Трудовые ресурсы и экономически активное население.
К трудовым ресурсам относятся лица в трудоспособном возрасте (мужчины в возрасте от 16 до 59 лет, женщины - от 16 до 54 лет), за исключением инвалидов I и II групп, а также неработающих лиц трудоспособного возраста, получивших пенсию на льготных условиях. Кроме того, важное значение для анализа, планирования и прогнозирования имеет такая категория, как экономически активное население. Численность лиц, входящих в нее, меньше численности трудовых ресурсов на величину военнослужащих, лиц в трудоспособном возрасте, учащихся с отрывом от производства; лиц, не работающих и не проявляющих интереса к работе; лиц, занятых нелегальной деятельностью.
В современных условиях кроме количественных характеристик особое значение приобретают качественные показатели трудовых ресурсов. К ним относятся: уровень образования (различают общее начальное и среднее, среднее специальное и высшее образование), профессионально-квалификационная структура.
9.2. Занятость и безработица.К категории занятых относятся
те, кто имеет работу, а также занятые неполный рабочий день. Поэтому с экономической точки зрения число отработанных часов является не менее важным показателем уровня занятости, по сравнению с численностью работающего населения. Вместе с тем последний показатель очень важен с точки зрения социальной политики.
Кбезработным относятся лица трудоспособного возраста, не имеющие работы и активно ищущие ее. В зависимости от причин возникновения безработицы, различают; фрикционную, структурную, циклическую. В первую входят те, кто не имеет работы в связи с еепоиском и (или) ожиданием. Фрикционная безработица является добровольной и может быть связана, например, с изменением места жительства. Такие безработные имеют, как правило, определенные квалификацию и навыки. Структурная безработица возникает в связи с изменениями в технологической и отраслевой структуре производства. Уровень безработицы выражается в процентах и рассчитывается как отношение численности безработных к сумме безработных и занятых. Необходимо отметить, что нулевой уровень безработицы не должен быть целью экономической политики. Если он равен нулю, это означает, что в экономике нет структурных сдвигов.
Все эти виды безработицы, которые мы рассмотрели, относятся к открытой. Но есть еще и ее скрытая форма. Она охватывает тех «работающих», предельная производительность труда которых близка к нулевой. Иными словами, это лица, которые формально имеют работу, но в действительности получают в форме заработной платы скрытое пособие по безработице, т. к. если их уволить, на предприятии сумма выпуска не сократится. К сожалению, проблема скрытой безработицы является весьма актуальной для нашей республики, а получение ее количественной оценки является непростой задачей.
9.3. Прогнозирование трудовых ресурсов.Численность трудовых ресурсов зависит, прежде всего, от общей численности населения и доли лиц трудоспособного возраста. Прогноз общей численности населения может быть осуществлен исходя из его настоящей величины и оценки естественного и механического прироста населения (эти приросты могут быть как положительными, так и отрицательными).
Механический прирост зависит от соотношения числа прибывших в данную страну (регион) лиц из других стран (регионов), и числа выехавших из данной страны (региона). Естественный прирост зависит от соотношения числа родившихся и числа умерших. Эти величины рассчитываются с помощью коэффициентов рождаемости и коэффициентов смертности. Различают общий коэффициент рождаемости (который устанавливается по отношению к общей численности населения) и специальный (устанавливается к численности женщин фертильного возраста, составляющего от 16 до 45 лет). Коэффициент смертности устанавливается к общей численности населения. При осуществлении прогноза могут приниматься определенные допущения об изменении значений коэффициентов смертности и рождаемости в будущем, по сравнению с их современными значениями. Прогнозирование механического прироста, т. е. сальдо прибывших (иммигрантов) и уехавших (эмигрантов) осуществляется на основе анализа тенденций в области миграционных потоков.
После того как получена перспективная оценка прогнозной численности населения, прогноз доли его трудоспособной части может быть осуществлен методом экстраполяции.
В более точных расчетах прогноз осуществляется методом передвижки возрастов. Он осуществляется путем умножения численности каждой половозрастной группы населения на коэффициент дожития до следующего возраста. Таким образом определяется численность соответствующей половозрастной группы следующего возраста на год вперед. При таком методе расчета численность родившихся может определяться на основе возрастных коэффициентов рождаемости, которые устанавливаются к числу женщин каждой возрастной группы. Данный метод является более точным, однако его применение затрудняется в связи с тем, что получение достоверной информации о численности населения в разрезе годовых возрастных групп возможно только при осуществлении его переписи (которая проводится не чаще, чем раз в 10 лет).
9.4.Планирование и регулирование занятости. Планирование занятости предполагает формирование перспективного сводного баланса трудовых ресурсов. Он представляет собой таблицу, отражающую, с одной стороны, численность и состав трудовых ресурсов, с другой - их распределение по видам деятельности, отраслям и секторам экономики.
Прогноз численности и состава трудовых ресурсов осуществляется на основе демографических расчетов, описанных в предыдущем разделе. Прогноз занятости осуществляется на основе прогноза развития экономики и ее отдельных отраслей и секторов, с учетом изменения производительности груда. Численность безработных в этом случае определяется как разница между численностью трудовых ресурсов и занятых. Кроме того, необходимо учитывать наличие определенного количества вакантных рабочих мест и добровольной безработицы.
Регулирование занятости предполагает осуществление комплекса мероприятий, включающих: анализ и мониторинг структуры безработицы и вакантных рабочих мест, прогнозирование перспективной структуры занятости, организация и осуществление подготовки и переподготовки рабочей силы, проведение рациональной социальной политики, а также политики доходов, денежно- кредитной и бюджетно-налоговой политики.
Контрольные вопросы
1. Что включает в себя понятие «трудоспособное население»?
2. Какие виды безработицы вы знаете?
3. В чем заключается государственная политика в области занятости?
4. Опишите структуру баланса трудовых ресурсов.
5. В чем заключаются задачи демографического прогнозирования и какие методы применяются в нем?
Лекция 10. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Основные понятия: уровень жизни; качество жизни; индекс Джинни; децильный коэффициент; двинтильный коэффициент; социальная политика; социальный норматив; социальная инфраструктура
10.1.Социальная политика государства: сущность и основные направления. С точки зрения функционирования экономической системы социальная политика играет двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Но она же является и фактором экономического роста: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию, что требует дальнейшего развития социальной сферы.
Социальная политика—это система государственных мер, направленных на решение проблем повышения благосостояния населения, его духовного и физического развития, обеспечения защиты социально уязвимых слоев населения. Составными частями социальной политики являются: политика доходов; социальная защита граждан; молодежная политика; развитие системы здравоохранения, образования, культуры; обеспечение товарами, услугами, условиями проживания.
Цели социальной политики Республики Беларусь находят отражение во всех без исключения программных документах, начиная со стратегии и программы устойчивого развития и заканчивая локальными программными документами.
Основная цель социальной политики, реализуемой в настоящее время под девизом «человек-инновации-благосостояние» среднесрочной программы, - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения являются: усиление роли заработной платы, обеспечение роста реальных денежных доходов, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.
Социальная политика в Республике Беларусь строится на принципах: социальной справедливости (реализуется через адресную социальную политику, социальные гарантии молодежи, старикам, семьям, имеющим детей, и т. д.); преемственности (через реализацию отечественного и зарубежного опыта); планомерности, реализуемой через введение минимальных государственных стандартов по снабжению граждан теплом, продовольствием, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, качественной работой учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта; оптимального сочетания централизованных гарантий и индивидуального трудового вклада в процветание государства; социальной направленности бюджета.
Для решения задач социальной политики необходимо решение вопросов правового, организационного, экономического, научно-технического характера. А также эффективное проведете политики реструктуризации экономики, придание оптимальности отраслевой, территориальной, стоимостной структурам как на макро-, так и на мезо- и микроуровне. В том числе в вопросах улучшения структуры производства и распределения, структуры собственности, финансов, цен; развития малого и среднего предпринимательства с преимущественным его развитием в малых и средних городах и в сельской местности.
Условием реализации целей социальной политики развития РБ является всемерная интенсификация развития промышленного комплекса, в т. ч. ТЭК, черной металлургии, машиностроения, химии и нефтехимии; АПК; строительного комплекса, прежде всего, жилищного строительства, строительства социально-культурного комплекса; реализация эффективной многовекторной, многоаспектной внешнеэкономической деятельности.
В республике реализуется расширенная социальная политика, означающая общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства, его планирующих и координирующих органов, в отличие от ограничительной социальной политики, при которой роль государства сводится к минимуму, к функции дополнения традиционных институтов социальной сферы.
Возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые государство может направить на их реализацию, которые, в свою очередь, зависят от общего уровня развития страны.
Существует несколько положений, определяющих возможности государства в социальной сфере: размеры социальных выплат должны согласовываться с финансовыми возможностями государства, его бюджетом; размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы производства; при определении объемов и сроков социальных пособий необходимо учитывать негативные эффекты, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом (например, пенсионная система, пособия по безработице - когда и сколько платить).
10.2.Показатели, характеризующие качество жизни населения. Социальные нормы и нормативы. Жизненный уровень населения -совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например, потребление продуктов, работ, услуг на душу населения, обеспеченность этими товарами в расчете на одну семью или 100 семей, структура потребления и т. д.
Уровень жизни можно охарактеризовать как степень развития и удовлетворения потребностей живущего в обществе человека. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей, характеризующих уровень потребления, занятость, социальное обеспечение, жилищные условия, образованность, здоровье. Для международных сравнений используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Это комплексный показатель, характеризующийся среднедушевым производством ВВП с учетом паритета покупательской способности; ожидаемой продолжительностью жизни и уровнем образованности населения. Страны с уровнем развития до 0,5 считаются слаборазвитыми, от 0,5 до 0,8 - развивающимися, свыше 0,8 - развитыми. В 2008 г., в соответствии с оценкой ПРООН, РБ вошла в число стран с высоким уровнем развития, опередив все постсоветские страны.
Комплексный анализ уровня жизни народа осуществляется по трем направлениям сопоставления: с прошлым, с научно обоснованными нормами и нормативами, с другими государствами. Первостепенное значение в последнее время мировым сообществом придается уровню и динамике здоровья, при этом основным показателем здоровья является показатель средней продолжительности жизни.
При разработке и реализации управленческих решений в социальной сфере используется система социального нормирования. Социальные нормы и нормативы характеризуют целевые установки и степень их реализации в развитии социальных процессов.
Точкой отсчета при определении жизненного уровня является потребительская корзина - набор благ и услуг, обеспечивающих определенный уровень потребления. Измерение ее стоимости служит основанием для проведения политики формирования доходов населения. Выделяют минимальный потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя на грань обеспечения нормальных условий его существования, и рациональный уровень потребления, с наиболее благоприятным для человека количеством и структурой потребления. Минимальный уровень потребления определяет «черту бедности». Доля населения, проживающего за «чертой бедности», является одним из важнейших показателей уровня жизни в стране. Снижение этого показателя, борьба с бедностью - одна из важных задач социальной политики.
Набор продуктов, входящих в «потребительскую корзинку» по мере экономического роста, изменения условий жизни может пересматриваться. МПБ разрабатывается для различных социальнодемографических групп населения и используется в качестве социального ориентира при установлении минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий. На основе МПБ определяется бюджет прожиточного минимума (БМП).
Минимальная заработная плата (МЗП) — показатель нижней границы цены рабочей силы. Является важным регулятором экономики. На его основе регулируется оплата труда. С целью повышения уровня мотивации исполнителей к эффективному труду, обеспечению воспроизводства рабочей силы в расширенном объеме осуществляется прогнозирование и регулирование оплаты труда. Размер средней заработной платы и фонда оплаты по труду увязывается с реальными доходами населения, покупательскими фондами, другими социально-экономическими параметрами развития.
Система регулирования оплаты труда включает: установление определенного уровня МЗП; налоговое регулирование доходов предприятий и организаций на оплату труда и индивидуальные доходы; договорное регулирование условий оплаты труда в т. ч. через тарифные соглашения и коллективные договоры; регулирование соотношений в оплате труда различных профессионально-квалификационных групп на основе ЕТКС и т. п.
Для увязки денежных доходов и расходов населения разрабатывается баланс денежных доходов и расходов населения, который составляется в целом по стране, по регионам и по различным социальным группам. Доходы включают оплату труда работников всех категорий, доходы от продажи продуктов домашних хозяйств, социальные трансферты, доходы от собственности. В расходной части отражаются расходы на покупку товаров и услуг, обязательные платежи и добровольные пожертвования, средства на покупку жилых помещений, изменение вкладов, приобретение ценных бумаг, покупку валюты и т. п.
При разработке прогнозного баланса доходы по оплате труда определяются на основе соответствующих расчетов на макро-, мезо- и микроуровне. Исходя из среднего размера пенсий, пособий, стипендий, контингента получателей, определяется объем социальных трансфертов.
Расходы: обязательные платежи определяются с использованием нормативных расчетов; оплата услуг - по нормативам с применением методов экспертного оценивания в сочетании с методами экстраполяции, оптимизации, факторных моделей; накопления, приобретение ценных бумаг определяется также с использованием как формализованных, так и методов экспертного оценивания. Средства на покупку товаров рассчитываются как разница между совокупными денежными доходами населения и вышеперечисленными расходами.
На макроуровне для прогнозирования уровня и дифференциации доходовиспользуются различные показатели. Среди них: де- цильный и квинтильный коэффициенты - выражают соответственно соотношение между средними доходами 10-20 % наиболее и наименее обеспеченных граждан; индекс концентрации доходов населения(коэффициент Джин ни) от 0 до 1 - чем ближе этот показатель к 1, тем выше степень поляризации общества по уровню доходов.
Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Это совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Он подразумевает условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и физическую и имущественную безопасность граждан и т. п. Причем по мере развития общества эти характеристики изменяются.
Суть социальной политики, прогнозирования и планирования социального развития общества заключается в поддержании научно обоснованных пропорций и отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни населения, в создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.
Важной задачей социального планирования является адресная (предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства слабо защищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание оптимальных пропорций между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. Преобладающими методами при планировании социальной сферы являются нормативный и балансовый, при прогнозировании - метод экспертных оценок, экстраполяции.
10.3.Планирование и прогнозирование развития социальной инфраструктуры. Степень удовлетворения потребности населения в поступательном росте уровня и качества его жизни зависит во многом от степени развития социальной инфраструктуры, которая сочетает комплекс социально-культурных отраслей (социально-культурную инфраструктуру) и комплекс социально-потребительских отраслей (социально-потребительскую инфраструктуру).
Социально-культурная инфраструктура нацелена на оказание населению социально значимых услуг в сфере образования, здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма, социального обслуживания, обслуживания населения учреждениями культуры, информационного обслуживания и т. п. Она представляет собой совокупность (комплекс) видов деятельность и государственных и частных учреждений и организаций; хозяйствующих субъектов со смешанной формой собственности, совместных и иностранных учреждений и организаций.
Формирование физически здоровой, духовно богатой личности является целью и результатом эффективной деятельности данного сегмента национальной экономики.
Социально-потребительская инфраструктура представляет собой взаимосвязанный комплекс отраслей и подотраслей, объединяющий предприятия, организации, фирмы и т. п. всех форм собственности, осуществляющих доведение до населения товаров и услуг. В нее входят торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения, ЖКХ.
Роль и значение социальной инфраструктуры в РБ постоянно возрастает. Так, по итогам 2007 г. сферой услуг как социальной, так и производственной, было создано 47 % ВВП. Значительная часть (более 20 % ВВП) приходилась на социальную инфраструктуру.
Развитие инфраструктуры определяется проводимой государством политикой, нацеленной на повышение благосостояния граждан, улучшение качества их жизни, обеспечение социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в обществе.
Развитие социальной инфраструктуры, прогнозирование и планирование ее функционирования строится с учетом особенностей данной сферы, с учетом динамики и объема институциональных изменений, с учетом плюрализма форм собственности. Однако масштабы социальной политики определяются масштабами государственного сектора, значительную долю которого занимает социальная инфраструктура.
Целевые установки в области развития социальной инфраструктуры, мероприятия по их достижению материализуются в программных документах всех уровней и временных горизонтов (в республиканском, региональных и местных бюджетах; в республиканских, региональных и местных программах, в программах развития различных хозяйствующих субъектов).
Достижению поставленных целей способствует решение ряда локальных задач: создание экономической базы для обеспечения реального действия принятых законодательных актов; содействие развитию как государственных, так и негосударственных предприятий и учреждений; организация и обеспечение функционирования государственно-общественной системы качества и контроля деятельности социальной инфраструктуры путем лицензирования, аттестации, аккредитации, квотирования и т. п.; введение в действие, организация мониторинга и анализа государственных социальных стандартов; нормирование материально-технического обеспечения и финансирования учреждений и организаций социальной инфраструктуры, а также программ ее развития и совершенствования; развитие программно-целевого механизма управления и планирования, в т. ч. поддержка в реализации региональных программ, усиления координации региональных и республиканских программ развития этого важного сегмента национальной экономики; финансирование инфраструктуры.
Плановые и прогнозные расчеты ведутся по всем структурным элементам социальной инфраструктуры. При этом важное место отводится инновациям, техническому и технологическому совершенствованию, рационализации и оптимизации структуры; эффективности, результативности деятельности учреждений и организаций; ресурсосбережению, всемерному снижению издержек, рачительному хозяйствованию; научно обоснованному подбору и расстановке кадров и т. п.
Разрабатываются и совершенствуются подходы и порядок финансирования социальной инфраструктуры. Важными источниками финансирования становятся не только государственный и местный бюджет, но также собственные средства предприятий и организаций, а также частных лиц, привлекаются кредитные ресурсы, другие источники.
При планировании различных отраслей социальной инфраструктуры широко применяется нормативный метод, рассчитанный на 10 тыс. жителей.
Контрольные вопросы
1. В чем содержание понятий «уровень жизни» и «качество жизни»?
2. Как количественно оценивается уровень жизни населения?
3. Как оценивается степень неравномерности распределения доходов?
4. Опишите систему государственного планирования и регулирования социальной сферы.
5. В чем заключаются задачи социальной политики?
Лекция 11. ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
Основные понятия: платежный баланс; текущие операции; финансовые операции; дефицит платежного баланса; валютная политика; фиксированный валютный курс; плавающий валютный курс; внешнеэкономическая политика
11.1.Внешнеэкономические связи, платежный баланс.
Внешнеэкономические связи, т. е. отношения с иностранными государствами, осуществляются в различных формах. Выделяют такие формы внешнеэкономических связей, как торговые, финансовые, инвестиционные, научно-технические и т. д. В процессе осуществления внешнеэкономических связей происходит покупка/продажа товаров, услуг, финансовых активов, объектов собственности, или односторонние платежи, называемые трансфертами.
Все внешнеэкономические операции регистрируются в платежном балансе (ПБ). В укрупненном виде его структуру можно представить следующим образом: 1) счет текущих операций (разделы 1.1 — 1.3 в табл. 11.1); 2) счет операций с капиталом и финансовых операций (или, для краткости, просто счет движения капитала, разделы 2.1 - 2.2.3); 3) финансирование дефицита платежного баланса (т. е. изменение золотовалютных резервов страны, раздел 2.2.4).
Таблица 11.1
Укрупненная структура платежного баланса
1. Счет текущих операций |
1.1. Товары и услуги 1.1.1. Экспорт/импорт товаров 1.1.2. Экспорт/импорт услуг |
1.2. Доходы 1.2.1. Оплата труда 1.2.2. Прибыль от инвестиций и финансовых активов (включая дивиденды, процентные доходы) |
1.3. Текущие трансферты (сюда входят переводы рабочих за границу/из-за границы) |
2. Счет операций с капиталом и финансовых операций |
2.1. Капитальные трансферты |
2.2. Финансовый счет 2.2.1. Прямые инвестиции (во внутреннюю экономику/за границу) 2.2.2. Портфельные инвестиции (во внутреннюю экономику/за границу) 2.2.3. Прочие инвестиции (включая коммерческие и торговые кредиты) 2.2.4. Резервные активы (или золотовалютные резервы) |
Первый раздел отражает экспорт и импорт товаров и услуг, и все операции, не связанные с покупкой и продажей собственности, обменом финансовыми активами, возникновением и погашением международной задолженности (включая коммерческие кредиты). Операции, в результате которых происходит обмен правами собственности на материальные, нематериальные и финансовые активы, предоставление кредитов или погашение задолженности, представлены во втором разделе. Здесь отражаются инвестиции, потоки долго- и краткосрочного капитала. Последний подраздел (2.2.4 в табл. 11.1) представляет собой уравновешивающую статью в том смысле, что если экономика не находится в состоянии равновесия, государство либо вынуждено снижать свои резервы (если совокупные денежные поступления валюты превышают исходящие потоки), либо наоборот, суммы резервных активов и монетарного золота, которые находятся в распоряжении органов государственного управления, увеличиваются[5]. То есть выражение «платежный баланс дефицитен» означает, что речь идет о первых двух разделах ПБ. Дефицит платежного баланса (а в краткосрочном плане он является неизбежным явлением) уравновешивается за счет соответствующих изменений золотовалютных резервов[6].
Кроме экспорта и импорта как таковых, различают реэкспорт и реимпорт. Реэкспорт — это вывоз ранее ввезенных в страну товаров и услуг, реимпорт - ввоз ранее вывезенных. Сумма экспорта (и реэкспорта), а также импорта (и реимпорта) составляет валовой внешнеторговый оборот. В Беларуси он превышает ВВП, что характерно и для других стран, имеющих малую индустриальную экономику. Способность страны предлагать конкурентоспособные товары на внешних рынках называется ее экспортным потенциалом. Экспорт - это по существу сумма товаров и услуг, произведенных в стране, но оплаченных внешним миром. Поэтому развитие экспорта, укрепление экспортного потенциала, как правило, относятся к приоритетным задачам государственной экономической политики.
11.2.Прогнозирование внешнеэкономических связей. Является составной частью всей системы макроэкономического планирования и прогнозирования. Оно включает: оценку будущей динамики экспорта товаров и услуг, их импорта, в т. ч. по важнейшим товарным группам, а также потоков иностранных инвестиций. При прогнозировании внешнеэкономических связей применяются экспертно-интуитивные методы, эконометрические и трендовые модели. При прогнозировании экспорта особое значение имеет оценка конъюнктуры внешнего рынка. Что касается прогнозирования импорта, то здесь важное значение играет межотраслевой баланс. С его помощью можно оценить потребности страны в импортных ресурсах исходя из сложившейся технологической структуры народного хозяйства и планируемых объемов производства основных видов продукции, в т. ч. предназначенной для экспорта. Межотраслевой баланс применяется также и при анализе влияния изменения импортных цен на внутреннюю инфляцию. Соотношение изменения импортных и экспортных цен называется условиями торговли. Если отношение индекса экспортных цен к индексу импортных цен превышает единицу, изменение условий торговли благоприятно для страны, т. к. в этом случае, при неизменных физических объемах экспорта и импорта, стоимостная оценка первого будет относительно увеличиваться, а чистый экспорт, т. е. разница между экспортом и импортом, возрастать.
Для прогнозирования динамики торговых связей стран, являющихся внешнеторговыми партнерами, используются матричные модели международной торговли, в которых по строкам располагаются страны-импортеры, а по столбцам - страны-экспортеры.
Большое значение для планирования внешнеэкономических связей имеет внешнеэкономическая политика. Если результаты их прогноза неудовлетворительны с точки зрения достижения целевых плановых показателей, это свидетельствует о необходимости ее корректировки.
11.3. Внешнеэкономическая и валютная политика. Совокупность мер, направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности, составляют внешнеэкономическую политику государства. Она включает внешнеторговую политику, политику в области иностранных инвестиций и валютную политику.
Внешнеторговая политика заключается в установлении пошлин, налогов и квот на экспорт и импорт товаров и услуг. Различают политику «фритрейдерства» и протекционизма. Первая направлена на минимизацию внешнеторговых пошлин и ограничений. Политика протекционизма предусматривает защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Большинство стран использует некоторые элементы политики протекционизма, часто в скрытой форме, сочетая ее с политикой наращивания экспортного потенциала.
Политика в области иностранных инвестиций может быть направлена на их привлечение (путем установления благоприятного инвестиционного климата, предоставления налоговых льгот, других преференций) или ограничение допуска иностранных инвесторов в экономику страны. Многие страны вводят ограничения на возможности вложения иностранных инвестиций в отдельные, стратегически важные отрасли, а также на потоки краткосрочного спекулятивного капитала.
Валютная политика имеет особое значение для динамики регулирования и прогнозирования валютного баланса. Девальвация национальной валюты при прочих равных условиях приводит к росту ценовой конкурентоспособности.
В практике валютного регулирования центральные банки применяют различные валютные режимы. Существуют два крайних валютных режима: фиксированный и плавающий валютный курс. В первом случае обменный курс национальной денежной единицы устанавливается на неизменном уровне по отношению к определенной мировой валюте, причем центральный банк гарантирует свободный обмен валюты по данному фиксированному курсу. Во втором случае валютный курс формируется исходя из соотношения спроса и предложения на валютном рынке и может свободно изменяться. Практически полностью свободного режима курсообразования в современном мире не существует. Центральные банки так или иначе осуществляют регулирование динамики валютного курса, даже если официально не устанавливается никаких границ его допустимых изменений.
Контрольные вопросы
1.Опишите виды внешнеэкономических операций и структуру платежного баланса.
2.Что означает выражение «дефицит платежного баланса»?
3. Какие вы знаете режимы валютного курса?
4. Что такое девальвация и как она влияет на состояние платежного баланса?
5. Какие методы применяются при прогнозировании внешнеэкономических связей?
Лекция 12. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ
Основные понятия: инвестиции; прямые инвестиции; портфельные инвестиции; дисконтирование; чистая приведенная стоимость; инвестиционный климат; инвестиционная политика; амортизация
Важнейшим условием развития экономики является осуществление инвестиций в наращивание и обновление основных фондов и других долгосрочных факторов производства. Для регулирования этого процесса государство осуществляет анализ и планирование инвестиций.
12.1.Понятие инвестиций и инвестиционная политика. Под производственными инвестициями[7] понимается вложение средств, чаще всего в денежной форме, реже - в материально-вещественной или в виде объектов интеллектуальной собственности, в наращивание или обновление долгосрочных факторов производства (здания, станки, технологии и т. д.). Инвестиции осуществляются за счет сбережений путем направления на эти цели части собственного дохода или привлечения средств через банковскую систему или фондовый рынок. Объекты инвестирования, как правило, являются долгосрочными и переносят свою стоимость на конечный продукт постепенно. Кроме того, существуют еще и инвестиции в запасы, которые хотя и не относятся к факторам производства, но являются необходимым условием нормального хода производственного процесса. Следует подчеркнуть, что негативным фактором является как слишком низкий, так и слишком высокий уровень запасов. Последнее может свидетельствовать о кризисе сбыта.
Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции в основной капитал включают амортизацию и чистые инвестиции. Амортизация - это доля долгосрочного капитала, переносящего свою стоимость на конечный продукт в данном периоде. Норма амортизации - отношение величины амортизации к сумме основного капитала. Иногда ее называют нормой выбытия. Если она составляет, например, 15 %, это означает, что в случае нулевого значения валовых инвестиций совокупный запас капитала уменьшится в данном периоде на эту величину. Чистые инвестиции - это разница между величиной валовых инвестиций и суммой амортизации. Чистые инвестиции — это прирост запаса основного капитала. Если сумма валовых инвестиций меньше амортизации, это означает, что чистые инвестиции принимают отрицательную величину, в экономике имеет место процесс дезинвестирования, капиталовооруженность труда при прочих равных условиях снижается.
Очень важное значение для макроэкономического анализа имеет также такое понятие, как норма накопления. Она представляет собой отношение суммы валовых инвестиций к ВВП. В странах, имеющих индустриа