А. Правило равенства предельных издержек и придельного дохода как универсальный рецепт максимизации прибыли

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Почему правило MR = MC одинаково применимо и к условиям совершенной, и к условиям несовершенной конкуренции?

· Допустим, предприниматель К.К. Шустрик, производящий и продающий вяленую воблу в Самаре, обдумывает возможность начать сбывать свою продукцию во всем Поволжье, а если дело пойдет хорошо, то и по всей России. Можно ли с помощью правила MR = MC решить, как далеко ему следует распространить свою торговлю за пределы родного города?

· Как изменятся предельные издержки при удалении от места производства? Как изменятся предельные доходы?

· Допустим, предприниматель С.С. Заливала обдумывает план рекламной кампании выпускаемого им средства для похудания. Опишите с позиций правила MR = MC принципы выбора оптимального размера средств, которые ему надо отпустить на проведение рекламы (бюджет кампании).

· Какие еще сферы применения правила MR = MC вы можете предложить?

· Существуют ли области коммерческой деятельности, где оно неприменимо?

Б. Дифференциация продукта

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Найдите реальный пример дифференциации продукта из российской или международной практики. Какими методами была достигнута дифференциация? В чем, с точки зрения потребителей, состоят принципиальные отличия данного дифференцированного продукта от недифференцированных и преимущества использования именно его, а не других товаров?

· Опишите плюсы и минусы для предприятия, вызванные дифференциацией ее продуктов.

· Возможно ли копирование данного дифференцированного продукта конкурентами? Насколько близки к данному продукту аналоги, выпускаемые другими фирмами? Существует ли, на ваш взгляд, сильная перекрестная эластичность спроса между данным и конкурирующими продуктами?

· Распространите ваш анализ на всю отрасль. Насколько дифференцированным является совокупное предложение отрасли? Как отражается дифференциация продукции на остроте конкурентной борьбы в отрасли? Какие формы она приобретает?

В. Телевизионная реклама

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Проведите анализ телевизионной рекламы за 1—2 дня. Соответствует ли увиденная вами реклама теоретическим принципам рекламирования товаров?

· Опишите основные количественные характеристики рекламы (соотношение рекламы российских и иностранных продуктов, отраслевая структура рекламы, частота повторения роликов).

· На кого ориентирована реклама (попытайтесь определить целевые аудитории клипов)? Какие приемы использованы в роликах, чтобы завоевать симпатии «своего» зрителя? Всегда ли положительно будут реагировать на них клиенты, относящиеся к «чужим» целевым группам?

· Спрогнозируйте коммерческую эффективность нескольких клипов. Можно ли ставить знак равенства между художественным совершенством и коммерческой эффективностью клипов?

· Как проявляются достоинства и недостатки рекламы в ее российском варианте?

Г. Свободное эссе по проблемам монополистической конкуренции. Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.

ОЛИГОПОЛИЯ

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Опишите особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль?

2. Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. Всегда ли оно достигается?

3. Перечислите основные разновидности олигополии.

4. Каково поведение фирм в случае нескоординированной олигополии?

5. Почему утрата гибкости цен в силу олигополизации рынка оказывает большое влияние на экономику? Какая трактовка этого феномена (марксистская или маржиналистская) кажется вам более реалистичной?

6. Какой уровень цен, объема выпуска продукции и прибыли складывается в условиях господства картелей?

7. Что такое синдикаты? Опишите роль картельных соглашений в царской России и в современных условиях в нашей стране.

8. Опишите системы «лидерства в ценах» и «издержки плюс». Наблюдались ли они в СССР и имеют ли распространение в современной России?

9. Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка?

Б. Объясните, почему монополистическая конкуренция возникает только при дифференцированном продукте, а олигополия и при дифференцированном и при однородном продукте.

Тесты и задача

Тест Обоснование
1. Олигополистическая структуранаиболее характерна для следующей сферы: а) производство и продажа одежды; б) производство сельскохозяйственной продукции; в) автомобилестроение; жилищное строительство.  
2. Кривая спроса в условиях олигополии является: а) абсолютно неэластичной; б) абсолютно эластичной; в) ломаной; г) имеет разрыв; д) неэластичной.  
3. В число допущений, положенных в основу модели Курно, не входит: а) рассмотрение олигополии, состоящей только из двух фирм; б) постоянство предельных издержек; в) наличие информации о планах выпуска продукции конкурентом; г) координация действий конкурентов; б) все перечисленное входит в число допущений.  
4. Негибкость цен при нескоординированной олигополии связана с: а) сговором олигополистов; б) ломаным характером кривой спроса; в) неэластичностью спроса; г) абсолютной неэластичностью спроса; ж) иными причинами (указать).  
5. Картелеподобная структура рынка предполагает: а) соблюдение всеми конкурентами негласных правил; б) согласование всех действий олигополистов; в) полное отсутствие какой-либо координации действий олигополистов; г) территориальный раздел рынков; д) введение фиксированных квот производства для каждой фирмы.  
6. В типовое картельное соглашение не входит: а) территориальный раздел рынков; б) введение фиксированных квот производства для каждой фирмы; в) установление единых цен; г) проведение единой политики по закупке ресурсов (единые ставки зарплаты и т.п.); д) установление долей общей прибыли картеля, причитающихся каждому участнику.  
7. К числу разновидностей олигополии не относится: а) дифференцированная олигополия; б) картель; в) нескоординированная олигополия; г) картелеподобная структура рынка; д) относится все.  
8. В сфере производства и цен картель проводит политику, сходную с той, которая существует на рынке: а) совершенной конкуренции; б) монополистической конкуренции; в) нескоординированной олигополии; г) монополии; д) все перечисленное неверно.  
9. Наиболее эффективное распределение ресурсов потенциально способна обеспечивать: а) монополия; б) монополистическая конкуренция; в) совершенная конкуренция; г) олигополия;  

Задача № 1. В условиях дуополистического картеля рыночный спрос задается соотношением D = 300–P. Обе фирмы одинаковы по размерам и имеют постоянные предельные издержки, равные 10. Определить объем производства каждой фирмы.

Задача № 2.Спрос на продукцию олигополиста и его предельный доход характеризуется следующим графиком. Предположим, что он снижает цены от уровня Р1 и, начиная с некоторого уровня PN, конкуренты отвечают на это снижением собственных цен.

Наши рекомендации