Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен.

Повышение цены – стимулирует рост величины предложения и наоборот.

Количество товаров, которое отдельный продавец или их группа готовы продать на рынке в течение определенного периода времени по той или иной цене при прочих равных условиях, называется объемом предложения.

Главными экономическими факторами, определяющими динамику предложения, являются следующие:

- выручки предпринимателя

- экономическая конъюнктура

- уровень конкуренции

График предложения— графическое изоб­ражение зависимости между рыночной ценой блага и величи­нами предложения данного блага в данный момент времени (рис. 7).

Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru

Рис. 7. Зависимость предложения на услуги от цены

P – цена на услуги;

S – кривая предложения (от англ. supply – предложение);

Q – количество услуг.

Кроме цен на предложение влияют другие неценовые факторы:

· цены на используемые ресурсы;

· технологии производства;

· налоги;

· число продавцов;

· инфляционные и дефляционные ожидания изменения цен;

· природные условия;

· производительность используемых факторов производства и пр.

Сдвиг кривой S влево или вправо отражает изменение предложения, что происходит под влияние факторов, определяющих функцию предложения (рис. 8).

Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru

Рис. 8. Сдвиги кривой предложения

Сдвиг вправо ( Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru - Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru ) может быть вызван действием таких неценовых факторов, как использование более эффективных технологий, уменьшение цен на ресурсы, уменьшение налогов и пр. И, наоборот, сдвиг влево ( Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru - Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru ) может быть вызван такими факторами, как рост цен на исходные ресурсы, сырье, энергоносители и пр.

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и предложения.

Состояние рынка, при котором интересы покупателей и продавцов совпадают, называется равновесным. В этом случае количество товаров, которое продавцы хотят и могут продать по данной цене в определенный промежуток времени, соответствует количеству товаров, которое покупатели хотят и могут купить по этой цене в этот же промежуток времени.

Равновесная цена— цена, уравновешивающая величины спроса и предложения на рынке в результате действия конкурентных сил (рис. 9).

Совпадение интересов покупателей и продавцов характеризует точка пересечения кривых спроса и предложения – O или точка равновесия.Соответствующие этой точке цену - Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru и объем услуг - Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru называют равновесной ценой и равновесным количеством услуг.

Равновесие спроса и предложения можно выразить следующим образом:

Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru

Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru -равновесная цена;

Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru - цена предложения;

Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru - цена спроса.

Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru

Рис. 9. Рыночное равновесие

При данной цене на рынке устанавливается и количественное равенство предлагаемых и спрашиваемых на рынке товаров и услуг.

Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru

Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru - цена предложения;

Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru - цена спроса.

Равновесная цена выполняет ряд функций:

· информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рыночной экономики;

· нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему товар в определенном объеме;

· стимулирующую – она вынуждает производителя увеличивать или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки уложились в цену и осталась прибыль.

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом «невидимой руки»). Но рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка».

Цена «потолка»ограничивает рост цены – это искусственно заниженная цена.

Цена «пола» не позволяет цене снижаться – это искусственно завышенная цена.

Если установленная монополистом или государством максимальная цена (потолок цен) находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек (см. рис. 9).

Объяснение установления равновесия в результате колебания цен, в ходе которого их повышение или понижение приводит рынок в состояние равновесия, принадлежит швейцарскому экономисту Л. Вальрасу (1834-1910).

Например, в результате действия рыночных сил равновесная цена от Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ruотклонилась до Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru .В этом случае объем предложения Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru будет значительно превышать объем спроса Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru - возникает избытоктоваров и услуг.

Наоборот, если равновесная цена от Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ruотклонилась до Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru , в этом случае объем предложения Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru будет значительно ниже объема спроса Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru - возникает дефициттоваров и услуг.

Устойчивое равновесие достигается тогда, когда отклонения цен спроса от цен предложения постепенно погашаются, стремясь к равновесной цене, а объем предложения приспосабливается к объему спроса.

Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным. Устойчивое равновесие, в свою очередь, бывает абсолютным и относительным. Абсолютное равновесие имеет место в случае установления единой равновесной цены, относительное – при небольших отклонениях от нее.

Если равновесие достигается лишь в определенных пределах колебания цены, то говорят о локальной устойчивости. Но при этом устойчивость достигается лишь в определенном интервале. Если же равновесие устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены, то устойчивость носит глобальный характер.

Установление равновесия может происходить в результате циклических колебаний. Если колебания носят затухающий характер, равновесие устанавливается по истечении времени. Если колебания носят равномерный или взрывной характер, то цена равновесия не формируется.

Для характеристики влияния изменения цены на поведение покупателей и производителей используется понятие “эластичность”, которое можно определить как степень реакции одной величины на изменение другой.

Эластичность спроса по цене или ценовая эластичность показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1 процент.

Принято различать три варианта ценовой эластичности спроса:

· эластичный спрос, когда при незначительном снижении цены объем продаж значительно возрастает;

· единичная эластичность, когда изменение цены, выраженное в процентах, равно проценту изменения объема продаж;

· неэластичный спрос, когда вслед за изменением цены не происходит существенного изменения продаж.

Эластичность можно измерить с помощью коэффициента эластичности:

Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru

В случае эластичного спроса, когда прирост объема продаж (в %) превышает уменьшение цены (в %), величина коэффициента эластичности превышает единицу - Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru > 1; при неэластичном спросе, наоборот, Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru < 1; при единичной эластичности - Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru = 1.

Графически интерпретацию спроса с различной эластичностью можно представить следующим способом (рис. 10).

Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru

Рис. 10. Графически интерпретацию спроса с различной эластичностью

Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то Е = 0, случай абсолютной неэластичности. Если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то Е = ∞, случай абсолютной эластичности (рис. 11).

Факторы, влияющие на эластичность:

1. Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.

2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

3. Размер дохода.

4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на него эластичен) или предметом необходимости (спрос неэластичен).

5. Размер запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

6. Ожидания потребителя: спрос на товары в долгосрочном периоде будет эластичен.

Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru

Рис. 11. Экстремальные случаи эластичности спроса:

а)абсолютно эластичный; б) абсолютно эластичный

Нормальные товары имеют положительную эластичность спроса по доходу. Положительная эластичность спроса по доходу подразумевает, что увеличение в доходе (при прочих равных условиях) сопровождается увеличением объема покупок.

Для товаров первой необходимости, потребление которых не чувствительно к изменению доходов, эластичность спроса по доходу будет между нулём и единицей, т.е. спрос на них растёт медленнее роста доходов. |

Предметы роскоши - это товары, эластичность спроса на ко­торые по доходу больше единицы и увеличивается при росте дохода, т.е. спрос на них опережает рост доходов.

Товары низшей категории имеют отрицательную эластичность спроса по доходу. Отрицательная эластичность спроса по доходу подразумевает обратное отношение между доходами и объемом по­купок.

Перекрёстная эластичность спроса измеряет процентное изменение в количестве купленного товара X в ответ на изменение в цене какого-то другого товара Y на 1 %.

Величина перекрестной эластичности спроса может быть положительной, отрицательной и нулевой.

Для взаимозаменяемых товаров перекрёстная эластичность спроса будет положительной. Как бы не менялась цена одного товара, при прочих равных условиях, величины спроса на другой изменяется в том же направлении. Это означает, что увеличение цены одного товара ведёт к увеличению объёма покупок другого товара. Чем больше взаимозаменяемость двух товаров, тем больше величина перекрёстной эластичности спроса.

Комплементарные товары (взаимодополняющие) - это такие товары, которые взаимно усиливают удовлетворение от их потребления,они имеют отрицательную перекрестную эластичность спроса.

Независимые товары. Если два товара не являются ни заме­нителями, ни комплементарными, их перекрестная эластичность равна нулю.Это означает, что объем потребления одного продукта не зависит от цены на другой.

Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1 %.

Измерение эластичности предложения производится с помощью коэффициента эластичности предложения, который рассчитывается как отношение процентного изменения объема предлагаемой продукции к процентному изменению цены:

Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru

Варианты эластичности предложения:

· эластичное предложение - Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru > 1;

· неэластичное предложение - Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru < 1;

· предложение единичной эластичности - Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru =1.

Графическая интерпретация эластичности предложения выражается следующим образом (рис. 12):

Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru

Рис. 12. Кривые предложения с различной степенью эластичности

На эластичность предложения влияют различные факторы:

· цены на сырье;

· уровень заработной платы;

· ставки банковского процента;

· наличие резервных производственных мощностей, характер продукции и пр.

Заключительный тестовый контроль:

1. Если на рынке товара существует конкуренция, то в результате взаимодействия спроса и предложения:

1. на рынке обеспечивается справедливое распределение товара между потребителями

2. производители имеют возможность продать всю выпускаемую ими продукцию

@3. устанавливается рыночное равновесие

4. на рынке возникает затоваривание (избыток товара)

5. на рынке возникает дефицит товара

2. Равновесная цена на рынке товара – это цена:

1. по которой производители могут продать наибольшее количество своей продукции

2. которая наиболее выгодна потребителям

@3. при которой объем спроса будет равен объему предложения

4. которая покрывает затраты производителей на производство товара

5. по которой потребители могут приобрести наибольшее количество продукции

3. Если цена на рынке установится на уровне ниже равновесной цены, то:

@1. на рынке возникает дефицит товаров

2. на рынке возникает затоваривание

3. предложение товара уменьшится

4. увеличится спрос на товар

5. потребитель не отреагирует

4. Закон предложения выражает:

@1. прямую связь между ценой и количеством продаваемого товара

2. обратную связь между ценой и количеством продаваемого товара

3. связь между эластичными и неэластичными товарами

4. меру эластичности каждого товара

5. меру удовлетворенности потребителя

5. Кривая спроса:

@1. показывает, что потребители склонны покупать больше по низким ценам

2. показывает, что потребители склонны покупать больше по высоким ценам

3. одинакова для всех продуктов и услуг

4. устанавливает связь между ценой товара и его предложением

5. это график статистической зависимости, который разрабатывается статистикой

6. Типичная кривая спроса:

@1. идет вниз слева направо

2. идет вниз справа налево

3. обычно это прямая линия

4. всегда кривая линия

5. всегда извилистая линия

7. При прочих равных условиях увеличение спроса:

@1. вызовет рост рыночной цены

2. вызовет падение рыночной цены

3. не изменит цену

4. приведет к увеличению предложения

5. вызовет рост рыночной цены, а затем ее снижение

8. При прочих равных условиях увеличение предложения:

1. увеличит рыночную цену

2. не изменит цену

3. приведет к увеличению спроса

@4. снизит рыночную цену

5. вызовет рост рыночной цены, а затем ее снижение

9. Если цена товара выше точки пересечения кривой спроса и кривой предложения, то возникает:

@1. избыток товара

2. дефицит товара

3. формируется рынок покупателя

4. увеличение потребления других товаров

5. все варианты неверны

10. Эластичность спроса по цене показывает:

1. относительное изменение спроса на товар при относительном изменении доходов покупателей

2. зависимость спроса на товар от определяющих его факторов

3. как изменится спрос на товар в ответ на изменение предложения этого товара

@4. на сколько изменится объем спроса в ответ на изменение цены товара

5. уровень удовлетворенности потребителя

11. Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется в:

1. падении объема предложения

@2. росте объема предложения

3. росте объема спроса

4. увеличении потребителей

5. нет правильных ответов

12. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

1. объем произведенных товаров и услуг удовлетворяет потребности потребителя

2. объем произведенных товаров и услуг соответствует возможностям производителя

3. цена равна издержкам плюс прибыль

@4. объем предложения равен объему спроса

5. все ответы правильные

13. Сокращение предложения товара ведет к увеличению:

1. спроса на взаимодополняемые товары

@2. спроса на взаимозаменяемые товары

3. общей выручки продавца, если спрос на товар является неэластичным по доходу

4. общей выручки продавца, если спрос на товар является эластичным по цене

5. спроса на этот товар

14. Если однопроцентное сокращение цена на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос:

1. абсолютно эластичный

2. неэластичный

3. абсолютно неэластичный

@4. эластичный

5. единичной эластичности

15. Повышение количества товара при повышении цены – это кривая:

@1. предложения

2. равновесного состояния

3. развития производства

4. инфляции

5. стагнации

16. Регулировать величину спроса можно путем:

1. влияния на прибыль производителя

2. регулирования уровня цен на рынке

@3. влияния на доходы потребителя

4. изменения числа потребителей товара

5. все вышеизложенное

17. Регулировать величину предложения можно путем:

1. ограничения цен на товары и услуги

@2. влияния на прибыль производителя

3. влияния на доходы потребителя

4. изменения числа потребителей товара

5. все вышеизложенное

18. Увеличение спроса в условиях рыночной экономики ведет к:

1. увеличению цены на товар

2. увеличению цены на товар и снижению предложения

3. снижению цены на товар и росту предложения

@4. увеличению цены на товар и росту предложения

5. правильных утверждений нет

19. Точка пересечения кривых спроса и предложении именуется точкой:

1. удовлетворения спроса

2. удовлетворения предложения

3. соотношения спроса и предложения

4. эффективности рынка

@5. равновесия спроса и предложения

20. В случае, если, несмотря на изменения цены товара, общая выручка не изменяется, коэффициент ценовой эластичности:

1. равен 0

2. равен бесконечности

@3. равен 1

4. больше 1

5. меньше 1

Упражнения:

1. Каждому понятию, приведенному в группе «А», подберите соответствующее определение из группы «Б».

Группа «А» Группа «Б»
1. Рынок а. Предельная полезность от потребления каждой последующей единицы товара уменьшается.
2. Предложение б. При неизменности всех прочих факторов на рынке увеличение цены товара приводит к уменьшению объема спроса на товар, и наоборот.
3. Объем спроса в. Изменение количества товара, который готовы купить потреби­тели по каждой конкретной цене из ряда возможных на рынке.
4. Объем предложения г. Изменение количества товара, который продавцы готовы предложить на рынке, вызванное соответствующим изменени­ем цены товара.
5. Изменение объема спроса д. При уменьшении цены товара потребитель может купить большее количество данного товара, не уменьшая потребление других.
6. Изменение объема предложения е. При неизменности всех прочих факторов на рынке увеличение цены товара приводит к увеличению данного товара, и наоборот.
7. Закон спроса ж. Изменение количества товара, который готовы купить потреби­тели, вызванное соответствующим изменением цены товара.
8. Принцип убывающей предельной полезности з. Зависимость между количеством товара, который готовы купить потребители, и ценой товара при прочих равных условиях.
9. Эффект дохода и. При уменьшении цены данного товара потребитель склонен уве­личивать его потребление вместо аналогичных товаров, которые становятся относительно дороже.
10. Эффект замещения к. Количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по определенной цене при прочих равных условиях.
11. Изменение спроса л. Механизм, посредством которого осуществляется взаимосвязь производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) и определяется цена товара и требуемое его количество.
12. Неценовые факторы изменения спроса м. Зависимость между количеством товара, который продавцы го­товы предложить на рынке, и ценой товара при прочих равных условиях.
13. Закон предложения н. Цены на сопряженные товары: доход потребителей: потреби­тельские ожидания: количество потребителей на рынке: потре­бительские предпочтения.
14. Изменение предложения о. Состояние рынка, при котором объем спроса на товар равен объему предложения данного товара.
15. Неценовые факторы изменения п. Пары товаров, для которых увеличение цены одного товара приводит к увеличению спроса на другой, и наоборот.
16. Рыночное равновесие р. Пары товаров, для которых увеличение цены одного товара приводит к уменьшению спроса на другой, и наоборот.
17. Взаимозаменяемые товары с. Количество товара, который готовы купить потребители по оп­ределенной цене при равных условиях.
18. Взаимодополняющие товары т. Изменение количество товара, который продавцы готовы пред­ложить на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных на рынке.
19. Спрос у. Цены на производительные ресурсы, ожидания продавцов относительно изменения цены товара: цены на другие товары: тех­нология производства: налоги и дотации; количество продавцов на рынке.  

2. Рассчитайте коэффициент эластичности спроса по цене.

Если цена на продукт увеличивается с 1,5 тыс.руб. до 1,6 тыс.руб., то величина спроса снижается с 100 до 90 шт.

а) Чему равна эластичность спроса по цене?

б) Является ли спрос эластичным?

3. Ниже приведены данные об объемах спроса и предложения при различных значениях цены данного товара:

P Qd Qs Сумма выручки
 

Подсчитайте сумму выручки для всех значений цены.

а) если цена товара 6 тыс. руб. за единицу, то сколько единиц товара будет предложено к продаже? Сколько единиц люди захотят купить? Сколько в действительности будет продано товара?

б) если цена товара повысится до 12 тыс. руб. за единицу, то сколько
еди­ниц товара будет предложено к продаже? Каков будет объем спроса? Сколько единиц в этом случае будет продано?

4. Даны уравнение функции спроса на товар «X»:

Qd = 8 – 2Р и уравнение функции предложения Qs = – 7 + 3Р.

Определите равновесные цену и объем.

5. Запланированы следующие месячные показатели рыночного спроса и предложения на товар А.

Р руб /шт. 12,0 11,0 10,5 9,5 8,5 8,0 7,0
S тыс. шт. 6,5 5,5
D, тыс. шт. 4,5 7,3 8,8 10,2

а) изобразите на одном графике кривые спроса D и предложения S и покажите величины ожидаемой цены Р и объема продажи Q;

б) налог на добавленную стоимость растет. Покажите с помощью пунктирной линии на графике, какие предполагаемые последствия это может иметь для спроса.

6. Функция спроса населения на данный товар Qd = 7 – Р. Функ­ция предложения – Qs = – 5 + 2Р. Предположим, что на товар уста­навливают фиксированную цену на уровне 3 руб. за единицу. Опре­делить объем продаж и объем неудовлетворенного спроса (дефици­та).

Темы рефератов

1. Развитие рыночного механизма в экономике России.

2. Виды эластичности спроса и предложения и их характеристика.

3. Роль и значение конкуренции для экономики России.

4. Особенности монополизма в экономике России.

5. Антимонопольное регулирование в странах с развитой экономикой и России.

Тема 4. Теория потребительского поведения.

Основные изучаемые вопросы:

1. Понятие “полезность блага”.

2. Потребительский выбор.

3. Бюджетные ограничения.

4. Кривые безразличия.

Мотивационная характеристика темы:

Все мы ежедневно стоим перед необходимостью удовлетворять свои потребности, делая экономический выбор, отдавая предпочтение тем или иным благам в зависимости от их полезности.

В условиях рынка потребности людей выступают в форме платежеспособного спроса – потребностей, обеспеченных денежными ресурсами.

Рыночный спрос представляет собой сумму спросов, предъявляемых отдельными потребителями.

Процесс формирования спроса со стороны отдельного покупателя на разные блага называется потребительским поведением или потребительским выбором.

Экономическая наука исходит из того, что потребители ведут себя на рынке рационально. Сочетание наших потребностей и цены товара делает нас рациональными потребителями. Рационально — значит стремиться достичь максимального результата при ог­раниченных возможностях.

Главным ограничением для любого потре­бителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т.е. располагаемая по­требителем сумма денег) ограничен, покупатель вынужден пос­тоянно совершать выбориз огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке.

Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести на­илучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе, стремясь достичь максимально возможной степени удовлетворения потребностей.

Основные категории и понятия

Полезность блага. Потребительский выбор. Общая полезность. Предельная полезность. Кривая предельной полезности.Потребительское равновесие. Бюджетное ограничение. Кривые безразличия. Эффект замещения. Эффект дохода. Товар Гиффена. Взаимодополняемые блага.Взаимозаменяемые блага.

Цели.

Общая цель:изучить понятия полезность блага, потребительский выбор, потребительское равновесие, бюджетное ограничение, кривые безразличия, эффект замещения и дохода, взаимодополняемые и взаимозаменяемые блага.

Конкретные цели:

Знать Уметь
1. Основные термины и понятия по теме “Теория потребительского поведения”. 1. Объяснить закономерности потребительского поведения. 2. Оперировать основными терминами и понятиями по теме “Теория потребительского поведения”.

Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:

1. Сформулируйте понятие полезность блага, общая и предельная полезность.

2. Представьте пример и объясните график кривой предельной полезности блага.

3. Объясните понятие “потребительский выбор” и “потребительское равновесие”.

4. Объясните связь между поведением потребителя и бюджетными ограничениями.

5. Представьте пример и объясните на графике суть бюджетной линией потребителя.

6. Объясните поведение потребителя с позиции кривой безразличия.

Базисный тестовый контроль:

1. Полезность – это:

@1. суждение о ценности того или иного блага

2. затраченный труд на производство потребительной стоимости

3. цена, по которой предлагается товар

4. уровень удовлетворенности потребителя

5. объем проданного товара

2. Чтобы максимизировать полезность, потребитель должен:

1. израсходовать весь доход на потребление

@2. распределить доход так, чтобы предельная полезность каждого товара в расчете на одну денежную единицу была одинаковой

3. израсходовать свой доход так, чтобы общая полезность каждого товара в расчете на одну денежную единицу была одинаковой

4. оптимизировать приобретение товаров краткосрочного и долгосрочного пользования

5. удовлетворить свою потребность

3. Увеличение дохода потребителя графически выражается в:

1. параллельном сдвиге бюджетной линии влево

2. увеличении наклона бюджетной линии

3. изменении наклона бюджетной линии

@4. параллельном сдвиге бюджетной линии вправо

5. уменьшении наклона бюджетной линии

4. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать полезность:

@1. предельную

2. среднюю

3. общую

4. каждую из перечисленных величин

5. нет правильных ответов

5. Потребительское равновесие на карте безразличия – это:

1. любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия

2. любая точка на самой высокой из кривых безразличия

@3. та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия

4. любая точка, расположенная на бюджетной линии

5. любая точка, расположенная на пространстве, ограниченном бюджетной линией

6. Кривая безразличия – это геометрическое место точек:

1. отражающих спрос на взаимозаменяемые экономические блага

2. соответствующих экономическим благам, взаимная замена которых одинаково полезна для потребителей

3. отражающих взаимозависимость цен двух благ и наборов благ

@4. соответствующих набором благ одинаковой суммарной полезности

5. соответствующих набором благ различной суммарной полезности

7. Закон убывающей предельной полезности означает, что:

1. отношение предельных полезностей к ценам на предметы роскоши меньше, чем на товары первой необходимости

@2. полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров

3. отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров

4. полезность приобретаемых товаров убывает по мере увеличения дохода потребителя

5. ни один из ответов не является верным

8. Чтобы оказаться в положении равновесия (в точке оптимума) потребитель должен:

1. не покупать недоброкачественных товаров

2. быть уверенным, что цены всех приобретаемых им товаров пропорциональны общим полезностям

3. быть уверенным, что цена каждого товара равна предельной полезности денег

@4. распределять доход таким образом, чтобы последний рубль, истраченный на покупку какого-либо товара, приносил такой же прирост полезности, как и рубль, истраченный на покупку другого товара

5. распределить свой доход соответственно ассортименту товаров

9. При росте доходов потребителей падает спрос на товары:

1. первой необходимости

2. входящие в потребительскую корзину

3. роскоши

4. товары с единичной эластичностью спроса

@5. низкого качества

10. Готовность покупать дополнительные единицы производимого товара только по более низкой цене лучше всего объясняет:

1. эффект замещения

2. принцип убывающей предельной полезности

@3. эффект дохода

4. закон предложения

5. закон спроса

Учебная задача 1.

Определите возможную комбинацию товаров при доходе потребителя в 170 рублей, цене товара А равной 25 рублей, а товара Б 15 рублей.

Учебная задача 2.

Предпочтения потребителя имеют следующий вид:

Количество ед. товара, шт. 1 2 3 4 5

Общая полезность 100 120 130 145 153

Определите предельную полезность потребления третьей единицы блага.

Учебная задача 3.

Ответьте на следующие вопросы, касающиеся приведённого ниже графика:

а) Если доход потребителя 30 тыс. руб., какова цена товара X? Товара Y?

б) Какова предельная норма замещения товара X товаром Y в точке А?

Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цен. - student2.ru

Ориентировочная основа деятельности:

Главным фактором, определяющим потребительский выбор, является полезность того или иного блага.

Наши рекомендации