Кривая Филлипса как иное выражение кривой совокупного предложения. Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном и долгосрочном периодах
От связи реального объема выпуска и уровня цен путем модификации уравнения кривой совокупного предложения можно перейти к зависимости между инфляцией и безработицей, которая отражается кривой Филлипса.Уравнение совокупного предложения Y = Т + а (Р — Р*) представим в
виде Р = Ре +1/ а (y-y*).
Вычтем из обеих частей уравнения уровень цен предшествующего периода P-1а разницу уровней цен заменим показателем темпа инфляции1:
Р- P-1=π, Pe-P-1=πе.
1 Математически подобная замена не совсем точна (см. Мэнкью Г. Макроэкономика, с. 455), но это не меняет общего смысла выводов.
Глава 10. Совокупное предложение и кривая Филипса. 213
Политика стимулирования предложения.
Используя закон Оукена, отклонение фактического уровня выпуска от потенциального заменим отклонением фактического уровня безработицы от ее естественного уровня, т.е. вместо
1/α(Y - Y *) подставим -β(u-u*). Добавим в уравнение параметр ε,
отражающий воздействие на уровень цен шоков предложения, и
получим:
где πи πе — фактический и ожидаемый уровень инфляции, и и и* — фактический и естественный уровень безработицы, β — параметр, больший нуля, е — резкие изменения (шоки) предложения. Таким образом, кривая Филлипса представляет собой лишь иное выражение кривой совокупного предложения и показывает наличие в краткосрочном периоде связи между динамикой инфляции и безработицы. Изменение ожидаемого уровня инфляции πеи шоки предложения t служат причинами сдвигов кривой Филлипса.
Из уравнения также очевидно, что если фактический уровень безработицы совпадает с ее естественным уровнем, то при отсутствии шоков фактическое значение инфляции равно ожидаемому. Отклонение фактического уровня безработицы от естественного, соответственно, меняет темп инфляции (вспомним иное название и* — NAIRU — не ускоряющий инфляцию уровень безработицы). В своем первоначальном виде кривая Филлипса (названная в честь британского экономиста А.У. Филлипса) показывала обратную зависимость между уровнем безработицы и инфляцией номинальной заработной платы. Современная интерпретация кривой Филлипса, как видно из уравнения, вместо темпов прироста номинальной заработной платы использует темпы прироста уровня цен, а также включает инфляционные ожидания (их значение исследовали М. Фридман и Э. Фелпс) и шоки предложения.
Инфляционные ожидания (πе) могут складываться на основе уже имеющихся представлений о прошлой инфляции (так называемые адаптивные ожидания). Тогда приведенное уравнение кривой Филлипса демонстрирует явление инфляционной инер-
214 Макроэкономика
ции:инфляция будет продолжаться и при отсутствии отклонения безработицы от естественного уровня, а также при отсутствии шоков предложения (ε) уже только потому, что существуют инфляционные ожидания πе.1
Кривая Филлипсав представленном виде отражает связь безработицы и инфляции в краткосрочном периоде,но не может быть использована для оценки долгосрочных изменений. Экономическая политика, направленная на сокращение безработицы через стимулирование совокупного спроса, эффективна лишь до тех пор, пока экономические агенты не меняют своих инфляционных ожиданий — например, не требуют повышения номинальной заработной платы в связи с ростом цен, вызванным стимулирующей политикой государства, скажем увеличением государственных расходов или ростом денежной массы. Так, если экономика стартовала в точке А — точке полной занятости ресурсов (естественного уровня безработицы), то повышенный спрос будет стимулировать расширение выпуска и занятости. Цены увеличатся, но заработная плата останется прежней, зафиксированной в договорах при условии, что ожидаемая инфляция равна πе1. Прибыли фирм относительно возрастут, что сделает выгодным расширение производства (движение вдоль исходной кривой Филлипса из точки А в точку В). Но в дальнейшем, на фоне развивающейся инфляции, люди изменят свои ожидания, начнется рост номинальной заработной платы и других издержек, исчезнут стимулы к расширению производства, безработица возвратится к исходному уровню, а экономика перейдет на новую краткосрочную кривую Филлипса, соответствующую более высокому уровню инфляционных ожиданий πе2 (сдвиг кривой Филлипса вправо — вверх и движение экономики из точки В в точку С, см. рис. 10.4).
1 Феномен инфляционной инерции довольно отчетливо проявляется в странах с переходной экономикой на фоне продолжительной высокой инфляции, связанной с либерализацией хозяйственной жизни. Так, по некоторым оценкам, доля инерционного фактора, обусловленного инфляционными ожиданиями, в росте оптовых цен (без отраслей ТЭК) в России в 1994-1995 гг. колебалась в пределах от 43,2 до 59,1% (по разным кварталам), тогда как доля такого фактора, как рост денежной массы, составляла максимум 19,5%. (Экономический мониторинг России. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. Бюллетень. № 7. — М., 1996. С. 47).
Глава 10. Совокупное предложение и кривая Филипса. 215
Политика стимулирования предложения.
В результате мы возвращаемся к первоначальному уровню выпуска и занятости, но при более высокой инфляции. Политика стимулирования спроса дает в таких условиях лишь краткосрочный эффект. Повторение подобных действий правительства в конечном итоге будет приводить лишь к дальнейшему росту инфляции. Однако, поскольку в течение короткого отрезка времени есть возможность нарастить объем выпуска при небольшом росте цен, у политических деятелей нередко возникает соблазн простимулировать экономику незадолго до выборов. Инфляционные издержки такой политики станут очевидны лишь позднее1.
Сторонники теории рациональных ожиданийсчитают, что экономические агенты формируют свои ожидания на основе всей доступной им информации, а не только прошлого опыта, к тому же они не делают систематических ошибок, поэтому они могут верно оценить последствия стимулирующей политики государства и достаточно быстро изменить свои инфляционные ожидания, что отразится, например, в требовании увеличения номинальной заработной платы для компенсации роста цен.
1 Р. Лукас на основе анализа статистических данных по 18 странам за полтора десятилетия показал, что даже краткосрочный эффект, полученный вследствие неожиданного увеличения совокупного спроса, ускользает, если правительство и Центральный Банк постоянно повторяют попытки стимулировать экономический рост с помощью денежных шоков (роста денежной массы). Он показал также, что в странах с относительно стабильными ценами (США, Германия) стимулирующая политика может дать значительный первоначальный эффект, увеличивая на некоторые время выпуск и занятость при сравнительно низкой инфляции. Напротив, в странах с высокой и нестабильной инфляцией (Аргентина, Парагвай и др.) такая политика дает незначительный или нулевой прирост выпуска, так что даже начальное увеличение номинального дохода связано обычно с ростом цен. И в том и в другом случае реальный эффект подобной политики недолговечен.
216 Макроэкономика
В итоге — практически никакого увеличения реального выпуска не происходит даже в краткосрочном периоде, а рост совокупного спроса приводит лишь к росту цен (движение из точки А в точку С, минуя точку В). Исключение составляют лишь непредвиденные изменения совокупного спроса, приводящие к кратковременным колебаниям выпуска.
Таким образом, традиционная кривая Филлипса, фиксирующая обратную зависимость между инфляцией и безработицей, отражает краткосрочнуюдинамику этих переменных. В долгосрочном периодестимулирование совокупного спроса, сопровождающееся обычно ростом денежной массы, не приводит к существенным изменениям уровня безработицы и реального выпуска и отражается в основном на росте цен, т.е. кривая Филлипсаприближается к вертикальнойпрямой на уровне естественной безработицы.
Рисунок 10.5 показывает изменение уровней инфляции и безработицы в период с 1961 по 1995 гг. в экономике США. В 60-е годы снижение уровня безработицы сопровождалось ростом инфляции. Однако в последующие годы такая связь между безработицей и инфляцией была нарушена. В качестве причин называют шоки, связанные с ростом цен на нефть в 70-х гг. и изменения в инфляционных ожиданиях.
Глава 10. Совокупное предложение и кривая Филипса. 217
Политика стимулирования предложения.
Антиинфляционная политика
Антиинфляционная политикаправительства, согласно кривой Филлипса, в краткосрочном периоде приводит к росту безработицы и снижению выпуска. Экономика перемещается из точки А вправо-вниз вдоль исходной кривой Филлипса. Сокращение государственных расходов или денежной массы снижает уровень цен, тогда как заработная плата, зафиксированная в трудовых договорах, остается прежней. В этих условиях прибыли фирм падают и они сокращают объем своего выпуска, а значит и занятость1. Для количественной оценки эффективности борьбы с инфляцией используется так называемый коэффициент потерь.Он показывает, сколько процентов реального годового объема выпуска необходимо принести в жертву, чтобы снизить инфляцию на один процентный пункт2. Сторонники теории рациональных ожиданий считают, что потери от борьбы с инфляцией могут быть существенно снижены, если план проведения такой антиинфляционной политики будет объявлен заранее, до того как экономические агенты сформируют свои ожидания, и, что самое существенное, если люди будут верить в осуществление этого плана. То есть политика, пользующаяся доверием населения в условиях рациональных ожиданий, может привести к замедлению темпа инфляции, практически не вызывая спада.
Однако опыт США начала 80-х годов и Великобритании, когда правительство М. Тэтчер, придерживаясь твердой антиинфляционной политики, пришло к уровню безработицы в 13%, заставляет усомниться в столь оптимистичном сценарии. Одной веры людей в способность с помощью мер политики снизить темп инфляции, очевидно, недостаточно. Ожидания
1 Можно предположить, что в дальнейшем новые трудовые контракты в
условиях снизившейся инфляции и возросшей безработицы зафиксируют
более низкий уровень заработной платы. Это относительно поднимет
прибыли фирм, что позволит увеличить выпуск и восстановить
естественный уровень безработицы. Кривая Филлипса сместится вниз.
Спад производства и безработица оказываются необходимыми условиями
для изменения инфляционных ожиданий и устойчивого снижения инфля
ции.
2 Иногда коэффициент потерь рассчитывают как отношение накопленного
показателя циклической безработицы к величине снижения инфляции (в
процентных пунктах) за определенный период. Например, если в течение
3-х лет сумма ежегодных превышений фактическим уровнем безработицы
естественного, т.е. ∑(u-u*), составила 8 процентных пунктов, а инфляция за эти же 3 года снизилась с 6 до 4%, т.е. на 2 процентных пункта, то коэффициент потерь будет равен 8/2=4
218 Макроэкономика
должны быть встроены в соглашения о ставках заработной платы и другие долгосрочные контракты. Пересмотр контрактов требует времени, какой-то период будут действовать старые контракты, включающие прежние ожидания. Поэтому из-за инфляционной инерции быстрое возвращение к умеренной инфляции маловероятно. Легче всего изменить темп инфляции, когда в экономике отсутствуют долгосрочные контракты, например в период гиперинфляции, а политика правительства пользуется доверием. Тем не менее остается верным, что, независимо от структуры контрактов, чем большим доверием пользуется антиинфляционная политика, тем больший успех она будет иметь.
Антиинфляционная политика может проводиться как методами "шоковой терапии" (когда жесткая денежная политика помогает быстро сбить инфляцию, но сопровождается значительным спадом производства), так и постепенно, путем многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной массы, что позволяет избежать глубокого спада, однако не дает возможности быстро снизить инфляцию (см. рис. 10.6).
Конкретная реализация долговременных антиинфляционных программ выходит за рамки рекомендаций по сокращению государственных расходов и денежной массы, соответствующих краткосрочной модели кривой Филлипса и основанных на кейнсиан-ских идеях регулирования совокупного спроса.
В более широком плане "шоковая терапия" предполагает, как правило, использование чисто монетаристских антиинфляционных мер: широкую либерализацию хозяйственной жизни, освобождение цен, свертывание хозяйственной активности государства, жесткое ограничение роста денежной массы, балансирование бюджета главным образом счет сокращения расходов и т.д. Программы постепенного снижения инфляции предусматривают активное регулирующее воздействие государства (в целях смягчения негативных последствий антиинфляционных мер): поддержку важнейших отраслей производства, налоговое стимулирование предпринимательства, частичное регулирование процесса ценообразования, создание рыночной инфраструктуры и т.д. В этом случае антиинфляционное сокращение совокупного спроса дополняется мерами, поддерживающими предложение и создающими условия его роста в будущем, что позволяет избежать глубокого спада и безработицы (политика градуализма).
Глава 10. Совокупное предложение и кривая Филипса. 219
Политика стимулирования предложения.
Большинство стран — как развитых, так и с переходной экономикой — в практике борьбы с инфляцией никогда не следовали жестким монетаристским рекомендациям "шоковой терапии", поскольку это неизбежно приводило к затяжному спаду, росту безработицы, резкому снижению жизненного уровня населения.
1 Подробное описание данного рисунка см.: Дорнбуш Р., Фишер С., Макроэкономика. - М., 1997. Гл. 14.
220 Макроэкономика