Трудовые ресурсы и экономически активное население

К трудовым ресурсам относятся лица в трудоспособном возрасте (муж­чины в возрасте от 16 до 59 лет, женщины - от 16 до 54 лет), за исклю­чением инвалидов I и II групп, а также неработающих лиц трудоспо­собного возраста, получивших пенсию на льготных условиях. Кроме того, важное значение для анализа, планирования и прогнозирования имеет такая категория, как экономически активное население. Числен­ность лиц, входящих в нее, меньше численности трудовых ресурсов на величину военнослужащих, лиц в трудоспособном возрасте, уча­щихся с отрывом от производства; лиц, не работающих и не проявля­ющих интереса к работе; лиц, занятых нелегальной деятельностью.

В современных условиях кроме количественных характеристик особое значение приобретают качественные показатели трудовых ресурсов. К ним относятся: уровень образования (различают общее начальное и среднее, среднее специальное и высшее образование), профессионально-квалификационная структура.

9.2. Занятость и безработица.К категории занятых относятся
те, кто имеет работу, а также занятые неполный рабочий день. По­этому с экономической точки зрения число отработанных часов является не менее важным показателем уровня занятости, по сравнению с численностью работающего населения. Вместе с тем последний показатель очень важен с точки зрения социальной политики.

Кбезработным относятся лица трудоспособного возраста, не имеющие работы и активно ищущие ее. В зависимости от причин возникновения безработицы, различают; фрикционную, структурную, циклическую. В первую входят те, кто не имеет работы в связи с еепоиском и (или) ожиданием. Фрикционная безработица является доб­ровольной и может быть связана, например, с изменением места жи­тельства. Такие безработные имеют, как правило, определенные ква­лификацию и навыки. Структурная безработица возникает в связи с из­менениями в технологической и отраслевой структуре производства. Уровень безработицы выражается в процентах и рассчитывается как отношение численности безработных к сумме безработных и заня­тых. Необходимо отметить, что нулевой уровень безработицы не дол­жен быть целью экономической политики. Если он равен нулю, это означает, что в экономике нет структурных сдвигов.

Все эти виды безработицы, которые мы рассмотрели, относятся к открытой. Но есть еще и ее скрытая форма. Она охватывает тех «ра­ботающих», предельная производительность труда которых близка к нулевой. Иными словами, это лица, которые формально имеют работу, но в действительности получают в форме заработной платы скры­тое пособие по безработице, т. к. если их уволить, на предприятии сумма выпуска не сократится. К сожалению, проблема скрытой без­работицы является весьма актуальной для нашей республики, а полу­чение ее количественной оценки является непростой задачей.

9.3. Прогнозирование трудовых ресурсов.Численность трудовых ресурсов зависит, прежде всего, от общей численности населения и доли лиц трудоспособного возраста. Прогноз общей численности населения может быть осуществлен исходя из его настоящей величи­ны и оценки естественного и механического прироста населения (эти приросты могут быть как положительными, так и отрицательными).

Механический прирост зависит от соотношения числа прибыв­ших в данную страну (регион) лиц из других стран (регионов), и числа выехавших из данной страны (региона). Естественный прирост зависит от соотношения числа родившихся и числа умерших. Эти величины рассчитываются с помощью коэффициентов рождаемо­сти и коэффициентов смертности. Различают общий коэффициент рождаемости (который устанавливается по отношению к общей численности населения) и специальный (устанавливается к численности женщин фертильного возраста, составляющего от 16 до 45 лет). Коэффициент смертности устанавливается к общей численности на­селения. При осуществлении прогноза могут приниматься определен­ные допущения об изменении значений коэффициентов смертности и рождаемости в будущем, по сравнению с их современными значениями. Прогнозирование механического прироста, т. е. сальдо прибывших (иммигрантов) и уехавших (эмигрантов) осуществляется на ос­нове анализа тенденций в области миграционных потоков.

После того как получена перспективная оценка прогнозной численности населения, прогноз доли его трудоспособной части может быть осуществлен методом экстраполяции.

В более точных расчетах прогноз осуществляется методом пе­редвижки возрастов. Он осуществляется путем умножения числен­ности каждой половозрастной группы населения на коэффициент дожития до следующего возраста. Таким образом определяется чис­ленность соответствующей половозрастной группы следующего возраста на год вперед. При таком методе расчета численность родившихся может определяться на основе возрастных коэффициентов рождаемости, которые устанавливаются к числу женщин каждой возрастной группы. Данный метод является более точным, од­нако его применение затрудняется в связи с тем, что получение дос­товерной информации о численности населения в разрезе годовых возрастных групп возможно только при осуществлении его перепи­си (которая проводится не чаще, чем раз в 10 лет).

9.4.Планирование и регулирование занятости. Планирова­ние занятости предполагает формирование перспективного сводного баланса трудовых ресурсов. Он представляет собой таблицу, отражающую, с одной стороны, численность и состав трудовых ресурсов, с другой - их распределение по видам деятельности, отраслям и секторам экономики.

Прогноз численности и состава трудовых ресурсов осуществляет­ся на основе демографических расчетов, описанных в предыдущем разделе. Прогноз занятости осуществляется на основе прогноза развития экономики и ее отдельных отраслей и секторов, с учетом изменения производительности груда. Численность безработных в этом случае определяется как разница между численностью трудовых ресурсов и занятых. Кроме того, необходимо учитывать наличие определенного ко­личества вакантных рабочих мест и добровольной безработицы.

Регулирование занятости предполагает осуществление комплекса мероприятий, включающих: анализ и мониторинг структуры безработицы и вакантных рабочих мест, прогнозирование пер­спективной структуры занятости, организация и осуществление подготовки и переподготовки рабочей силы, проведение рациональ­ной социальной политики, а также политики доходов, денежно- кредитной и бюджетно-налоговой политики.

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя понятие «трудоспособное население»?

2. Какие виды безработицы вы знаете?

3. В чем заключается государственная политика в области занятости?

4. Опишите структуру баланса трудовых ресурсов.

5. В чем заключаются задачи демографического прогнозирова­ния и какие методы применяются в нем?

Лекция 10. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Основные понятия: уровень жизни; качество жизни; индекс Джинни; децильный коэффициент; двинтильный коэффициент; социальная политика; социальный норматив; социальная инфраструктура

10.1.Социальная политика государства: сущность и основные направления. С точки зрения функционирования экономи­ческой системы социальная политика играет двоякую роль. Во-пер­вых, по мере экономического роста, накопления национального бо­гатства создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, в этом смысле в соци­альной политике концентрируются цели экономического роста. Но она же является и фактором экономического роста: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди ут­рачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Од­новременно, чем выше достигнутая ступень экономического разви­тия, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономичес­кий рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному раз­витию, что требует дальнейшего развития социальной сферы.

Социальная политика—это система государственных мер, направ­ленных на решение проблем повышения благосостояния населения, его духовного и физического развития, обеспечения защиты социально уязвимых слоев населения. Составными частями социальной по­литики являются: политика доходов; социальная защита граждан; мо­лодежная политика; развитие системы здравоохранения, образования, культуры; обеспечение товарами, услугами, условиями проживания.

Цели социальной политики Республики Беларусь находят отра­жение во всех без исключения программных документах, начиная со стратегии и программы устойчивого развития и заканчивая ло­кальными программными документами.

Основная цель социальной политики, реализуемой в настоящее время под девизом «человек-инновации-благосостояние» средне­срочной программы, - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения являются: усиление роли заработной платы, обеспечение роста реальных денежных доходов, уменьшение количества малообеспеченных граж­дан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

Социальная политика в Республике Беларусь строится на прин­ципах: социальной справедливости (реализуется через адресную со­циальную политику, социальные гарантии молодежи, старикам, се­мьям, имеющим детей, и т. д.); преемственности (через реализацию отечественного и зарубежного опыта); планомерности, реализуемой через введение минимальных государственных стандартов по снабжению граждан теплом, продовольствием, коммуникациями, транс­портом, бытовыми услугами, качественной работой учреждений здра­воохранения, образования, культуры, спорта; оптимального сочета­ния централизованных гарантий и индивидуального трудового вкла­да в процветание государства; социальной направленности бюджета.

Для решения задач социальной политики необходимо решение вопросов правового, организационного, экономического, научно-технического характера. А также эффективное проведете политики реструктуризации экономики, придание оптимальности отраслевой, тер­риториальной, стоимостной структурам как на макро-, так и на мезо- и микроуровне. В том числе в вопросах улучшения структуры произ­водства и распределения, структуры собственности, финансов, цен; раз­вития малого и среднего предпринимательства с преимущественным его развитием в малых и средних городах и в сельской местности.

Условием реализации целей социальной политики развития РБ является всемерная интенсификация развития промышленного ком­плекса, в т. ч. ТЭК, черной металлургии, машиностроения, химии и нефтехимии; АПК; строительного комплекса, прежде всего, жи­лищного строительства, строительства социально-культурного ком­плекса; реализация эффективной многовекторной, многоаспектной внешнеэкономической деятельности.

В республике реализуется расширенная социальная политика, означающая общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства, его планирующих и коорди­нирующих органов, в отличие от ограничительной социальной по­литики, при которой роль государства сводится к минимуму, к функции дополнения традиционных институтов социальной сферы.

Возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые государство может направить на их реализацию, которые, в свою очередь, зависят от общего уровня развития страны.

Существует несколько положений, определяющих возможности государства в социальной сфере: размеры социальных выплат должны согласовываться с финансовыми возможностями государ­ства, его бюджетом; размеры налогов не должны подрывать эконо­мические стимулы производства; при определении объемов и сроков социальных пособий необходимо учитывать негативные эффекты, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом (например, пенсионная система, пособия по без­работице - когда и сколько платить).

10.2.Показатели, характеризующие качество жизни населе­ния. Социальные нормы и нормативы. Жизненный уровень населения -совокупность показателей, характеризующих уровень матери­ального потребления населения, например, потребление продуктов, работ, услуг на душу населения, обеспеченность этими товарами в рас­чете на одну семью или 100 семей, структура потребления и т. д.

Уровень жизни можно охарактеризовать как степень развития и удовлетворения потребностей живущего в обществе человека. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показате­лей, характеризующих уровень потребления, занятость, социальное обеспечение, жилищные условия, образованность, здоровье. Для международных сравнений используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Это комплексный показатель, характе­ризующийся среднедушевым производством ВВП с учетом парите­та покупательской способности; ожидаемой продолжительностью жизни и уровнем образованности населения. Страны с уровнем раз­вития до 0,5 считаются слаборазвитыми, от 0,5 до 0,8 - развивающимися, свыше 0,8 - развитыми. В 2008 г., в соответствии с оцен­кой ПРООН, РБ вошла в число стран с высоким уровнем развития, опередив все постсоветские страны.

Комплексный анализ уровня жизни народа осуществляется по трем направлениям сопоставления: с прошлым, с научно обоснован­ными нормами и нормативами, с другими государствами. Первосте­пенное значение в последнее время мировым сообществом придает­ся уровню и динамике здоровья, при этом основным показателем здо­ровья является показатель средней продолжительности жизни.

При разработке и реализации управленческих решений в соци­альной сфере используется система социального нормирования. Социальные нормы и нормативы характеризуют целевые установки и степень их реализации в развитии социальных процессов.

Точкой отсчета при определении жизненного уровня является по­требительская корзина - набор благ и услуг, обеспечивающих опреде­ленный уровень потребления. Измерение ее стоимости служит основа­нием для проведения политики формирования доходов населения. Вы­деляют минимальный потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя на грань обеспечения нормальных условий его су­ществования, и рациональный уровень потребления, с наиболее благо­приятным для человека количеством и структурой потребления. Мини­мальный уровень потребления определяет «черту бедности». Доля на­селения, проживающего за «чертой бедности», является одним из важ­нейших показателей уровня жизни в стране. Снижение этого показате­ля, борьба с бедностью - одна из важных задач социальной политики.

Набор продуктов, входящих в «потребительскую корзинку» по мере экономического роста, изменения условий жизни может пе­ресматриваться. МПБ разрабатывается для различных социально­демографических групп населения и используется в качестве со­циального ориентира при установлении минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий. На основе МПБ определяется бюджет прожиточного минимума (БМП).

Минимальная заработная плата (МЗП) — показатель нижней границы цены рабочей силы. Является важным регулятором эконо­мики. На его основе регулируется оплата труда. С целью повыше­ния уровня мотивации исполнителей к эффективному труду, обеспе­чению воспроизводства рабочей силы в расширенном объеме осу­ществляется прогнозирование и регулирование оплаты труда. Раз­мер средней заработной платы и фонда оплаты по труду увязывает­ся с реальными доходами населения, покупательскими фондами, другими социально-экономическими параметрами развития.

Система регулирования оплаты труда включает: установление определенного уровня МЗП; налоговое регулирование доходов пред­приятий и организаций на оплату труда и индивидуальные доходы; договорное регулирование условий оплаты труда в т. ч. через тариф­ные соглашения и коллективные договоры; регулирование соотношений в оплате труда различных профессионально-квалификационных групп на основе ЕТКС и т. п.

Для увязки денежных доходов и расходов населения разрабатывается баланс денежных доходов и расходов населения, который составляется в целом по стране, по регионам и по различным социальным группам. Доходы включают оплату труда работников всех категорий, доходы от продажи продуктов домашних хозяйств, социальные трансферты, доходы от собственности. В расходной части отражаются расходы на покупку товаров и услуг, обязательные платежи и добровольные пожертвования, средства на покупку жилых помещений, измене­ние вкладов, приобретение ценных бумаг, покупку валюты и т. п.

При разработке прогнозного баланса доходы по оплате труда определяются на основе соответствующих расчетов на макро-, мезо- и микроуровне. Исходя из среднего размера пенсий, пособий, стипендий, контингента получателей, определяется объем со­циальных трансфертов.

Расходы: обязательные платежи определяются с использованием нормативных расчетов; оплата услуг - по нормативам с применением методов экспертного оценивания в сочетании с методами экстраполяции, оптимизации, факторных моделей; накопления, приобретение ценных бумаг определяется также с использованием как формализованных, так и методов экспертного оценивания. Средства на покупку товаров рассчитываются как разница между совокупными денежными доходами населения и вышеперечисленными расходами.

На макроуровне для прогнозирования уровня и дифференциа­ции доходовиспользуются различные показатели. Среди них: де- цильный и квинтильный коэффициенты - выражают соответствен­но соотношение между средними доходами 10-20 % наиболее и наименее обеспеченных граждан; индекс концентрации доходов населения(коэффициент Джин ни) от 0 до 1 - чем ближе этот показатель к 1, тем выше степень поляризации общества по уровню доходов.

Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Это совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социаль­ное, физическое и культурное благополучие населения. Он подразумевает условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и физическую и имущественную безопасность граждан и т. п. Причем по мере развития обще­ства эти характеристики изменяются.

Суть социальной политики, прогнозирования и планирования социального развития общества заключается в поддержании научно обоснованных пропорций и отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни населения, в со­здании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Важной задачей социального планирования является адресная (предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства слабо защищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание оптимальных пропор­ций между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. Преобладающими методами при планировании социальной сферы являются нормативный и балансовый, при прогнозировании - метод экспертных оценок, экстраполяции.

10.3.Планирование и прогнозирование развития социальной инфраструктуры. Степень удовлетворения потребности населения в поступательном росте уровня и качества его жизни зависит во мно­гом от степени развития социальной инфраструктуры, которая сочетает комплекс социально-культурных отраслей (социально-культурную инфраструктуру) и комплекс социально-потребительских отраслей (социально-потребительскую инфраструктуру).

Социально-культурная инфраструктура нацелена на оказание населению социально значимых услуг в сфере образования, здравоохра­нения, физической культуры, спорта и туризма, социального обслуживания, обслуживания населения учреждениями культуры, информаци­онного обслуживания и т. п. Она представляет собой совокупность (ком­плекс) видов деятельность и государственных и частных учреждений и организаций; хозяйствующих субъектов со смешанной формой собственности, совместных и иностранных учреждений и организаций.

Формирование физически здоровой, духовно богатой личности является целью и результатом эффективной деятельности данного сегмента национальной экономики.

Социально-потребительская инфраструктура представляет со­бой взаимосвязанный комплекс отраслей и подотраслей, объединяющий предприятия, организации, фирмы и т. п. всех форм соб­ственности, осуществляющих доведение до населения товаров и услуг. В нее входят торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения, ЖКХ.

Роль и значение социальной инфраструктуры в РБ постоянно возрастает. Так, по итогам 2007 г. сферой услуг как социальной, так и производственной, было создано 47 % ВВП. Значительная часть (более 20 % ВВП) приходилась на социальную инфраструктуру.

Развитие инфраструктуры определяется проводимой государством политикой, нацеленной на повышение благосостояния граждан, улучшение качества их жизни, обеспечение социальной и политической стабильности, социального партнерства и социально­го согласия в обществе.

Развитие социальной инфраструктуры, прогнозирование и планирование ее функционирования строится с учетом особенностей данной сферы, с учетом динамики и объема институциональных изменений, с учетом плюрализма форм собственности. Однако масштабы социаль­ной политики определяются масштабами государственного сектора, значительную долю которого занимает социальная инфраструктура.

Целевые установки в области развития социальной инфраструктуры, мероприятия по их достижению материализуются в программных документах всех уровней и временных горизонтов (в республи­канском, региональных и местных бюджетах; в республиканских, региональных и местных программах, в программах развития различных хозяйствующих субъектов).

Достижению поставленных целей способствует решение ряда локальных задач: создание экономической базы для обеспечения ре­ального действия принятых законодательных актов; содействие развитию как государственных, так и негосударственных предприятий и учреждений; организация и обеспечение функционирования государственно-общественной системы качества и контроля деятельнос­ти социальной инфраструктуры путем лицензирования, аттестации, аккредитации, квотирования и т. п.; введение в действие, организа­ция мониторинга и анализа государственных социальных стандартов; нормирование материально-технического обеспечения и финансиро­вания учреждений и организаций социальной инфраструктуры, а также программ ее развития и совершенствования; развитие программ­но-целевого механизма управления и планирования, в т. ч. поддержка в реализации региональных программ, усиления координации регио­нальных и республиканских программ развития этого важного сегмента национальной экономики; финансирование инфраструктуры.

Плановые и прогнозные расчеты ведутся по всем структурным элементам социальной инфраструктуры. При этом важное место отводится инновациям, техническому и технологическому совершенствованию, рационализации и оптимизации структуры; эффективности, результативности деятельности учреждений и организаций; ресурсо­сбережению, всемерному снижению издержек, рачительному хозяйство­ванию; научно обоснованному подбору и расстановке кадров и т. п.

Разрабатываются и совершенствуются подходы и порядок финансирования социальной инфраструктуры. Важными источниками финансирования становятся не только государственный и местный бюджет, но также собственные средства предприятий и организаций, а также частных лиц, привлекаются кредитные ресурсы, другие источники.

При планировании различных отраслей социальной инфраструктуры широко применяется нормативный метод, рассчитан­ный на 10 тыс. жителей.

Контрольные вопросы

1. В чем содержание понятий «уровень жизни» и «качество жизни»?

2. Как количественно оценивается уровень жизни населения?

3. Как оценивается степень неравномерности распределения доходов?

4. Опишите систему государственного планирования и регули­рования социальной сферы.

5. В чем заключаются задачи социальной политики?

Лекция 11. ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Основные понятия: платежный баланс; текущие операции; финансовые операции; дефицит платежного баланса; валютная политика; фиксированный валютный курс; плавающий валютный курс; внешнеэкономическая политика

11.1.Внешнеэкономические связи, платежный баланс.

Внешнеэкономические связи, т. е. отношения с иностранными государствами, осуществляются в различных формах. Выделяют такие формы внешнеэкономических связей, как торговые, финансовые, инвестиционные, научно-технические и т. д. В процессе осуществления внешнеэкономических связей происходит покупка/продажа товаров, услуг, финансовых активов, объектов собственности, или односторонние платежи, называемые трансфертами.

Все внешнеэкономические операции регистрируются в платежном балансе (ПБ). В укрупненном виде его структуру можно представить следующим образом: 1) счет текущих операций (разделы 1.1 — 1.3 в табл. 11.1); 2) счет операций с капиталом и финансовых операций (или, для краткости, просто счет движения капитала, разделы 2.1 - 2.2.3); 3) финансирование дефицита платежного баланса (т. е. изменение золотовалютных резервов страны, раздел 2.2.4).

Таблица 11.1

Укрупненная структура платежного баланса

1. Счет текущих операций
1.1. Товары и услуги 1.1.1. Экспорт/импорт товаров 1.1.2. Экспорт/импорт услуг
1.2. Доходы 1.2.1. Оплата труда 1.2.2. Прибыль от инвестиций и финансовых активов (включая дивиденды, процентные доходы)
1.3. Текущие трансферты (сюда входят переводы рабочих за границу/из-за границы)
2. Счет операций с капиталом и финансовых операций
2.1. Капитальные трансферты
2.2. Финансовый счет 2.2.1. Прямые инвестиции (во внутреннюю экономику/за границу) 2.2.2. Портфельные инвестиции (во внутреннюю экономику/за границу) 2.2.3. Прочие инвестиции (включая коммерческие и торговые кредиты) 2.2.4. Резервные активы (или золотовалютные резервы)

Первый раздел отражает экспорт и импорт товаров и услуг, и все операции, не связанные с покупкой и продажей собственности, обменом финансовыми активами, возникновением и погашением международной задолженности (включая коммерческие кредиты). Операции, в результате которых происходит обмен правами собственности на материальные, нематериальные и финансовые активы, предоставление кредитов или погашение задолженности, представлены во втором разделе. Здесь отражаются инвестиции, потоки долго- и краткосроч­ного капитала. Последний подраздел (2.2.4 в табл. 11.1) представляет собой уравновешивающую статью в том смысле, что если экономика не находится в состоянии равновесия, государство либо вынуждено снижать свои резервы (если совокупные денежные поступления ва­люты превышают исходящие потоки), либо наоборот, суммы резервных активов и монетарного золота, которые находятся в распоряже­нии органов государственного управления, увеличиваются[5]. То есть выражение «платежный баланс дефицитен» означает, что речь идет о первых двух разделах ПБ. Дефицит платежного баланса (а в крат­косрочном плане он является неизбежным явлением) уравновешива­ется за счет соответствующих изменений золотовалютных резервов[6].

Кроме экспорта и импорта как таковых, различают реэкспорт и реимпорт. Реэкспорт — это вывоз ранее ввезенных в страну то­варов и услуг, реимпорт - ввоз ранее вывезенных. Сумма экспор­та (и реэкспорта), а также импорта (и реимпорта) составляет вало­вой внешнеторговый оборот. В Беларуси он превышает ВВП, что характерно и для других стран, имеющих малую индустриальную эко­номику. Способность страны предлагать конкурентоспособные това­ры на внешних рынках называется ее экспортным потенциалом. Экс­порт - это по существу сумма товаров и услуг, произведенных в стра­не, но оплаченных внешним миром. Поэтому развитие экспорта, ук­репление экспортного потенциала, как правило, относятся к приоритетным задачам государственной экономической политики.

11.2.Прогнозирование внешнеэкономических связей. Явля­ется составной частью всей системы макроэкономического планиро­вания и прогнозирования. Оно включает: оценку будущей динамики экспорта товаров и услуг, их импорта, в т. ч. по важнейшим товарным группам, а также потоков иностранных инвестиций. При прогнозиро­вании внешнеэкономических связей применяются экспертно-интуитивные методы, эконометрические и трендовые модели. При прогно­зировании экспорта особое значение имеет оценка конъюнктуры внеш­него рынка. Что касается прогнозирования импорта, то здесь важное значение играет межотраслевой баланс. С его помощью можно оце­нить потребности страны в импортных ресурсах исходя из сложив­шейся технологической структуры народного хозяйства и планируе­мых объемов производства основных видов продукции, в т. ч. пред­назначенной для экспорта. Межотраслевой баланс применяется также и при анализе влияния изменения импортных цен на внутреннюю ин­фляцию. Соотношение изменения импортных и экспортных цен назы­вается условиями торговли. Если отношение индекса экспортных цен к индексу импортных цен превышает единицу, изменение условий тор­говли благоприятно для страны, т. к. в этом случае, при неизменных физических объемах экспорта и импорта, стоимостная оценка перво­го будет относительно увеличиваться, а чистый экспорт, т. е. разница между экспортом и импортом, возрастать.

Для прогнозирования динамики торговых связей стран, являю­щихся внешнеторговыми партнерами, используются матричные модели международной торговли, в которых по строкам располага­ются страны-импортеры, а по столбцам - страны-экспортеры.

Большое значение для планирования внешнеэкономических связей имеет внешнеэкономическая политика. Если результаты их прогноза неудовлетворительны с точки зрения достижения целевых плановых показателей, это свидетельствует о необходимости ее корректировки.

11.3. Внешнеэкономическая и валютная политика. Совокупность мер, направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности, составляют внешнеэкономическую политику государ­ства. Она включает внешнеторговую политику, политику в области иностранных инвестиций и валютную политику.

Внешнеторговая политика заключается в установлении пошлин, налогов и квот на экспорт и импорт товаров и услуг. Различают по­литику «фритрейдерства» и протекционизма. Первая направлена на минимизацию внешнеторговых пошлин и ограничений. Политика протекционизма предусматривает защиту внутреннего рынка от ино­странной конкуренции. Большинство стран использует некоторые элементы политики протекционизма, часто в скрытой форме, соче­тая ее с политикой наращивания экспортного потенциала.

Политика в области иностранных инвестиций может быть направлена на их привлечение (путем установления благоприятного инвести­ционного климата, предоставления налоговых льгот, других преферен­ций) или ограничение допуска иностранных инвесторов в экономику страны. Многие страны вводят ограничения на возможности вложения иностранных инвестиций в отдельные, стратегически важные отрасли, а также на потоки краткосрочного спекулятивного капитала.

Валютная политика имеет особое значение для динамики регу­лирования и прогнозирования валютного баланса. Девальвация на­циональной валюты при прочих равных условиях приводит к росту ценовой конкурентоспособности.

В практике валютного регулирования центральные банки при­меняют различные валютные режимы. Существуют два крайних валютных режима: фиксированный и плавающий валютный курс. В первом случае обменный курс национальной денежной единицы устанавливается на неизменном уровне по отношению к определен­ной мировой валюте, причем центральный банк гарантирует сво­бодный обмен валюты по данному фиксированному курсу. Во вто­ром случае валютный курс формируется исходя из соотношения спро­са и предложения на валютном рынке и может свободно изменять­ся. Практически полностью свободного режима курсообразования в современном мире не существует. Центральные банки так или иначе осуществляют регулирование динамики валютного курса, даже если официально не устанавливается никаких границ его допу­стимых изменений.

Контрольные вопросы

1.Опишите виды внешнеэкономических операций и структуру платежного баланса.

2.Что означает выражение «дефицит платежного баланса»?

3. Какие вы знаете режимы валютного курса?

4. Что такое девальвация и как она влияет на состояние платежного баланса?

5. Какие методы применяются при прогнозировании внешнеэкономических связей?

Лекция 12. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

Основные понятия: инвестиции; прямые инвестиции; портфельные инвестиции; дисконтирование; чистая приведенная стоимость; инвестиционный климат; инвестиционная политика; амортизация

Важнейшим условием развития экономики является осуществление инвестиций в наращивание и обновление основных фон­дов и других долгосрочных факторов производства. Для регули­рования этого процесса государство осуществляет анализ и планирование инвестиций.

12.1.Понятие инвестиций и инвестиционная политика. Под производственными инвестициями[7] понимается вложение средств, чаще всего в денежной форме, реже - в материально-вещественной или в виде объектов интеллектуальной собственности, в наращивание или обновление долгосрочных факторов производства (здания, станки, технологии и т. д.). Инвестиции осуществляются за счет сбережений путем направления на эти цели части собственного дохо­да или привлечения средств через банковскую систему или фондо­вый рынок. Объекты инвестирования, как правило, являются долгосрочными и переносят свою стоимость на конечный продукт по­степенно. Кроме того, существуют еще и инвестиции в запасы, которые хотя и не относятся к факторам производства, но являются необходимым условием нормального хода производственного процесса. Следует подчеркнуть, что негативным фактором является как слишком низкий, так и слишком высокий уровень запасов. Последнее может свидетельствовать о кризисе сбыта.

Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции в основной капитал включают амортизацию и чистые инвестиции. Амортизация - это доля долгосрочного капитала, переносящего свою стоимость на конечный продукт в данном периоде. Норма амортизации - отношение величины амортизации к сумме основного капитала. Иногда ее называют нормой выбытия. Если она составляет, например, 15 %, это означает, что в случае нулевого значения вало­вых инвестиций совокупный запас капитала уменьшится в данном периоде на эту величину. Чистые инвестиции - это разница между величиной валовых инвестиций и суммой амортизации. Чистые инвестиции — это прирост запаса основного капитала. Если сумма ва­ловых инвестиций меньше амортизации, это означает, что чистые инвестиции принимают отрицательную величину, в экономике имеет место процесс дезинвестирования, капиталовооруженность труда при прочих равных условиях снижается.

Наши рекомендации