвано разбалансированностью экономики, па­дением эффективности производства. Нарастали диспропорции в развитии экономики, ориентированной преимущественно на производство средств про­изводства.

С середины 1980-х гг. большая часть доходов, поступивших от отраслей экономики, возвращалась им в виде финансирования рас­ходов на народное хозяйство. Положение усугублялось сокращением доходов от экспорта в связи с падением цен на мировом рынке на экспортируемые товары топливно-энергетической группы. Антиалкогольная кам­пания и реформа оптовых цен 1982 г. уменьшили поступления на лога с оборота.

Произошло сокращение пос­туплений от трех крупнейших источников: налога с оборота, отчислений от прибыли государственных предприятий и поступлений от внешнеэкономической деятель­ности.

В 1988 г. поступления в виде отчислений от прибыли государ­ственных предприятий уменьшились, что явилось следствием перестройки хо­зяйственного механизма: субъектам хозяйствования было разре­шено оставлять для собственных целей большую часть прибыли.

Поступления от ВЭД сократились по причине резкого снижения уровня мировых цен на нефть и в результате сокращения импорта потребительских товаров, нацеленной на пре­дотвращение дефицита торгового баланса.

В то же время мероприятия по реализации социальной полити­ки в СССР требовали расходов, которые не были подкреплены финансовыми ресурсами.

После распада СССР республике досталась постсоветская экономика с несовершен­ной системой государственных финансов и растущим бюджетным дефицитом. В начале XXI в. проблема несбалансированности бюджета про­явилась с новой силой ввиду нарастания государственного долга и расходов по его обслуживанию. Правительство страны принимало меры по управлению государственными доходами и расходами, ре­зультатом которых в середине первого десятилетия 2000-х гг. стало исполнение бюджета с профицитом.

2. Источники финансирования бюджетного дефицита в Республике Беларусь

Для финансирования расходов, превышающих реальные дохо­ды, необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. Они бывают как внешними, так и внутренни­ми. Последние разделяются на инфляционные (выпуск денежных знаков в обращение) и неинфляционные (кредиты центрального бан­ка и выпуск государственных ценных бумаг).

Для покрытия бюджетного дефицита прибегают к выпуску государственных ценных бумаг как безинфляционному источнику финансирования бюджетного дефици­та. Бюд­жетная классификация Республики Беларусь производит группи­ровку источников финансирования дефицита исходя из их видов и форм долговых обязательств.

Классификация предусматривает следующие источники фи­нансирования дефицита:

1 01 00 00 «Источники, получаемые от Национального банка Республики Беларусь»;

1 02 00 00 «Источники, получаемые от банков, иных юридичес­ких и физических лиц»;

1 03 00 00 «Источники, получаемые из других секторов государ­ственного управления»;

1 04 00 00 «Прочие источники внутреннего финансирования»;

1 05 00 00 «Источники от операций с принадлежащим государ­ству имуществом»;

1 06 00 00 «Операции по средствам в иностранной валюте»;

1 07 00 00 «Изменение остатков средств бюджета».

Получение и погашение основно­го долга по кредитам международных финансовых организаций отражается по коду источника 2 01 00 00, а по кредитам ино­странных государств и иных иностранных кредиторов — по коду источника 2 02 00 00. С использованием кода 2 03 00 00 отражается привлечение государственных ценных бумаг, формирующих внешний государственный долг, и погашение основного долга по ним.

Бюджетный кодекс определяет источни­ки финансирования дефицита для республиканского и местных бюджетов.

Для республиканского бюджета:

· государственные займы (кроме гарантий правительства);

· средства от операций с имуществом, находящимся в респуб­ликанской собственности (кроме средств от операций с имущест­вом, являющихся доходами и расходами республиканского бюдже­та в соответствии с бюджетным законодательством);

· изменения остатков средств на счетах по учету средств рес­публиканского бюджета;

· иные источники — в соответствии с бюджетным законодательством.

Для местных бюджетов:

· бюджетные кредиты;

· займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг мест­ными исполнительными и распорядительными органами;

· средства от операций с имуществом, находящимся в комму­нальной собственности (кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами местных бюджетов в соответ­ствии с бюджетным законодательством);

· изменения остатков средств на счетах по учету средств соот­ветствующего местного бюджета;

· иные источники — в соответствии с бюджетным законода­тельством.

Если бюджет принимается с дефицитом, то источники финанси­рования дефицита республиканского бюджета должны утверж­даться законом о республиканском бюджете на очередной финансо­вый год, а местных бюджетов — решениями о бюджете на очеред­ной финансовый год, принимаемыми соответствующими местными Советами депутатов.

Кредиты Нацбанка республики, а также средства от приобретения им долговых обязательств республики (при первичном размещении) не могут выступать источ­никами финансирования дефицита бюджета (за исключением слу­чаев, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и (или) указом Президента Республики Беларусь).

В нашей стране на разных этапах экономического развития те или иные источники играли роль определяющих.

Прави­тельство Республики Беларусь было вынуждено использовать эмиссионные кредиты Национального банка, затем вновь возросла доля внеш­них займов.

Выпуск государственных ценных бумаг (ГЦБ) начался в 1994 г. . В 1995 г. за счет данного источника было профинансировано уже 15 % дефици­та бюджета, а в 1997 г. — почти половина. В 1998—2001 гг. внутренние источники обеспечили не только покрытие дефицита текущего года, но и погашение внешнего долга прошлых лет.

Достоин­ством этого источника является безинфляционное финансирование дефи­цита бюджета. Поступления от приватизации могли бы стать су­щественным источником покрытия дефицита, как безопасный и эффективный способ финансирования.

В 2002 г. для покрытия бюджетного дефицита привлекались кредиты международных финансовых организаций и правительств иностранных государств. Гособлигации не стали значимым источником финансирования бюджетного де­фицита ввиду слабости рынка ценных бумаг.

Предусмотренный в Законе Республики Беларусь «О республи­канском бюджете на 2010 год» дефицит в размере 2,7 трлн руб. пла­нировалось покрыть исключительно за счет внешних источников.

Республиканский бюджет на 2011 г. приняли также с дефици­том в объеме 6 трлн руб. Его покрытие предполагалось осуществить на 56 % за счет внутренних источников и на 44 % — за счет внеш­них.

Внешние займы на протяжении многих лет игра­ют важную роль в финансировании бюджетного дефицита. Но они сформировали внешний госдолг.

На рис. показано соотношение внешних и внутренних ис­точников финансирования бюджетного дефицита страны.

Система мер по снижению дефицита бюджета должна включать мероприятия по управлению государственным долгом. Нужно обеспечить повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом. Но выпуск государственных ценных бумаг не должен приводить к дестабилиза­ции бюджетного процесса.

У правительств немного источников финансирования дефицита; они вынуж­денно обращаются к займам национального (центрального) банка и косвенным образом погашают дефицит путем расходования ва­лютных резервов. Пока валютные резервы остаются доступными, страна может избежать инфляции, но если дефицит устойчив, го­сударство неизбежно израсходует резервы и столкнется с инфля­цией.

Существует определенная связь между размером дефицита и темпом инфляции. Как правило, более высокий уровень дефицита сопровождается более высокими темпами инфляции. Однако ин­фляция и государственный долг — не единственные последствия дефицита государственного бюджета, негативно воздействующие на экономику страны. Используя ГКО для финансирования бюд­жетного дефицита, государство должно выходить на рынок капита­лов и вступать в конкуренцию с частным сектором за получение де­нежных ресурсов. Это активизирует рост процентных ставок, что, с одной стороны, сдерживает частные инвестиционные расходы, а с другой — делает финансовые инвестиции в страну более привлека­тельными для иностранных инвесторов. В результате растет внеш­ний долг, а его обслуживание и погашение вызывает сокращение национального производства.

3. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета

Допустим дефицит, но его величина не должна превышать 2—3 % ВНП. В противном случае потребуется приня­тие экстренных мер по сокращению дефицита и стабилизации эко­номики.

При определении источников покрытия бюджетного дефицита нежелательно прибегать к эмиссии, если речь не идет об экстренной ситуации. Дефицит может покры­ваться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг, а также использования раз­нообразных форм государственного кредита. Концепция сокращения бюджетного дефицита должна исхо­дить из предпосылки, что только динамичное развитие экономики и повышение ее эффективности обеспечивают финансовую устой­чивость государства.

В бюджетной политике нашего государ­ства реализуется п а с с и в н а я форма дефицита, которая носит «потребительский» характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населе­ния, финансирование образования, культуры, здравоохранении, сфер управления и обороны, а также нерентабельных предприятий государственного сектора.

Дальнейшая бюджетная политика должна предусматривать пере­ход к активной форме бюджетного дефицита, означающей из­бирательное финансирование только тех расходов, которые способ­ствуют экономическому росту. Необходимо помнить условия, при которых дефицит становит­ся управляемым:

· соблюдение его предельного размера;

· производительный характер решающей части расходов;

· наличие рационального механизма финансового маневриро­вания государственными ресурсами.

Программа сокращения бюджетного дефицита должна включать мероприятия, которые стимулируют приток денежных средств в бюджетный фонд страны и способствуют сокращению госрасходов:

· повышение эффективности общественного воспроизводства;

· развитие и укрепление рыночных отношений, проведение ры­ночных реформ, разгосударствление и приватизация собственности в расчете на то, сужение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;

· расширение круга плательщиков параллельно с совершен­ствованием налогового законодательства. В условиях развития ры­ночных отношений налоговые ставки должны гарантировать ста­бильность хозяйствования и в то же время способствовать здоровой конкуренции, стимулировать предприятия к повышению произво­дительности труда, рациональному использованию материальных и финансовых ресурсов, изысканию резервов роста эффективности производства;

· развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепле­ние самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния республиканского бюджета и бюджетов местных органов влас­ти.;

· оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государ­ственного бюджета, в первую очередь — направляемых в реальный сектор экономики.;

· изыскание дополнительных источников финансирования со­циально-культурных расходов;

· обоснованное принятие новых социальных программ, требу­ющих значительного бюджетного финансирования;

· совершенствование планирования и развитие системы плат­ных услуг в непроизводственной сфере;

· корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики;

· Расходы не обеспеченные дохо­дами, должны отражаться в бюджете развития и финансироваться в пределах дополнительно полученных доходов, а также из привле­ченных безинфляционных источников;

· составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;

· развитие рынка ценных бумаг;

· привлечение в страну ино­странного капитала в форме инвестиций.

Возможно составление бюджета в двух вари­антах — текущего бюджета и бюджета развития. Текущий бюджет формируется по принципу баланса, т.е. с нулевым сальдо, а расхо­ды сверх предполагаемых доходов отражаются в бюджете разви­тия, который будет иметь отрицательное сальдо.

Одновременно нужен жесткий контроль не только за использо­ванием средств, направленных на капитальные вложения, но и за полученным от них доходом, (прибылью), поскольку с момента об­разования прибыли она должна участвовать в погашении государ­ственного долга.

Таким образом, логическим продолжением признания объек­тивности бюджетного дефицита является отказ от дефицитного со­ставления бюджета. Принимая вызов стихийных рыночных сил, государство должно усилить свои функции по регулированию эко­номических и социальных процессов в обществе, Выработать про­грамму эффективных мер, противостоящих развитию бюджетного дефицита.

Практика ряда стран доказала, что в экстремальных условиях, связанных с резким возрастанием дефицита бюджета, можно до­биться сбалансирования доходов и расходов посредством механиз­ма государственного регулирования.

Наши рекомендации