Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
Основы теории полезности разработаны такими крупными экономистами XIX в., как Г. Госсен (1810—1859), У. С. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921), а также его последователи О. Бем-Баверк (1851—1914) и Ф. Визер (1851-1926).
Названные экономисты создали особое направление в экономической науке, получившее название «маржинализм»(от фр. - marginal) («предельность»).
· Экономическая теория, использующая предельные величины для исследования экономических законов и процессов.
· Сторонники М. считают, что стоимость материальных благ определяется не общественно необходимыми затратами труда, а предельной полезностью блага, связанной с его редкостью или субъективным желанием покупателя приобрести его.
· Исходя из теории М., увеличение на рынке количества предлагаемых одинаковых благ или владение ими в достаточном количестве вызывает сокращение единицы полезности этого блага. Полезность последней единицы блага (предельная полезность) определяет величину его стоимости.
В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (TU). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (MU) каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда MU становится = 0. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.
Если дальнейшее потребление блага приносит вред (MU отрицательна), то общая полезность снижается. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага.
Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет 1-й стакан воды. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем 1-й, третий – меньшее, чем 2-й, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока MU очередного стакана не будет равна 0. Хотя общая полезность возрастает, MU при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности.
Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности блага (MU) с ростом его количества (Q):
Функция полезности формально выглядит так:
TU = F{QAQB...QZ),
где:
TU - общая полезность данного товарного набора;
QA...QZ - объемы потребления товаров A...Z в единицу времени.
Предельная полезность - это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.
Функция предельной полезности в общем виде выглядит так:
Зависимость между количеством благ и предельной полезностью блага описывает закон убывающей предельной полезности, согласно которому по мере увеличения количества потребляемых благ их предельная полезность имеет тенденцию к снижению. Предельная полезность носит убывающий характер.
График кривой предельной полезности представлен на рис. 13.
Рис. 13. Кривая предельной полезности
В современной теории потребительского выбора предполагается, что:
1) денежный доход потребителя ограничен;
2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;
3) все покупатели прекрасно представляют MU всех продуктов;
4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.
Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:
1. Множественность видов потребления.
2. Ненасыщеность. MU всех экономических благ всегда положительна.
3. Транзитивность. Теория исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это можно выразить так: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.
4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.
5. Убывающая предельная полезность.
Потребительский выбор – оптимальный выбор, обеспечивающий достижение потребителем максимальной полезности в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).
Две версии теории потребительского поведения.
- количественная, или кардиналистическая (от математического понятия - кардинальное (количественное) число: один, два, три и т.д.);
- порядковая, или ординалистическая (от математического понятия - ординальное (порядковое) число - первый, второй, третий и т. д.).
Количественная (кардиналистическая) теория потребительского поведения исходит из того, что полезность измерима. Для теоретических измерений полезности была введена даже единица полезности - "утиль" (от англ. - utility - полезность).
В порядковой (ординалистической) теории потребительского поведения субъективная полезность измеряется с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтительность того или иного набора товаров для потребителя.
Согласно количественной (кардиналистической) теория потребительского поведения, рациональный потребитель максимизирует совокупную полезность в том случае, если отношения предельной полезности товара к цене товара равны для всех товаров, приобретаемых потребителем (правило максимизации полезности). В этом случае достигается состояние равновесия.
Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.
Потребительское равновесие – это состояние, при котором потребитель покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь свой доход и максимизирует полезность.
Поведение потребителя во многом определяется его доходами или бюджетными ограничениями.
Бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов) показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.
Если I – доход потребителя, Рх – цена блага Х, Рy – цена блага Y, а Х и Y составляют купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:
I = Рх Х + Рy Y
При Х=0, Y= I/Рy , т.е. весь доход потребителя расходуется на благо Y. При Y= 0, Х = I/Рх, т.е. мы находим количества блага Х, которое потребитель может купить по цене Рх.
Поясним на примере. Например, потребитель, имеет доход в 600 у.е., желает купить продукты питания по цене 10 у.е. за единицу и одежду по цене 60 у.е. за единицу.
Следовательно, при данном доходе потребитель может приобрести либо 60 ед. продуктов питания, либо 10 ед. одежды. Кроме того, он может приобрести продукты питания и предметы одежды в равных сочетаниях. Например, купить 9 единиц одежды (540 у.е.) и 6 единиц питания (60 у.е.), или 2 единицы одежды (120 у.е.) и 48 единиц питания (480 у.е.) и т. д.
Перенесем полученные точки на график. Соединив крайние точки одной линией, получим прямую «аЬ», которая и называется бюджетной линией потребителя«X». Каждая точка на этой прямой показывает, какое количество единиц одежды и продуктов питания может приобрести «X» одновременно при доходе 600 долл., тратя его полностью, при условии, что цены на одежду и питание не меняются (рис. 14).
Рис. 14. Бюджетная линия
Если доход потребителя снизится (например, до 420 у.е.), то бюджетная линия сместится параллельно и вниз (см. рис. 14) в положение «с». При увеличении же дохода потребителя бюджетная линяя сместится параллельно вверх.
Бюджетная линия дает ответ на вопрос, что может приобрести потребитель, но для окончательного ответа о его поведении на рынке надо учитывать и то, что желает он купить. Желание приобрести товары, входящие в набор, отражает предпочтения потребителя.Их можно исследовать с помощью так называемых кривых безразличия– это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбирать (рис. 15).
Рис. 15. Кривая безразличия
Кривая безразличия показывает различные комбинации 2-х экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. При этом потребитель в пределах бюджетных ограничений может комбинировать различные сочетания одежды и продуктов питания. Это будет означать, что потребителю безразлично, какой именно из этих наборов приобретать. Поэтому кривая, построенная по этим точкам, носит название «кривой безразличия». Предположим, что в результате опроса потребителя нами выявлены следующие равноценные для него сочетания одежды и продуктов питания: 1)10 единиц одежды и 10 единиц питания, или 2) 3 и 20, или 3) 2 и 30, или 4) 1 и 60. Перенесем эти данные на график и получим точки а, b, с, d соответствующие этим равноценным, с точки зрения потребителя, сочетаниям товаров. Соединив точки плавной кривой, получим кривую безразличия.
Каждая точка кривой безразличия показывает все возможные комбинации единиц одежды и питания, дающие потребителю одинаковое удовлетворение.
Положение бюджетной линии на рис. 15 показывает, что потребитель может позволить себе сочетания одежды и продуктов питания в больших количествах, чем те, что имеются на кривой безразличия, в первую очередь в точках b и с. Однако потребитель может позволить себе другие сочетания одежды и продуктов питания. В этом случае появляются дополнительные кривые безразличия (рис. 16).
Рис. 16. Карта кривых безразличия с бюджетной линией
Одна из таких кривых непременно коснется бюджетной линии, как это показано на рис. 16. Эта точка отражает при данных условиях наилучшее сочетание двух товаров в наборе, так как приносит потребителю максимальную суммарную полезность при данном объеме его дохода. Точки на кривых безразличия, лежащие выше бюджетной линии для потребителя недостижимы ввиду ограниченных бюджетных возможностей, хотя и обладают более высокой полезностью.
Свойства кривых безразличия:
1) кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров;
2) кривые безразличия имеют отрицательный наклон;
3)кривые безразличия никогда не пересекаются;
4) кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров;
5) кривые безразличия выпуклы к началу координат.