И контраргументы. Тариф и производственная субсидия
Аргументы в пользу ограничения свободной торговли достаточно многообразны и противоречивы. Главными из них являются следующие:
1) Таможенные тарифы позволяют защитить оборонные от
расли промышленности,которые необходимо развивать незави
симо от критерия экономической эффективности размещения
ресурсов, так как в случае войны очень важна самообеспечен
ность экономики их продукцией.
2) Таможенные тарифы позволяют увеличить внутреннюю
занятость ресурсови простимулировать совокупный спрос,что
особенно важно в период приближения циклического спада
производства. В результате ограничений импорта относительно
возрастает величина чистого экспортакак компонента совокуп
ного спроса, что способствует росту занятости и выпуска, а
также улучшению состояния платежного баланса страныпо сче
ту текущих операций1.
3) Таможенные тарифы необходимы для зашиты монокуль
турных экономикот разрушительных колебаний конъюнктуры
мирового рынка.
1 Подробнее об этом см. гл. 15 "Платежный баланс" и гл. 16 "Валютный курс".
Глава 14. Торговая политика 309
4) Таможенные тарифы необходимы для зашиты новых,
"молодых" отраслейнациональной экономики, порожденных
научно-техническим прогрессом, от конкуренции более зрелых
и эффективных иностранных фирм.
5) Если правительство не использует таможенные тарифы,
то иностранные фирмы, использующие более дешевую рабочую
силу, могут увеличить приток дешевого импорта на внутренний
рынок. В результате снижения внутренних цен снизится и за
работная плата, что может послужить основой для снижения
уровня жизни в стране.
6) Таможенные тарифы необходимы для защиты отечествен
ных производителей от демпинга— сбыта импортной продукции
по ценам, которые ниже внутренних рыночных цен в стране-
изготовителе. Обычно демпинг является результатом монополь
ной рыночной власти и используется в целях ее укрепления.
Все аргументы в пользу введения таможенных тарифов и других торговых ограничений являются дискуссионными, так как в большинстве случаев те же цели могут быть достигнуты с меньшими издержками. Альтернативным способом разрешения проблемы "защиты" оборонных, "молодых" и других отраслей, нуждающихся во временной поддержке государства, является прямая субсидия отечественным производителямв этих отраслях (или дотация, или снижение налогообложения пропорционально росту объема отечественного производства).
Преимущество производственной субсидии перед тарифом состоит в том, что она, с одной стороны, стимулирует рост отечественного производства с величины So до величины Si (как и тариф), но, с другой стороны, не приводит к абсолютному снижению потребления, так как не поднимает уровня внутренних цен выше мировых (см. рис. 14.2).
310 Макроэкономика
При субсидии производителям уровень внутренней цены pi/ близок к мировому уровню Pw, и поэтому фактический объем потребления составляет do, тогда как при тарифе он сокращается до величины D/. Абсолютные потери благосостояния в случае использования производственных субсидий снижаются на величину области "d", так как величина импорта значительно больше, чем после введения тарифа. Потери благосостояния в размере области "Ь" по-прежнему сохраняются, так как расширение отечественного производства в конкурирующих с импортом отраслях связано с дополнительными издержками.
В то же время прямые производственные субсидии не гарантируют от неэффективной растраты ресурсов, так как нелегко определить, какие именно отрасли следует защищать от иностранной конкуренции. И тарифы, и субсидии очень сложно отменить, если они уже введены, в то время как очень велик риск "защиты" отраслей, которые никогда не смогут стать конкурентоспособными на мировом рынке. Это обстоятельство является особенно существенным для переходных экономик, в том числе и для российской, которые ведут поиски "свободных ниш" в структуре мирового рынка, тогда как их сравнительные преимущества в международной торговле в некоторых случаях оказываются весьма проблематичными.
Для регулирования экономического цикла, увеличения внутренней занятости и совокупного спроса в целях предотвращения спада целесообразно использовать другие меры фискальной и кредитно-денежной политики1,а не манипулирование пошлинами и квотами. Причина заключается в угрозе развязывания торговой войны,в условиях которой даже временное регулирующее воздействие внешнеторговых ограничений на совокупный спрос отсутствует.
Что касается дешевой рабочей силы за рубежом, то проблема заключается не столько в этом, сколько в том, что некоторая часть отечественной рабочей силы занята в производстве товаров, которые экономически выгоднее было бы импортировать. Если отечественная отрасль потеряла сравнительное преимущество и стала неконкурентоспособной, то ее целесообразно свернуть и заменить импортом. В этом случае ее уволенным работникам может быть предоставлена материальная помощь из
1 Подробно эти меры рассмотрены в гл. 6 "Бюджетно-налоговая политика" и в гл. 8 "Банковская система. Кредитно-денежная политика".
Глава 14. Торговая политика 311
государственного бюджета (на цели переквалификации, переезда в другие регионы страны и т.д.). Такие государственные расходы окажутся экономически более эффективными, чем чистые потери от тарифа на импорт, так как они способствуют повышению мобильности трудовых и капитальных ресурсов, их более рациональному размещению и использованию, что в более долгосрочной перспективе служит фактором экономического роста.
За исключением защиты от демпинга, которую целесообразно рассматривать как самостоятельную проблему, отступления от политики свободной торговли в пользу тарифного протекционизма относительно оправданы в следующих случаях:
1) Использование "оптимального тарифа":если страна спо
собна воздействовать на уровень мировых цен, то можно найти
такой уровень тарифной ставки, который принесет ей чистый
выигрыш. Оптимальная ставка тарифаравна величине, обратной
величине эластичности предложения импорта: чем менее гиб
кими оказываются зарубежные поставщики, поддерживающие
примерно одинаковый объем импорта, тем выше оптимальная
ставка тарифа на импорт и больше чистый выигрыш данной
страны. Наоборот, если эластичность импорта очень велика, а
мировая цена остается неизменной, то оптимальный тариф бу
дет равен нулю и тарифная система принесет стране чистые
потери благосостояния. Более того, в случае ответных мер тор
говых партнеров на введение оптимального тарифа, то есть в
случае торговой войны,даже оптимальная ставка тарифа не мо
жет принести никаких положительных результатов.
2) Иногда введение тарифа может оказаться полезнее, чем
экономическая пассивность правительства. Если, например,
увеличение занятости в какой-либо передовой отрасли произ
водства, конкурирующей с импортом, приносит большие соци
альные преимущества, связанные с ростом знаний, квалифика
ции или изменением Отношений во всем обществе, то введение
тарифа на импорт может оказать положительное влияние на
национальное благосостояние. Тарифный протекционизм мо
жет подтолкнуть фирмы этой отрасли к увеличению выпуска
продукции и найму большего количества рабочей силы. Допол
нительные социальные выгоды, связанные с созданием новых
рабочих мест, могут перекрыть потери отечественных потреби
телей от повышения цен на импорт. Однако каждый подобный
случай требует тщательного макроэкономического анализа,
предшествующего введению тарифа, особенно в странах с пере
ходной экономикой.
312 Макроэкономика
3) Тарифы могут рассматриваться в качестве приемлемой меры торговой политики, если экономика страны настолько слабо развита, что ее правительство не имеет других источников средств для финансирования социальных программ и инвестиционной деятельности. Эта ситуация скорее характерна для бывших колоний с монокультурной экономикой, чем для государств Восточной Европы, России и стран СНГ.