Трудовые ресурсы и экономически активное население.

К трудовым ресурсам относятся лица в трудоспособном возрасте (муж­чины в возрасте от 16 до 59 лет, женщины - от 16 до 54 лет), за исклю­чением инвалидов I и II групп, а также неработающих лиц трудоспо­собного возраста, получивших пенсию на льготных условиях. Кроме того, важное значение для анализа, планирования и прогнозирования имеет такая категория, как экономически активное население. Числен­ность лиц, входящих в нее, меньше численности трудовых ресурсов на величину военнослужащих, лиц в трудоспособном возрасте, уча­щихся с отрывом от производства; лиц, не работающих и не проявля­ющих интереса к работе; лиц, занятых нелегальной деятельностью.

В современных условиях кроме количественных характеристик особое значение приобретают качественные показатели трудовых ресурсов. К ним относятся: уровень образования (различают общее начальное и среднее, среднее специальное и высшее образование), профессионально-квалификационная структура.

9.2. Занятость и безработица.К категории занятых относятся
те, кто имеет работу, а также занятые неполный рабочий день. По­этому с экономической точки зрения число отработанных часов является не менее важным показателем уровня занятости, по сравнению с численностью работающего населения. Вместе с тем последний показатель очень важен с точки зрения социальной политики.

Кбезработным относятся лица трудоспособного возраста, не имеющие работы и активно ищущие ее. В зависимости от причин возникновения безработицы, различают; фрикционную, структурную, циклическую. В первую входят те, кто не имеет работы в связи с еепоиском и (или) ожиданием. Фрикционная безработица является доб­ровольной и может быть связана, например, с изменением места жи­тельства. Такие безработные имеют, как правило, определенные ква­лификацию и навыки. Структурная безработица возникает в связи с из­менениями в технологической и отраслевой структуре производства. Уровень безработицы выражается в процентах и рассчитывается как отношение численности безработных к сумме безработных и заня­тых. Необходимо отметить, что нулевой уровень безработицы не дол­жен быть целью экономической политики. Если он равен нулю, это означает, что в экономике нет структурных сдвигов.

Все эти виды безработицы, которые мы рассмотрели, относятся к открытой. Но есть еще и ее скрытая форма. Она охватывает тех «ра­ботающих», предельная производительность труда которых близка к нулевой. Иными словами, это лица, которые формально имеют работу, но в действительности получают в форме заработной платы скры­тое пособие по безработице, т. к. если их уволить, на предприятии сумма выпуска не сократится. К сожалению, проблема скрытой без­работицы является весьма актуальной для нашей республики, а полу­чение ее количественной оценки является непростой задачей.

9.3. Прогнозирование трудовых ресурсов.Численность трудовых ресурсов зависит, прежде всего, от общей численности населения и доли лиц трудоспособного возраста. Прогноз общей численности населения может быть осуществлен исходя из его настоящей величи­ны и оценки естественного и механического прироста населения (эти приросты могут быть как положительными, так и отрицательными).

Механический прирост зависит от соотношения числа прибыв­ших в данную страну (регион) лиц из других стран (регионов), и числа выехавших из данной страны (региона). Естественный прирост зависит от соотношения числа родившихся и числа умерших. Эти величины рассчитываются с помощью коэффициентов рождаемо­сти и коэффициентов смертности. Различают общий коэффициент рождаемости (который устанавливается по отношению к общей численности населения) и специальный (устанавливается к численности женщин фертильного возраста, составляющего от 16 до 45 лет). Коэффициент смертности устанавливается к общей численности на­селения. При осуществлении прогноза могут приниматься определен­ные допущения об изменении значений коэффициентов смертности и рождаемости в будущем, по сравнению с их современными значениями. Прогнозирование механического прироста, т. е. сальдо прибывших (иммигрантов) и уехавших (эмигрантов) осуществляется на ос­нове анализа тенденций в области миграционных потоков.

После того как получена перспективная оценка прогнозной численности населения, прогноз доли его трудоспособной части может быть осуществлен методом экстраполяции.

В более точных расчетах прогноз осуществляется методом пе­редвижки возрастов. Он осуществляется путем умножения числен­ности каждой половозрастной группы населения на коэффициент дожития до следующего возраста. Таким образом определяется чис­ленность соответствующей половозрастной группы следующего возраста на год вперед. При таком методе расчета численность родившихся может определяться на основе возрастных коэффициентов рождаемости, которые устанавливаются к числу женщин каждой возрастной группы. Данный метод является более точным, од­нако его применение затрудняется в связи с тем, что получение дос­товерной информации о численности населения в разрезе годовых возрастных групп возможно только при осуществлении его перепи­си (которая проводится не чаще, чем раз в 10 лет).

9.4.Планирование и регулирование занятости. Планирова­ние занятости предполагает формирование перспективного сводного баланса трудовых ресурсов. Он представляет собой таблицу, отражающую, с одной стороны, численность и состав трудовых ресурсов, с другой - их распределение по видам деятельности, отраслям и секторам экономики.

Прогноз численности и состава трудовых ресурсов осуществляет­ся на основе демографических расчетов, описанных в предыдущем разделе. Прогноз занятости осуществляется на основе прогноза развития экономики и ее отдельных отраслей и секторов, с учетом изменения производительности груда. Численность безработных в этом случае определяется как разница между численностью трудовых ресурсов и занятых. Кроме того, необходимо учитывать наличие определенного ко­личества вакантных рабочих мест и добровольной безработицы.

Регулирование занятости предполагает осуществление комплекса мероприятий, включающих: анализ и мониторинг структуры безработицы и вакантных рабочих мест, прогнозирование пер­спективной структуры занятости, организация и осуществление подготовки и переподготовки рабочей силы, проведение рациональ­ной социальной политики, а также политики доходов, денежно- кредитной и бюджетно-налоговой политики.

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя понятие «трудоспособное население»?

2. Какие виды безработицы вы знаете?

3. В чем заключается государственная политика в области занятости?

4. Опишите структуру баланса трудовых ресурсов.

5. В чем заключаются задачи демографического прогнозирова­ния и какие методы применяются в нем?

Лекция 10. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Основные понятия: уровень жизни; качество жизни; индекс Джинни; децильный коэффициент; двинтильный коэффициент; социальная политика; социальный норматив; социальная инфраструктура

10.1.Социальная политика государства: сущность и основные направления. С точки зрения функционирования экономи­ческой системы социальная политика играет двоякую роль. Во-пер­вых, по мере экономического роста, накопления национального бо­гатства создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, в этом смысле в соци­альной политике концентрируются цели экономического роста. Но она же является и фактором экономического роста: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди ут­рачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Од­новременно, чем выше достигнутая ступень экономического разви­тия, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономичес­кий рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному раз­витию, что требует дальнейшего развития социальной сферы.

Социальная политика—это система государственных мер, направ­ленных на решение проблем повышения благосостояния населения, его духовного и физического развития, обеспечения защиты социально уязвимых слоев населения. Составными частями социальной по­литики являются: политика доходов; социальная защита граждан; мо­лодежная политика; развитие системы здравоохранения, образования, культуры; обеспечение товарами, услугами, условиями проживания.

Цели социальной политики Республики Беларусь находят отра­жение во всех без исключения программных документах, начиная со стратегии и программы устойчивого развития и заканчивая ло­кальными программными документами.

Основная цель социальной политики, реализуемой в настоящее время под девизом «человек-инновации-благосостояние» средне­срочной программы, - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения являются: усиление роли заработной платы, обеспечение роста реальных денежных доходов, уменьшение количества малообеспеченных граж­дан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

Социальная политика в Республике Беларусь строится на прин­ципах: социальной справедливости (реализуется через адресную со­циальную политику, социальные гарантии молодежи, старикам, се­мьям, имеющим детей, и т. д.); преемственности (через реализацию отечественного и зарубежного опыта); планомерности, реализуемой через введение минимальных государственных стандартов по снабжению граждан теплом, продовольствием, коммуникациями, транс­портом, бытовыми услугами, качественной работой учреждений здра­воохранения, образования, культуры, спорта; оптимального сочета­ния централизованных гарантий и индивидуального трудового вкла­да в процветание государства; социальной направленности бюджета.

Для решения задач социальной политики необходимо решение вопросов правового, организационного, экономического, научно-технического характера. А также эффективное проведете политики реструктуризации экономики, придание оптимальности отраслевой, тер­риториальной, стоимостной структурам как на макро-, так и на мезо- и микроуровне. В том числе в вопросах улучшения структуры произ­водства и распределения, структуры собственности, финансов, цен; раз­вития малого и среднего предпринимательства с преимущественным его развитием в малых и средних городах и в сельской местности.

Условием реализации целей социальной политики развития РБ является всемерная интенсификация развития промышленного ком­плекса, в т. ч. ТЭК, черной металлургии, машиностроения, химии и нефтехимии; АПК; строительного комплекса, прежде всего, жи­лищного строительства, строительства социально-культурного ком­плекса; реализация эффективной многовекторной, многоаспектной внешнеэкономической деятельности.

В республике реализуется расширенная социальная политика, означающая общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства, его планирующих и коорди­нирующих органов, в отличие от ограничительной социальной по­литики, при которой роль государства сводится к минимуму, к функции дополнения традиционных институтов социальной сферы.

Возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые государство может направить на их реализацию, которые, в свою очередь, зависят от общего уровня развития страны.

Существует несколько положений, определяющих возможности государства в социальной сфере: размеры социальных выплат должны согласовываться с финансовыми возможностями государ­ства, его бюджетом; размеры налогов не должны подрывать эконо­мические стимулы производства; при определении объемов и сроков социальных пособий необходимо учитывать негативные эффекты, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом (например, пенсионная система, пособия по без­работице - когда и сколько платить).

10.2.Показатели, характеризующие качество жизни населе­ния. Социальные нормы и нормативы. Жизненный уровень населения -совокупность показателей, характеризующих уровень матери­ального потребления населения, например, потребление продуктов, работ, услуг на душу населения, обеспеченность этими товарами в рас­чете на одну семью или 100 семей, структура потребления и т. д.

Уровень жизни можно охарактеризовать как степень развития и удовлетворения потребностей живущего в обществе человека. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показате­лей, характеризующих уровень потребления, занятость, социальное обеспечение, жилищные условия, образованность, здоровье. Для международных сравнений используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Это комплексный показатель, характе­ризующийся среднедушевым производством ВВП с учетом парите­та покупательской способности; ожидаемой продолжительностью жизни и уровнем образованности населения. Страны с уровнем раз­вития до 0,5 считаются слаборазвитыми, от 0,5 до 0,8 - развивающимися, свыше 0,8 - развитыми. В 2008 г., в соответствии с оцен­кой ПРООН, РБ вошла в число стран с высоким уровнем развития, опередив все постсоветские страны.

Комплексный анализ уровня жизни народа осуществляется по трем направлениям сопоставления: с прошлым, с научно обоснован­ными нормами и нормативами, с другими государствами. Первосте­пенное значение в последнее время мировым сообществом придает­ся уровню и динамике здоровья, при этом основным показателем здо­ровья является показатель средней продолжительности жизни.

При разработке и реализации управленческих решений в соци­альной сфере используется система социального нормирования. Социальные нормы и нормативы характеризуют целевые установки и степень их реализации в развитии социальных процессов.

Точкой отсчета при определении жизненного уровня является по­требительская корзина - набор благ и услуг, обеспечивающих опреде­ленный уровень потребления. Измерение ее стоимости служит основа­нием для проведения политики формирования доходов населения. Вы­деляют минимальный потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя на грань обеспечения нормальных условий его су­ществования, и рациональный уровень потребления, с наиболее благо­приятным для человека количеством и структурой потребления. Мини­мальный уровень потребления определяет «черту бедности». Доля на­селения, проживающего за «чертой бедности», является одним из важ­нейших показателей уровня жизни в стране. Снижение этого показате­ля, борьба с бедностью - одна из важных задач социальной политики.

Набор продуктов, входящих в «потребительскую корзинку» по мере экономического роста, изменения условий жизни может пе­ресматриваться. МПБ разрабатывается для различных социально­демографических групп населения и используется в качестве со­циального ориентира при установлении минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий. На основе МПБ определяется бюджет прожиточного минимума (БМП).

Минимальная заработная плата (МЗП) — показатель нижней границы цены рабочей силы. Является важным регулятором эконо­мики. На его основе регулируется оплата труда. С целью повыше­ния уровня мотивации исполнителей к эффективному труду, обеспе­чению воспроизводства рабочей силы в расширенном объеме осу­ществляется прогнозирование и регулирование оплаты труда. Раз­мер средней заработной платы и фонда оплаты по труду увязывает­ся с реальными доходами населения, покупательскими фондами, другими социально-экономическими параметрами развития.

Система регулирования оплаты труда включает: установление определенного уровня МЗП; налоговое регулирование доходов пред­приятий и организаций на оплату труда и индивидуальные доходы; договорное регулирование условий оплаты труда в т. ч. через тариф­ные соглашения и коллективные договоры; регулирование соотношений в оплате труда различных профессионально-квалификационных групп на основе ЕТКС и т. п.

Для увязки денежных доходов и расходов населения разрабатывается баланс денежных доходов и расходов населения, который составляется в целом по стране, по регионам и по различным социальным группам. Доходы включают оплату труда работников всех категорий, доходы от продажи продуктов домашних хозяйств, социальные трансферты, доходы от собственности. В расходной части отражаются расходы на покупку товаров и услуг, обязательные платежи и добровольные пожертвования, средства на покупку жилых помещений, измене­ние вкладов, приобретение ценных бумаг, покупку валюты и т. п.

При разработке прогнозного баланса доходы по оплате труда определяются на основе соответствующих расчетов на макро-, мезо- и микроуровне. Исходя из среднего размера пенсий, пособий, стипендий, контингента получателей, определяется объем со­циальных трансфертов.

Расходы: обязательные платежи определяются с использованием нормативных расчетов; оплата услуг - по нормативам с применением методов экспертного оценивания в сочетании с методами экстраполяции, оптимизации, факторных моделей; накопления, приобретение ценных бумаг определяется также с использованием как формализованных, так и методов экспертного оценивания. Средства на покупку товаров рассчитываются как разница между совокупными денежными доходами населения и вышеперечисленными расходами.

На макроуровне для прогнозирования уровня и дифференциа­ции доходовиспользуются различные показатели. Среди них: де- цильный и квинтильный коэффициенты - выражают соответствен­но соотношение между средними доходами 10-20 % наиболее и наименее обеспеченных граждан; индекс концентрации доходов населения(коэффициент Джин ни) от 0 до 1 - чем ближе этот показатель к 1, тем выше степень поляризации общества по уровню доходов.

Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Это совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социаль­ное, физическое и культурное благополучие населения. Он подразумевает условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и физическую и имущественную безопасность граждан и т. п. Причем по мере развития обще­ства эти характеристики изменяются.

Суть социальной политики, прогнозирования и планирования социального развития общества заключается в поддержании научно обоснованных пропорций и отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни населения, в со­здании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Важной задачей социального планирования является адресная (предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства слабо защищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание оптимальных пропор­ций между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. Преобладающими методами при планировании социальной сферы являются нормативный и балансовый, при прогнозировании - метод экспертных оценок, экстраполяции.

10.3.Планирование и прогнозирование развития социальной инфраструктуры. Степень удовлетворения потребности населения в поступательном росте уровня и качества его жизни зависит во мно­гом от степени развития социальной инфраструктуры, которая сочетает комплекс социально-культурных отраслей (социально-культурную инфраструктуру) и комплекс социально-потребительских отраслей (социально-потребительскую инфраструктуру).

Социально-культурная инфраструктура нацелена на оказание населению социально значимых услуг в сфере образования, здравоохра­нения, физической культуры, спорта и туризма, социального обслуживания, обслуживания населения учреждениями культуры, информаци­онного обслуживания и т. п. Она представляет собой совокупность (ком­плекс) видов деятельность и государственных и частных учреждений и организаций; хозяйствующих субъектов со смешанной формой собственности, совместных и иностранных учреждений и организаций.

Формирование физически здоровой, духовно богатой личности является целью и результатом эффективной деятельности данного сегмента национальной экономики.

Социально-потребительская инфраструктура представляет со­бой взаимосвязанный комплекс отраслей и подотраслей, объединяющий предприятия, организации, фирмы и т. п. всех форм соб­ственности, осуществляющих доведение до населения товаров и услуг. В нее входят торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения, ЖКХ.

Роль и значение социальной инфраструктуры в РБ постоянно возрастает. Так, по итогам 2007 г. сферой услуг как социальной, так и производственной, было создано 47 % ВВП. Значительная часть (более 20 % ВВП) приходилась на социальную инфраструктуру.

Развитие инфраструктуры определяется проводимой государством политикой, нацеленной на повышение благосостояния граждан, улучшение качества их жизни, обеспечение социальной и политической стабильности, социального партнерства и социально­го согласия в обществе.

Развитие социальной инфраструктуры, прогнозирование и планирование ее функционирования строится с учетом особенностей данной сферы, с учетом динамики и объема институциональных изменений, с учетом плюрализма форм собственности. Однако масштабы социаль­ной политики определяются масштабами государственного сектора, значительную долю которого занимает социальная инфраструктура.

Целевые установки в области развития социальной инфраструктуры, мероприятия по их достижению материализуются в программных документах всех уровней и временных горизонтов (в республи­канском, региональных и местных бюджетах; в республиканских, региональных и местных программах, в программах развития различных хозяйствующих субъектов).

Достижению поставленных целей способствует решение ряда локальных задач: создание экономической базы для обеспечения ре­ального действия принятых законодательных актов; содействие развитию как государственных, так и негосударственных предприятий и учреждений; организация и обеспечение функционирования государственно-общественной системы качества и контроля деятельнос­ти социальной инфраструктуры путем лицензирования, аттестации, аккредитации, квотирования и т. п.; введение в действие, организа­ция мониторинга и анализа государственных социальных стандартов; нормирование материально-технического обеспечения и финансиро­вания учреждений и организаций социальной инфраструктуры, а также программ ее развития и совершенствования; развитие программ­но-целевого механизма управления и планирования, в т. ч. поддержка в реализации региональных программ, усиления координации регио­нальных и республиканских программ развития этого важного сегмента национальной экономики; финансирование инфраструктуры.

Плановые и прогнозные расчеты ведутся по всем структурным элементам социальной инфраструктуры. При этом важное место отводится инновациям, техническому и технологическому совершенствованию, рационализации и оптимизации структуры; эффективности, результативности деятельности учреждений и организаций; ресурсо­сбережению, всемерному снижению издержек, рачительному хозяйство­ванию; научно обоснованному подбору и расстановке кадров и т. п.

Разрабатываются и совершенствуются подходы и порядок финансирования социальной инфраструктуры. Важными источниками финансирования становятся не только государственный и местный бюджет, но также собственные средства предприятий и организаций, а также частных лиц, привлекаются кредитные ресурсы, другие источники.

При планировании различных отраслей социальной инфраструктуры широко применяется нормативный метод, рассчитан­ный на 10 тыс. жителей.

Контрольные вопросы

1. В чем содержание понятий «уровень жизни» и «качество жизни»?

2. Как количественно оценивается уровень жизни населения?

3. Как оценивается степень неравномерности распределения доходов?

4. Опишите систему государственного планирования и регули­рования социальной сферы.

5. В чем заключаются задачи социальной политики?

Лекция 11. ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Основные понятия: платежный баланс; текущие операции; финансовые операции; дефицит платежного баланса; валютная политика; фиксированный валютный курс; плавающий валютный курс; внешнеэкономическая политика

11.1.Внешнеэкономические связи, платежный баланс.

Внешнеэкономические связи, т. е. отношения с иностранными государствами, осуществляются в различных формах. Выделяют такие формы внешнеэкономических связей, как торговые, финансовые, инвестиционные, научно-технические и т. д. В процессе осуществления внешнеэкономических связей происходит покупка/продажа товаров, услуг, финансовых активов, объектов собственности, или односторонние платежи, называемые трансфертами.

Все внешнеэкономические операции регистрируются в платежном балансе (ПБ). В укрупненном виде его структуру можно представить следующим образом: 1) счет текущих операций (разделы 1.1 — 1.3 в табл. 11.1); 2) счет операций с капиталом и финансовых операций (или, для краткости, просто счет движения капитала, разделы 2.1 - 2.2.3); 3) финансирование дефицита платежного баланса (т. е. изменение золотовалютных резервов страны, раздел 2.2.4).

Таблица 11.1

Укрупненная структура платежного баланса

1. Счет текущих операций
1.1. Товары и услуги 1.1.1. Экспорт/импорт товаров 1.1.2. Экспорт/импорт услуг
1.2. Доходы 1.2.1. Оплата труда 1.2.2. Прибыль от инвестиций и финансовых активов (включая дивиденды, процентные доходы)
1.3. Текущие трансферты (сюда входят переводы рабочих за границу/из-за границы)
2. Счет операций с капиталом и финансовых операций
2.1. Капитальные трансферты
2.2. Финансовый счет 2.2.1. Прямые инвестиции (во внутреннюю экономику/за границу) 2.2.2. Портфельные инвестиции (во внутреннюю экономику/за границу) 2.2.3. Прочие инвестиции (включая коммерческие и торговые кредиты) 2.2.4. Резервные активы (или золотовалютные резервы)

Первый раздел отражает экспорт и импорт товаров и услуг, и все операции, не связанные с покупкой и продажей собственности, обменом финансовыми активами, возникновением и погашением международной задолженности (включая коммерческие кредиты). Операции, в результате которых происходит обмен правами собственности на материальные, нематериальные и финансовые активы, предоставление кредитов или погашение задолженности, представлены во втором разделе. Здесь отражаются инвестиции, потоки долго- и краткосроч­ного капитала. Последний подраздел (2.2.4 в табл. 11.1) представляет собой уравновешивающую статью в том смысле, что если экономика не находится в состоянии равновесия, государство либо вынуждено снижать свои резервы (если совокупные денежные поступления ва­люты превышают исходящие потоки), либо наоборот, суммы резервных активов и монетарного золота, которые находятся в распоряже­нии органов государственного управления, увеличиваются[5]. То есть выражение «платежный баланс дефицитен» означает, что речь идет о первых двух разделах ПБ. Дефицит платежного баланса (а в крат­косрочном плане он является неизбежным явлением) уравновешива­ется за счет соответствующих изменений золотовалютных резервов[6].

Кроме экспорта и импорта как таковых, различают реэкспорт и реимпорт. Реэкспорт — это вывоз ранее ввезенных в страну то­варов и услуг, реимпорт - ввоз ранее вывезенных. Сумма экспор­та (и реэкспорта), а также импорта (и реимпорта) составляет вало­вой внешнеторговый оборот. В Беларуси он превышает ВВП, что характерно и для других стран, имеющих малую индустриальную эко­номику. Способность страны предлагать конкурентоспособные това­ры на внешних рынках называется ее экспортным потенциалом. Экс­порт - это по существу сумма товаров и услуг, произведенных в стра­не, но оплаченных внешним миром. Поэтому развитие экспорта, ук­репление экспортного потенциала, как правило, относятся к приоритетным задачам государственной экономической политики.

11.2.Прогнозирование внешнеэкономических связей. Явля­ется составной частью всей системы макроэкономического планиро­вания и прогнозирования. Оно включает: оценку будущей динамики экспорта товаров и услуг, их импорта, в т. ч. по важнейшим товарным группам, а также потоков иностранных инвестиций. При прогнозиро­вании внешнеэкономических связей применяются экспертно-интуитивные методы, эконометрические и трендовые модели. При прогно­зировании экспорта особое значение имеет оценка конъюнктуры внеш­него рынка. Что касается прогнозирования импорта, то здесь важное значение играет межотраслевой баланс. С его помощью можно оце­нить потребности страны в импортных ресурсах исходя из сложив­шейся технологической структуры народного хозяйства и планируе­мых объемов производства основных видов продукции, в т. ч. пред­назначенной для экспорта. Межотраслевой баланс применяется также и при анализе влияния изменения импортных цен на внутреннюю ин­фляцию. Соотношение изменения импортных и экспортных цен назы­вается условиями торговли. Если отношение индекса экспортных цен к индексу импортных цен превышает единицу, изменение условий тор­говли благоприятно для страны, т. к. в этом случае, при неизменных физических объемах экспорта и импорта, стоимостная оценка перво­го будет относительно увеличиваться, а чистый экспорт, т. е. разница между экспортом и импортом, возрастать.

Для прогнозирования динамики торговых связей стран, являю­щихся внешнеторговыми партнерами, используются матричные модели международной торговли, в которых по строкам располага­ются страны-импортеры, а по столбцам - страны-экспортеры.

Большое значение для планирования внешнеэкономических связей имеет внешнеэкономическая политика. Если результаты их прогноза неудовлетворительны с точки зрения достижения целевых плановых показателей, это свидетельствует о необходимости ее корректировки.

11.3. Внешнеэкономическая и валютная политика. Совокупность мер, направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности, составляют внешнеэкономическую политику государ­ства. Она включает внешнеторговую политику, политику в области иностранных инвестиций и валютную политику.

Внешнеторговая политика заключается в установлении пошлин, налогов и квот на экспорт и импорт товаров и услуг. Различают по­литику «фритрейдерства» и протекционизма. Первая направлена на минимизацию внешнеторговых пошлин и ограничений. Политика протекционизма предусматривает защиту внутреннего рынка от ино­странной конкуренции. Большинство стран использует некоторые элементы политики протекционизма, часто в скрытой форме, соче­тая ее с политикой наращивания экспортного потенциала.

Политика в области иностранных инвестиций может быть направлена на их привлечение (путем установления благоприятного инвести­ционного климата, предоставления налоговых льгот, других преферен­ций) или ограничение допуска иностранных инвесторов в экономику страны. Многие страны вводят ограничения на возможности вложения иностранных инвестиций в отдельные, стратегически важные отрасли, а также на потоки краткосрочного спекулятивного капитала.

Валютная политика имеет особое значение для динамики регу­лирования и прогнозирования валютного баланса. Девальвация на­циональной валюты при прочих равных условиях приводит к росту ценовой конкурентоспособности.

В практике валютного регулирования центральные банки при­меняют различные валютные режимы. Существуют два крайних валютных режима: фиксированный и плавающий валютный курс. В первом случае обменный курс национальной денежной единицы устанавливается на неизменном уровне по отношению к определен­ной мировой валюте, причем центральный банк гарантирует сво­бодный обмен валюты по данному фиксированному курсу. Во вто­ром случае валютный курс формируется исходя из соотношения спро­са и предложения на валютном рынке и может свободно изменять­ся. Практически полностью свободного режима курсообразования в современном мире не существует. Центральные банки так или иначе осуществляют регулирование динамики валютного курса, даже если официально не устанавливается никаких границ его допу­стимых изменений.

Контрольные вопросы

1.Опишите виды внешнеэкономических операций и структуру платежного баланса.

2.Что означает выражение «дефицит платежного баланса»?

3. Какие вы знаете режимы валютного курса?

4. Что такое девальвация и как она влияет на состояние платежного баланса?

5. Какие методы применяются при прогнозировании внешнеэкономических связей?

Лекция 12. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

Основные понятия: инвестиции; прямые инвестиции; портфельные инвестиции; дисконтирование; чистая приведенная стоимость; инвестиционный климат; инвестиционная политика; амортизация

Важнейшим условием развития экономики является осуществление инвестиций в наращивание и обновление основных фон­дов и других долгосрочных факторов производства. Для регули­рования этого процесса государство осуществляет анализ и планирование инвестиций.

12.1.Понятие инвестиций и инвестиционная политика. Под производственными инвестициями[7] понимается вложение средств, чаще всего в денежной форме, реже - в материально-вещественной или в виде объектов интеллектуальной собственности, в наращивание или обновление долгосрочных факторов производства (здания, станки, технологии и т. д.). Инвестиции осуществляются за счет сбережений путем направления на эти цели части собственного дохо­да или привлечения средств через банковскую систему или фондо­вый рынок. Объекты инвестирования, как правило, являются долгосрочными и переносят свою стоимость на конечный продукт по­степенно. Кроме того, существуют еще и инвестиции в запасы, которые хотя и не относятся к факторам производства, но являются необходимым условием нормального хода производственного процесса. Следует подчеркнуть, что негативным фактором является как слишком низкий, так и слишком высокий уровень запасов. Последнее может свидетельствовать о кризисе сбыта.

Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции в основной капитал включают амортизацию и чистые инвестиции. Амортизация - это доля долгосрочного капитала, переносящего свою стоимость на конечный продукт в данном периоде. Норма амортизации - отношение величины амортизации к сумме основного капитала. Иногда ее называют нормой выбытия. Если она составляет, например, 15 %, это означает, что в случае нулевого значения вало­вых инвестиций совокупный запас капитала уменьшится в данном периоде на эту величину. Чистые инвестиции - это разница между величиной валовых инвестиций и суммой амортизации. Чистые инвестиции — это прирост запаса основного капитала. Если сумма ва­ловых инвестиций меньше амортизации, это означает, что чистые инвестиции принимают отрицательную величину, в экономике имеет место процесс дезинвестирования, капиталовооруженность труда при прочих равных условиях снижается.

Очень важное значение для макроэкономического анализа имеет также такое понятие, как норма накопления. Она представляет собой отношение суммы валовых инвестиций к ВВП. В странах, имеющих индустриа

Наши рекомендации