Механизм действия фискальной политики в ходе циклического развития экономики
Фискальная политика может быть использована как инструмент стабилизации экономики.
Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу и понизить темпы инфляции.
В зависимости от фазы экономического цикла могут проводиться следующие виды фискальной политики:
в условиях экономического спада и депрессии производства проводится стимулирующая фискальная политика. Основными инструментами проведения этой политики выступают:
а) рост G;
б) снижение Т’ (уровня налогообложения);
в) одновременно повышается ↑G и понижается ↓Т’.
Стимулирующая фискальная политика проводится в экономике, работающей в рамках горизонтального отрезка кривой AS (см. рис. 10.5).
Для увеличения объема производства и занятости государство может стимулировать АD, т.е. при недостатке частного потребления государство повышает G. В результате проведения стимулирующей фискальной политики, как правило, возникает дефицит государственного бюджета.
в условиях экономического подъема и избыточного AD (вертикальный отрезок AS) проводится сдерживающая фискальная политика
Цель – ограничение уровня АD осуществляется за счет:
а) понижения G;
б) повышения Т ΄;
в) одновременного понижения G, повышения Т ΄.
Высокий уровень цен (Р) не стимулирует повышение инвестиционных расходов, т.к. высокая инфляция не стимулирует сбережения и накопления. Снижение ↓G и ↑T ΄ приводит к снижению AD с АD0 до АD1 уровень и к снижению цен (с Р0 по Р1 уровень), что ведет к стабилизации цен.
Сдерживающая фискальная политика ориентируется на достижении избытка госбюджета.
Предпочтение тому или иному набору инструментов проведения фискальной политики зависит от:
размера государственного сектора;концептуального подхода к макроэкономике в целом.
Так, кейнсианский подход ориентируется на активное государственное вмешательство, а классический подход (монетаризм, теория экономики предложения) исходит из того, что государство не должно вмешиваться в экономику, а должно лишь понижать Т΄;
стабилизирующая фискальная политика проводится, как правило, в экономике, где нет четко выраженной проблемы инфляции и безработицы. Проводится стабилизирующая фискальная политика посредством ориентации на стабильный уровень G и Т ΄.
Коммерческие банке: строение и сделки и их отражение в балансе
Все операции КБ делятся на: активные и пассивные и отражаются в балансе.С точки зрения макроэкономики значимость анализа баланса КБ предопределяется тем, что баланс показывает механизм увеличения безналичного денежного предложения (Ь1), которое влияет на объем АD и ЧНП.Баланс КБ – это сводная итоговая таблица, в которой отражены обобщенные статьи, характеризующие активные и пассивные операции на определенную дату.
Активы и пассивы располагаются в соответствии с общемировой практикой группировки, а именно: активные операции расположены в порядке убывания уровня ликвидности актива; статьи пассивов расположены в порядке убывания срочности погашения обязательств перед клиентами. Баланс печатается в открытой печати после утверждения его независимой аудиторской проверкой.
Упрощенный баланс КБ
Активные операции (использование ресурсов) | Пассивные операции (обязательства и собственный капитал) |
1. Касса (2-3% от актива). 2. Ссуды: а) для физических лиц; б) для юридических лиц. 3. Резервы коммерческих банков. 4. Основной капитал банка (покупка здания, банковское оборудование). 5. Покупка ценных бумаг других элементов и др. | 1. Кредиты ЦБ. 2. Выпуск и продажа ценных бумаг. 3. Депозиты: а) юридических лиц; б) физических лиц. 4. Межбанковские ресурсы. 5. Собственные капитал: - уставный фонд; - резервный и т.д. |
Все сделки КБ делятся на сделки, которые:
1. Увеличивают денежное предложение.
2. Уменьшают денежное предложение.
3. Сделки, не влияющие на объем денежного предложения.
Организация КБ начинается со сделки № 1. Сделка № 1. Организация КБ.
Сформировав достаточный уровень уставного капитала, КБ может сформировать свои ресурсы и за счет привлечения капитала посредством выпуска и продажи собственных акций. Пусть объем эмиссии ценных бумаг составляет 100 единиц, тогда продажа этого объема акций отразится следующим образом на балансе КБ:
Сделка № 2. Приобретение собственности и банковского оборудования.
Пусть на 90 единиц средств, которые есть в кассе, КБ приобретает банковское оборудование, оставив при этом 10 единиц кассовой наличности. В результате структура активов изменится, следующим образом:
Сделка № 3. Прием вкладов или депозитов.
У КБ всегда присутствуют три типа сделок:
-прием средств на депозит;
-выдача кредитов;
-осуществление расчетов между предприятиями по их поручению.
Сделка № 4. Отчисление в резерв страховых взносов.
Пусть норма резервирования () по всем типам депозитов КБ составляет 20 %. Тогда обязательная сумма резервирования будет составлять 20 % от размера депозита, т.е. 50*0,2=10 ед. Сделка № 5. Расчеты чеком.
27.Цели, содержание и инструменты ДКП.
Классическая экономическая теория и особенно монетаристы рассматривают ДКП в качестве главного инструмента регулирования макроэкономики.
ДКП – это совокупность мер, направленных на расширение или сужение объема ликвидных средств, а также объема кредитования в экономике с целью изменения спроса и предложения кредитных ресурсов или ссудного капитала.
Основными инструментами проведения ДКП выступают:
прямые инструменты ДКП в форме:
установления норм обязательных страховых резервов для депозитных учреждений;
различных селективных (избирательных) мер, направленных на изменение спроса и предложения кредитных ресурсов для отдельных субъектов на финансовом рынке.
косвенные (экономические) инструменты ДКП:
учетная (дисконтная) политика;
операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.
Экономические инструменты ДКП (косвенные) сводятся к следующим:
Учетная (дисконтная) политика основана на покупке векселей коммерческих банков центральным банком, из стоимости которых вычитается учетный процент (дисконт), как плата за кредит ЦБ.
Изменение учетного процента влияет на размер переучета векселей и объема кредитования коммерческими банками предприятий и организаций. Другими словами, учетный процент – это цена, по которой ЦБ продает кредитные ресурсы коммерческим банкам.
Чем выше учетный процент, тем ниже спрос на централизованные кредитные ресурсы ЦБ со стороны коммерческих банков и меньше объем кредитования хозяйствующих субъектов.
Официальные процентные ставки учетного процента зависят от уровня инфляции, а также от содержания проводимой экономической политики.
От величины учетной ставки зависит также содержание проводимой валютной политики. Высокие положительные процентные ставки способствуют активному перемещению горячих денег из стран с низкими процентными ставками.
Превышение предложения иностранной валюты над темпами предложения национальной будет способствовать повышению курса национальной денежной единицы.
Учетный процент непосредственно сказывается на ставке процента по депозитам и на уровне процента по выдаваемым кредитам.
Помимо учетной ставки учетная политика включает в себя установление ломбардной ставки.
Ломбардная ставка – это процент, по которому ЦБ предоставляет кредитные ресурсы под залог ценных бумаг высоколиквидных эмитентов. Эта ставка всегда выше на несколько пунктов, чем учетная ставка, т.к. здесь выше риск невозврата предоставленных кредитных ресурсов.
Вторым инструментом ДКП выступают операции с государственными ценными бумагами. Спрос и предложение кредитных ресурсов можно регулировать посредством изменения объема продаж государственных ценных бумаг.
Административные методы ДКП (прямые) реализуются в форме установления норм обязательных страховых резервов. Как метод ДКП этот инструмент стал использоваться с 30-х гг. XX в. Первоначально резервирование КБ выполняло функцию страхования привлеченных средств на депозит, т.е. как гарантия возврата вклада клиенту.
для банка устанавливается объект резервирования и обязательная норма резервирования (R’), а общая сумма обязательного резервирования подсчитывается
DxR’= ∑ R, где
D – депозит;
R’ – норма резервирования;
∑R – обязательный резерв.