Экономическая безопасность национальной экономики

Выбор основных направлений внешнеэкономической поли­тики 90-х гг. прошлого века складывался под определяющим воз­действием реформирования экономики. Главным была либера­лизация внешнеэкономической деятельности. Государство стало одним из множества субъектов внешнеэкономической деятельно­сти. У предприятий появились возможности ориентироваться в своей хозяйственной деятельности не только на спрос и предло­жение внутри страны, но и на связи за рубежом, выбирать рынки и партнеров, руководствуясь критериями прибыли.

Необходимость либерализации внешнеэкономической дея­тельности также диктовалась потребностями включения России в систему мирохозяйственных связей, для развития которой ха­рактерна тенденция к открытости национальных хозяйств. Внеш­неэкономическая политика современных государств строится на сочетании методов обеспечения свободы торговли и протекцио­низма. Пропорции этого сочетания определяются практически­ми интересами страны в конкретной экономической ситуации.

Внешнеэкономическая политика ориентируется преимуще­ственно на свободную торговлю, как правило, в развитых стра­нах, достигших высокого уровня конкурентоспособности, и в странах, где ввозимая продукция не конкурирует с внутренним производством или является сырьем для значимых отраслей.

Протекционистская политика наиболее широко применяется в странах, осуществляющих существенные трансформации, струк­турные преобразования, переживающих кризис и экономическую депрессию, сталкивающихся с быстрым ростом конкурирующе­го импорта.

России, осуществляющей коренную трансформацию эконо­мической системы, разумная протекционистская политика необ­ходима. Результатами реформирования внешнеэкономической сферы в первые годы рыночных преобразований в России яви­лись незащищенные экономические границы страны, через кото­рые хлынули на Запад сначала сырьевые ресурсы, а затем и рос­сийские капиталы. Массированное использование на первых порах российскими производителями цен, заниженных по срав­нению с мировыми, имело своими последствиями установление по ряду важнейших позиций российского экспорта антидемпин­говых процедур, действующих и в настоящее время.

Центральной проблемой внешнеэкономической политики является увязка открытости экономики с требованиями нацио­нальной безопасности. Это предполагает, что дальнейшая либе­рализация внешнеэкономической деятельности должна быть тес­но увязана с концепцией национальной безопасности России с тем, чтобы не допускать опасной зависимости от внешнеэконо­мических факторов при реализации курса на стабильный рост и структурную перестройку отечественного производства.

В ходе глобализации мировой экономики возросла вероят­ность неблагоприятного воздействия внешних факторов на оте­чественное хозяйство, необходимость обеспечения экономиче­ской безопасности страны.

Единого понимания сущности экономической безопасности нет, исследователи определяют ее критерии и систему показателей.

Для переходного периода определяющим выступает разработ­ка пороговых значений по следующим критериям:

• объем ВВП, за пределами которого невозможно самостоя­тельное экономическое развитие страны на современном конку­рентно-способном базисе, инвестирование и финансирование основных сфер деятельности, т.е. способность экономики к рас­ширенному воспроизводству;

• удельный вес в промышленности высокотехнологичных, обрабатывающих отраслей, в том числе наукоемких;

• удельный вес импорта во внутреннем потреблении;

• уровень жизни основной массы населения (черта бедности);

• воспроизводство природно-экологического потенциала;.

• объемы государственных материальных, золотовалютных и финансовых резервов.

При выходе за эти предельные значения могут возникать пре­пятствия нормальному ходу воспроизводства, складываться не­гативные тенденции.

К «Концепции национальной безопасности Российской Фе­дерации» (Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300) от­несены:

• тенденция к превращению России в топливно-сырьевую пе­риферию развитых стран;

• усиление импортной зависимости;

• утечка капитала;

• рост государственного внешнего долга;

• чрезмерная открытость экономики. Пороговым уровнем безопасности многие специалисты счи­тают долю импорта во внутреннем потреблении 30%, в том чис­ле по продовольствию - 25%.

Применительно к внешнему долгу государства для характе­ристики уровня экономической безопасности используют два показателя: отношение величины задолженности к экспорту то­варов и услуг и коэффициент обслуживания долга (отношение выплат по долгу к экспорту товаров и услуг).

Критической величиной первого показателя считается уро­вень размером 300%, второго - 25%.

Точное определение «бегству» капитала дать трудно. Уход ка­питала за рубеж считается нормальным явлением в странах с ры­ночной экономикой. Утечка капитала происходит в те страны, где находится более прибыльное применение. Существует неле­гальный вывоз капитала из страны в различных формах - невоз­врат экспортной выручки, оплата фиктивного импорта товаров и услуг, контрабанда, ценовые манипуляции и т.п. Накопление наличной иностранной валюты в стране правомерно также от­носить к «бегству» капитала.

Масштабы угроз экономической безопасности России тако­вы, что необходима разработка эффективных механизмов их пре­дупреждения.

Наши рекомендации