Подходы к экономической политике и направления деятельности государства в сфере противодействия теневой экономике
Вопросы государственной экономической политики в сфере противодействия теневой экономике являются чрезвычайно сложными и спорными, что приводит к возникновению диаметрально противоположных мнений и практических подходов к их разрешению: от усиления карательных мер (репрессивный подход) до значительной либерализации экономических отношений и соответствующего законодательства (радикально-либеральный подход).
Репрессивный подход предполагает усиление и расширение полномочий соответствующих государственных служб вплоть до формирования системы тотального контроля; ужесточение законодательства и усиление мер наказания. В рамках первого подхода на основе анализа существующего законодательства по противодействию легализации теневых доходов [85] О.С. Говор предлагает ввести в существующее законодательство изменения, связанные с сокращением доли наличных платежей и стимулированием безналичных расчетов; пересмотром в сторону увеличения штрафных санкций [18].
Однако применение исключительно репрессивных методов приведет к тому, что власть столкнется с сопротивлением как «теневых» предпринимателей, так и немалой части наемных рабочих, для которых теневой сектор экономики является стабильным источником дохода. В целом, по мнению экспертов, использование репрессивных методов не приведет к существенному наполнению государственной казны, однако может грозить ростом социальной напряженности вследствие всплеска безработицы, ослабления кадрового потенциала топ-менеджмента экономики (по причине возможного бегства способных предпринимателей за границу с вывозом капитала) и т. д. [85].
Поэтому не вызывает сомнений, что эффективная государственная экономическая политика по отношению к теневому сектору экономики возможна лишь при соблюдении баланса административных и экономических мер.
Анализ мирового опыта показывает, что противодействие теневой экономике посредством репрессивно-административных методов малопродуктивно. В связи с чем необходимо найти такие экономические решения, которые приведут в равновесие интересы государства и бизнес-сообщества.
В настоящее время наиболее проблемными зонами в плане противодействия теневой экономике являются следующие:
1) денежное обращение, в сфере которого криминализация наиболее опасна для общества, поскольку ведет к криминализации экономической системы в целом;
2) отношения собственности, в первую очередь в топливно-сырьевой сфере, в строительстве, в сельском хозяйстве и связанных с ним земельных отношениях;
3) внешнеэкономическая деятельность, посредством которой наиболее эффективно осуществляется незаконный экспорт капитала;
4) потребительский рынок, в наибольшей степени имеющий черты теневой экономики: от уклонения от уплаты налогов и «серой» зарплаты работников до осуществления незаконной предпринимательской деятельности.
Среди направлений деятельности государства в противодействии теневой экономике можно выделить амнистию теневых капиталов и легализацию теневых доходов.
В разрезе проблемы амнистии теневых капиталов интерес представляют основные цели:
- во-первых, выведение избежавших налогообложения денежных средств;
- во-вторых, формирование источника инвестиционных ресурсов.
При расчете платы за амнистию теневых капиталов Н.И. Протопопова предлагает оплачивать ее по нулевой процентной ставке с условием инвестирования амнистированного капитала в российскую экономику сроком на 10 лет, обосновывая это тем, что такая ставка обеспечивает баланс интересов, поскольку одновременно выгодна государству (дополнительный источник инвестиций) и привлекательна для владельцев теневого капитала [70].
Проблема легализации теневых доходов в настоящее время занимает первое место среди мероприятий по нейтрализации теневого сектора экономики. По мнению A.С. Аджиковой [4], основой действующего механизма легализации доходов теневого сектора экономики должно стать сочетание различных методов и форм оказания воздействия – административных, экономических, право-вых, ведущими из которых являются мероприятия по сокращению налогооблагаемой базы, реконструированию налоговой задолженности для малого и среднего бизнеса, переносу основного бремени налогообложения из производственной области в область личного потребления [4].
Сегодня государством применяются различные меры, в том числе реформируется налоговая система, что способствует выводу части доходов из необлагаемой налогами теневой сферы; ужесточается борьба с коррупцией; предпринимаются попытки по возвращению уже вывезенных и прекращению вывоза капиталов путем формирования более позитивного инвестиционного кли-мата; выявляются различные подпольные производства (например ликероводочной продукции) и пресекается их деятельность; усиливается контроль финансовых потоков, препятствующий от-мыванию незаконных доходов.
При формировании экономической политики по отношению к теневой экономике необходим учет трех обстоятельств.
Первое – исключено возвращение к исключительному преобладанию государственной собственности и административно-командной распределительной системе.
Второе – на первом месте в новой реформированной экономике должны находиться интересы российских производителей и потребителей.
И, наконец, третье – реализация экономических реформ требует приведения в действие всех заинтересованных сил, в том числе и тех, которые работают в тени.
Учитывая вышесказанное, следует, с одной стороны, осуществить изменение общих условий хозяйствования, с другой стороны, реализовать специальную программу по включению теневой экономики в легальный сектор. Для формирования и поддержания благоприятной для бизнеса правовой и хозяйственной среды необходимо постоянное корректирование правовых условий предпринимательской деятельности, приоритетное по отношению к усилению репрессивно-правовых методов.
Результаты, полученные при реализации государственной экономической политики в сфере противодействия теневой экономике, определят дальнейший путь развития российской экономики и, как следствие, общества в целом. Российская экономика либо твердо реализует свой значительный потенциал роста, либо при ее дальнейшем формировании будут преобладать узкогрупповые интересы, обрекающие на низкий жизненный уровень основную массу населения. Хочется надеяться, что России предстоит эволюционное изменение теневой экономики, сопровождающееся смягчением и легализацией одних теневых сфер деятельности и неминуемым исчезновением других, неприемлемых в цивилизованном обществе.