Энергетическая безопасность национальной экономики

Проблемы энергетической безопасности национальной и мировой экономики привлекают в последнее время все большее внимание.

Национальная энергетическая безопасность означает гарантированное обеспечение национальной экономики энергетическими ресурсами, необходимыми для ее устойчивого развития и модернизации. Это обеспечение зависит от целого ряда факторов: степени обоснованности государственной политики в развитии энергетики; общего состояния мировой экономики и ее энергетического сектора; уровня международного сотрудничества в энергетике.

На протяжении второй половины ХХ века в мировой экономике сложилась ситуация, для которой характерным стало, с одной стороны, все более масштабное использование нефти и газа, с другой – стремление к активному развитию атомной энергетики.

Наступивший ХХI век, сохраняя ориентацию на дальнейшее использование традиционных энергетических ресурсов, вносит новые акценты. Современный этап глобализации характеризуется развитием наноиндустриальной научно-технической революции (в качестве энергетических ресурсов водорода и солнечной энергии.)

Вместе с тем, в мировой экономике наблюдается нарастающее истощение нефтяных запасов. Отсюда и поиск заменителей нефтепродуктов – в первую очередь в автомобилестроении.

Более благоприятная ситуация прогнозируется с запасами, производством и потреблением природного газа. Потребление природного газа быстро растет с учетом и того обстоятельства, что оно имеет более благоприятные экологические последствия, чем потребление нефти и угля.

Обеспечение международной энергетической безопасности требует специального внимания к проблеме «энергетической бедности» отдельных стран, поскольку разведанные запасы энергоресурсов распределены по отдельным регионам мировой экономики крайне неравномерно. Именно поэтому и мирное использование атомной энергии приобретает все большее распространение как условие увеличения удельного веса электрической энергии в энергетическом балансе. В то же время на атомных электростанциях в США, Франции, Японии производится более половины мирового объема электрической энергии, а в пяти странах (США, Франция, Япония, Германия и Россия) – примерно 70% мирового ее производства.

Одной из причин расширения строительства АЭС является рост цен на нефть и газ, другой – то обстоятельство, что природная среда уже не в состоянии справиться с огромными выбросами в атмосферу вредных примесей от сжигаемого органического топлива, третьей – совершенствование технологических основ атомной энергетики, что делает ее более безопасной (за счет создания небольших плавучих АЭС, АЭС под землей, совершенствования реакторов, технологии обогащения урана, использования и хранения отходов атомных станций).

На современном этапе экономической глобализации обеспечение национальной и международной энергетической безопасности делает безусловно актуальной задачей создание системы международной специализации и кооперации в производстве ядерных реакторов нового типа. Это также одно из условий повышения безопасности атомной энергетики, предполагающее и всестороннюю оценку достижений отдельных стран в развитии атомного машиностроения.

Большим потенциалом располагает, в частности, атомная промышленность России, обладающая почти 30% мировых мощностей по сооружению АЭС. К тому же Россия обладает 40% всех мировых мощностей по обогащению урана и является главным его поставщиком для АЭС.

Использование возможностей отдельных стран в создании АЭС и новых ядерных реакторов требует межгосударственных договоренностей, расширения сферы международного партнерства.

Роль государства в обеспечении энергетической безопасности возрастает.

Обеспечение глобальной энергетической безопасности требует сочетания рыночных и директивных регуляторов, прогресса в этом отношении можно достичь, лишь используя государственное регулирование параллельно с действием рыночных механизмов. В частности, реализация инфраструктурных и инновационных энергетических проектов не может быть осуществлена только частными компаниями. Значительную часть риска приходится брать на себя государствам, принимающим обязательства и по осуществлению международных программ в области энергетики.

Знаменательным событием, подтверждающим правоту подобного подхода к мировым энергетическим проблемам, стали решения, принятые на саммите лидеров «Группы восьми» в июле 2006 г. в Санкт-Петербурге. По его итогам был разработан План действий «Глобальная энергетическая безопасность» в качестве совместного документа, определяющего стратегию мирового сообщества по безопасному развитию энергетики в первой половине ХХI века.

План действий предусматривает: повышение прозрачности, предсказуемости и стабильности ситуации на энергетических рынках; улучшение инвестиционного климата в энергетике; повышение энергоэффективности и энергосбережения; диверсификацию источников энергии; обеспечение безопасности энергетической инфраструктуры (прежде всего АЭС и трубопроводных систем); уменьшение масштаба «энергетической бедности» в странах, не имеющих больших энергетических ресурсов; решение экологических проблем, связанных с состоянием мировой энергетики.

Повышению предсказуемости в развитии мировой энергетики может и должно способствовать проведение согласованной политики в отношении спроса и предложения, эффективных режимов регулирования использования энергоресурсов,.

Необходимыми условиями для того, чтобы эти инвестиции были реально вовлечены в энергетические проекты, особенно в развивающихся странах, являются: снижение и устранение барьеров на пути инвестиционного сотрудничества в энергетике; создание условий, при которых компании стран-производителей и стран-потребителей энергоресурсов имели бы возможность осуществлять взаимные инвестиции, приобретать активы в сфере их добычи, разведки, переработки и сбыта в других странах; создание новых мощностей в нефте- и газопереработке и нефтехимии;

Один из приоритетов в государственной энергетической политике, как показывает опыт многих стран, – осуществление энергосберегающих мероприятий по экономному расходованию нефти, газа, угля, повышению эффективности конечного потребления энергии, развитию возобновляемых энергоресурсов (гидроэнергии, биомассы, солнечной энергии, энергии ветра и геотермальной).

Повышение уровня энергосбережения и энергоэффективности предполагает совместные усилия: по минимизации потерь нефти и нефтепродуктов при транспортировке, а также утечки газа из систем газоснабжения;

Межгосударственное партнерство фактически уже стало важным условием защиты энергетических объектов и от возможных террористических акций и стихийных бедствий, поскольку направлено как на оценку рисков, связанных с терактами, так и обобщение передового опыта обеспечения безопасности энергетических систем и развитие международного научно-технического сотрудничества в целях совершенствования защиты объектов энергетической инфраструктуры (в том числе нефте- и газопроводов и линий электропередачи).

Для уменьшения размеров «энергобедности» государства «большой восьмерки» считают необходимым содействовать увеличению потребления первичной энергии в развивающихся странах в период до 2030 г. более чем в 2 раза, а электроэнергии – более чем втрое.

Глобальной проблемой энергетики является также снижение выбросов парниковых газов, угрожающих экологии нашей планеты. Энергетическая безопасность напрямую связана с экологической безопасностью.

План действий «Группы восьми» в целях обеспечения экологической и энергетической безопасности в этой связи предлагает целый ряд решений: по разработке экологически чистых технологий сжигания органического топлива, повышению удельного веса в мировом энергобалансе ядерной энергии и возобновляемых источников энергоресурсов, по увеличению размеров энергосбережения, в первую очередь путем передачи энергосберегающих технологий развивающимся странам.

Энергетика давно стала и сферой не только экономики, но и большой политики. От политических, в том числе межгосударственных, решений в данной сфере во многом зависит успех становления инновационной экономики, разрешение противоречий экономической глобализации. Однако для этого необходимо преодолевать и сохраняющуюся ориентацию на обособленное, параллельное ее развитие.

Наши рекомендации