Тема№14. Государственное регулирование и экономическая безопасность национальной экономики

2) Цель:ознакомление студентов с необходимостью и направлениями государственного регулирования экономики и социальной политики государства в условиях рыночной экономики.

3) Тезисы лекций:

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVI—XVII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина — меркантилизм — основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны — количество золота. Именно поэтому они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов», нашли большое число поклонников. Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

В 30-е годы прошлого века, после глубочайшего спада экономики США, Джон Мейнард Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать «кризисной», так как, по сути, он рассматривает экономику в состоянии депрессии. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции» доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов — перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, стабильная бюджетно-финансовая политика и др.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю — даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса.

Какие именно недостатки рынка могут быть устранены и с помощью

каких именно мер регулирования? Остановимся на некоторых из них.

1. Создание общественных благ (public goods). Рынок в состоянии выявить и удовлетворить спрос лишь на частные блага. Создание и реализация общественных благ является задачей государства. Речь идет, о так называемых, общественных товарах, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного механизма, поскольку требуют слишком крупных вложений, которых не в состоянии обеспечить отдельные предприниматели или даже небольшие группы, или такие товары, которые не приносят достаточной прибыли. Это своего рода «коллективный товар», без которого общество обойтись не может, а отдельные производители не могут его создать: национальная оборона, фундаментальная наука, космические исследования, коммуникационные сооружения, электроэнергетика, образование, здравоохранение, в особенности профилактическое здравоохранение, охрана памятников и другие. Очевидно, что производство таких товаров и услуг должно взять на себя государство, поскольку рынок неспособен обеспечить потребность общества в них.

2. Регулирование внешних (побочных) эффектов. К числу проблем, которые не решает рыночный механизм относятся так называемые внешние эффекты (экстерналии). Наиболее известные из них – это загрязнение среды обитания (воздушного и водного бассейнов, земли), расточительное отношение к не воспроизводимым природным ресурсам. Неспроста широко распространено убеждение, что без вмешательства государства уровень загрязнения окружающей среды был бы слишком высок. Только государство имеет возможность реагировать на эти отрицательные внешние эффекты через соответствующие инструменты: штрафы, нормы, запреты, цены и др.

3. Перераспределение доходов. Рынок не обеспечивает социальной справедливости. Рыночное регулирование сопряжено с большой дифференциацией доходов. Опыт показывает, что эффективными инструментами минимизации этих издержек являются оптимальное налогообложение и выплаты по системе социального страхования (пенсии, пособия по безработице и т. д.). При такой перераспределительной системе распределение располагаемых доходов оказывается более равномерным, чем распределение первичных доходов. Все три рассмотренные направления государственного регулирования: эффективное производство коллективных благ, оправданное регулирование внешних эффектов и справедливое распределение доходов признают теперь все западные экономисты, даже те, которые придерживаются философии «laisser faire».

4. Проведение антимонопольной политики. Еще один важный фактор, заставляющий государство прибегать к корректировке рыночных механизмов, – несовершенство реального рынка в сравнении с его идеальной теоретической моделью, несовершенство, порождаемое крупными корпорациями, монополизирующими рынки товаров и труда и делающими цены жесткими, негибкими, малоподвижными в сторону понижения. Борьба с монополизмом, защита принципов свободной конкуренции могут быть выполнены только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство.

5. Поддержка малого бизнеса.В смешанной экономике малый бизнес играет весьма заметную роль: он способствует поддержанию конкуренции и созданию рабочих мест. Он представляет собой совокупность мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике. Государство оказывает поддержку малому бизнесу посредством налоговой, кредитной политики, оказания образовательных, консалтинговых и иных услуг.

6. Макроэкономическая стабилизация – одна из главных регулирующих функций государства. Она направлена на предотвращение экономического спада, поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается посредством фискальной и денежной политики. В период экономических кризисов применяются чрезвычайные меры, предусмотренные программой стабилизации экономики.

7. Регулирование внешнеэкономической деятельности. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности проводится с помощью таможенных штрафов и нетарифных мер регулирования. Однако не следует забывать, что вмешательство государства в экономику имеет пределы. Границей государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма.

Способы государственного регулирования рыночной экономики:

· законодательные;

· административные;

· судебные.

Методы государственного регулирования рыночной экономики

· прямые (ограничение частного бизнеса, государственое предпринимательство);

· косвенные (денежно-кредитные, налоговые, бюджетные, индикативное планирование).

Государственное регулирование экономики осуществляется посредством комплекса мер. В странах смешанной экономики применяется административное, правовое и экономическое (прямое и косвенное) регулирование.

К административным формам относятся: лицензирование, квотирование, контроль над ценами, доходами, валютным курсом, учетным прцентом и др.

Правовое регулирование осуществляется на основе законодательства через систему установления норм и правил.

Экономическое (прямое) регулирование имеет разнообразные формы безвозвратного финансирования отраслей, территорий, предприятий в форме дотаций, пособий, доплат из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального, регионального и местных уровней. Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы.

К экономическим (косвенным) формам государственного регулирования относятся рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, таможенной политики и т.п.

Социальная политика - это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда. Основной субъект, координирующий эту деятельность, государство.

В социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Связь социальной политики и экономического роста взаимообусловлена. С одной стороны, она является целью экономического роста, а с другой – его фактором, т.к. рост благосостояния усиливает мотивацию к труду, способствуя повышению его эффективности. Кроме того, экономический рост предъявляет повышенные требования к квалификации, культуре, физическому и духовному развитию личности, что требует дальнейшего развития социальной сферы.

Основные функции социальной политики заключаются в содействии развитию отношений справедливости в обществе, создании системы социальной защиты, условий для роста благосостояния и проведении соответствующей политики доходов. В зависимости от выполняемых функций решаются следующие задачи: реализация программ занятости, помощь социально уязвимым слоям населения, обеспечение доступности и развитие сфер образования, медицины, социального страхования и культуры.

Результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения. Уровень жизни – это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. Для оценки уровня жизни используются количественные показатели, такие как потребление основных продуктов «питания» на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарaми, структура потребления, продолжительность рабочего и свободного времени и его структура, величина реальных доходов, развитие социальной сферы и другие.

К обобщающим показателям относятся общий объем потребляемых благ и услуг, распределение населения по уровню доходов и показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей, например, калорийность и биологическая ценность рациона питания.

К показателям качества жизни относятся условия и безопасность труда, возможности использования свободного времени, состояние экологии, здоровье и физическое развитие граждан и другие. Факторами, обусловливающими количественные и качественные показатели результативности социальной политики является состояние экономики в стране, политическая ситуация, природно-климатические условия, географическое положение, сложившиеся традиции и культура и другие.

Под доходами обычно понимается сумма денежных средств, получаемая за определенный промежуток времени и предназначаемая для приобретения благ и услуг в целях личного потребления.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, т.к. определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума, отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и другие.

Следует различать номинальный, распологаемый и реальный доходы. Номинальный доход – это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и измения цен. Сумма номинального дохода после вычета налогов составляет распологаемый доход. Реальный доход представляет собой то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на распологаемый доход.

Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются факториальные доходы, денежные поступления из общественных фондов потребления в виде выплат и льгот, поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.д.) и прочие источники.

Средства, получаемые населением в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляет решающую часть доходов этой группы населения: заработная плата, доходы от собственного хозяйства и пр.

Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты из общественных фондов потребления, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного ряда пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей, выплаты пособий по безработице).

Денежные доходы населения, получаемые через финансово – кредитную систему, предоставляются в виде:

1. выплат по государственному страхованию;

2. банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство;

3. процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;

4. доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашений по займам;

5. выигрышей по лотереям.

Для определения степени неравенства в доходах используется кривая М.Лоренца. Чтобы построить кривую, по горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по вертикальной – долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей.

Соединение долей в суммарном доходе для различного процента семей даст кривую Лоренца, показывающую степень неравенства в распределении доходов. Теоретическую возможность абсолютного равенства в распределении доходов отражает прямая АР, когда 20 % семей распологают 20 % совокупного дохода, 40% семей – 40% и т.п. Разрыв между линией абсолютного равенства и линией фактического распределения указывает на степень неравенства доходов.

Следует отметить, что личный доход после вычета налогов и с учетом трансфертных платежей распределяется гораздо равномернее.

К причинам неравенства в распределении доходов кроме отсутствия условий для зарабатывания дохода относятся различия в способностях, уровень образования, профессиональные вкусы, владение собственностью, степень рыночной власти, и также удача, связи, несчастья и дискриминация.

С проблемами дифференциации доходов связаны проблемы бедности и социальной справедливости в обществе. Рыночная экономика сама по себе не в состоянии решить проблему бедности. Эту функцию берет на себя государство, перераспределяя уже распределенные доходы. К способам перераспределения доходов государством принадлежит прежде всего проведение соответствующей фискальной политики. Государство имеет возможность осуществлять трансфертные платежи наименее защищенным слоям населения, стимулировать предпринимательство и эффективность производства, формировать фонды общественного потребления, реализовывать государственные программы социальной защиты, развития непроизводственной сферы и т.д.

Важным средством перераспределения доходов выступает установление предельных цен на товары первой необходимости, минимальные ставки заработной платы, субсидирование отдельных отраслей и производств.

В переходный период к рыночной экономике в связи с быстрым ростом цен необходимо приведение в соответствие относительно фиксированных доходов повышению стоимости жизни. Способами реализации этого соответствия являются компенсации, адаптация и индексация доходов.

Компенсация – это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением различных цен на группы товаров, пользующихся массовым спросом.

Адаптация – это повышение фиксированных выплат (пенсий, пособий, стипендий, минимума заработной платы) по мере роста стоимости жизни.

Индексация -доходов представляет собой автоматическую корректировку номинальных доходов с изменением индекса цен в соответствии с заранее утвержденной методикой. В качестве индексируемых величин могут выступать заработная плата, сбережения, социальные выплаты и пособия, шкала подоходного налога.

Создание системы социальной защиты является одной из основных функций социальной политики. Под социальной защитой понимаются определенные обязательства общества по отношению к своим гражданам в рамках существующей конституции. Система социальной защиты представляет собой совокупность мер, направленных на выполнение этих обязательств.

Механизм социальной защиты включает меры, касающиеся всех членов общества, и меры, адресованные отдельным социальным группам. К числу первых относятся обеспечение системы эффективной занятости, установление прожиточного минимума в денежной форме, так и в форме «потребительской корзины», защита интересов потребителя, компенсация, адаптация и индексация доходов. Меры социальной защиты отдельных групп населения включают обеспечение социальной помощи бедным и выплаты из фондов общественного потребления.

4) Иллюстративный материал: презентация

Литература

Основная:

1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.

2. Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие». 30.11.2015.г.

3. Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана. «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». 2014 г.

4. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства. // Казахстанская правда. 15 декабря 2012.

5. Курс экономической теории. Учебник под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 2011. – 846 с..

6. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебник. – М., 2011.

7. Экономическая теория. Учебник. Под общей ред. Акад. Видяпина В.И., Добрынина А.И., и др. М, ИНФРА – М, 2012 г.

8. Рахимжанова Н.И. Основы рыночной экономики. Учебник. 2010.

9. Айдарханов М.Х. Основы экономической теорий. Учебник. 2012.

10. Темирбекова А. Экономическая теория. Краткий курс лекций: Учебное пособие.- А., 2007.

11. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие для студентов / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Дулиной, А.Ю. Юданова. М., 2006.

12. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник, М., 2008

13. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: курс лекции и практические занятия: учебное пособие. – Спб: 2008.

14. Базылев Н.И. Экономическая теория. Учебное пособие. Минск, 2008.

15. Экономическая теория: учеб./ под ред. В.Д.Камаева.-М., 2006.

16. Попов А.И. Экономическая теория. Учебник «Питер» 2006.

17. Океанова З.К. Экономическая теория: учеб. М-2006.

18. Куликов Л.М. Экономическая теория. Учебник. – М., 2005

19. Курс экономической теории. Учебник. Под ред. М.И. Плотницкого, Минск, 2005

Дополнительная:

1. Адам Смит. Исследования о природе и причинах богатства народов. – Петрозаводск, 1993 г.

2. Маршалл А. Принципы экономической науки. – М., 1992 г.

3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1992

4. Самуэльсон Н., Нордхаусс В. –М: Экономика, 2000 г.

5. Национальная экономика: учебное пособие под общ. ред. Сидоровича А.В., Абишева А.А. – Алматы: Экономика, 2009.

6. Аубакиров Я.А. Национальная экономика: теоретико-методологические и практические проблемы развития. – Алматы: Раритет, 2009.

7. Конкурентоспособность национальной экономики: критерии оценки и пути повышения. Под ред. Сабдена О. – Алматы, 2007.

8. Кошанов А.К. Национальные экономические интересы и отношения собственности – Алматы: ИД «Эксклюзив», 2009.

9. Ибрагимов С.Т. Новые условия и проблемы развития экономики Казахстана. – Алматы. Қазақ ун-ті, 2010.

10. Берентаев К.Б. Экономика Казахстана и вызовы XXI века. – Алматы. 2013.

11. Есентугелов А. Стратегия процветания страны в условиях мира. Уроки мирового кризиса и модернизация казахстанской экономики. –Астана, 2011.

12.Трофимова Г.К. Краткий курс экономической теории: учебное пособие. –М.: ФАИР – Пресс, 2003.

13. Овчинников Г.П. Экономика: Учебник. 2002.

14. Сабден О.С. Рыночная экономика: учебное пособие – Алматы, 2002.

Электронный ресурс:

1.Экономическая теория (Электронный ресурс): Учебник. Под ред. И.Л.Николаева, 2011.

2.Основы экономической теорий (Электронный ресурс): Электронное учебное пособие / ВКГТУ им. Д.Серикбаева, 2010

3.Носова С.С. Экономическая теория (Электронный ресурс): Электронный учебник, 2010

4.Сахариев С.С. Современный курс экономической теорий (Электронный ресурс): Учебник. Алматы: Юридическая литература, 2006.

6) Контрольные вопросы:

1. Назовите основные концепции по вопросу государственного вмешательства в экономику.

2. Каковы основные причины вмешательства государства в экономику?

3. Назовите методы и направления государственного регулирования экономики.

4. Назовите сущность и направления социальной политики государства.

Наши рекомендации