Тема 2. Теории современной смешанной экономики, её законов и категорий

Вопросы для подготовки к занятиям, для обсуждения и дискуссий

1. Взаимодействие производительных сил с производственными отношениями и формы общественного производства.Смешанная экономика. Переходная экономика.

2. Рыночная экономика. Законы рынка.Функции рынка и государства в экономике.

3. Кругооборот ресурсов, продуктов и доходов в смешанной экономике.

4. Категории рынка. Трудовая теория стоимости товара и добавленной стоимости А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса. Теорема эквивалентности Рикардо.

5. Теория предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности.

6. Особенности и проблемы формирования рынка и открытой экономики в России.

Задания для самостоятельной работы

Темы эссе, докладов, рефератов, сообщений

1. Рыночные и нерыночные экономические агенты.

2. Противоречия товарного производства как фактор его развития.

3. Рынок и собственность.

Вопросы для самопроверки

1. В чём причины возникновения товарного производства?

2. В каких формах возможно обособление производителей?

3. В чём причины сохранения рынка в социалистическом Китае?

4. Какова роль рынка в системе экономических отношений?

5. Дайте характеристику «свободному рынку».

6. Чем объясняется появление рынка чистой монополии?

7. В чём преимущества и недостатки рынка?

8. Охарактеризуйте основные свойства товара.

9. Чем отличается марксистская теория стоимости товара от теории предельной полезности?

10. Что понимается под абстрактным трудом?

11. Почему 4 кг зерна обмениваются на 1 м тканей, а не на 2 или 4 м?

12. Как связаны между собой стоимость товара, производительность и интенсивность труда?

13. Проанализируйте исторический процесс появления денег.

14. В чём сущность закона денежного обращения?

15. В России наивысшей ликвидностью обладают деньги в следующем агрегате: а) М0; б) М1; в) М2; г) М3; д) L.

16. Что понимается под товарным фетишизмом?

17. Чем отличаются: а) живой труд от прошлого, б) простой труд от сложного, в) индивидуальная стоимость товара от общественной его стоимости, г) стоимость товара от величины его стоимости?

18. Величина стоимости товара определяется затратами: а) абстрактного труда; б) денег; в) валюты; г) конкретного труда.

19. Золото стало всеобщим эквивалентом, так как оно обладает: а) высокой трудоёмкостью; б) высокой портативностью; в) потребительной стоимостью г) длительной сохраняемостью.

20. Количество денег, которое требуется для обращения, определяется: а) решениями парламента; б) суммой цен товаров; в) потребностями населения; г) решениями правления Госбанка.

21. Потребительная стоимость товара реализуется в процессе: а) купли-продажи; б) обмена; в) потребления; г) всё верно.

22. При выплате стипендии деньги выполняют функцию: а) мировых денег; б) средства платежа; в) средства обогащения; г) меры стоимости.

23. Стоимость товара создаётся трудом: а) конкретным; б) абстрактным; в) личным; г) частным.

24. Товарное производство – это производство благ для: а) личного потребления; б) потребления участниками производства; в) удовлетворения общественных потребностей; г) обмена.

25. Товарную природу денег обосновывает теория: а) количественная; б) металлистическая; в) монетаристская; г) кейнсианская.

26. Проанализируйте следующие утверждения: «Рынок решает всё»; «Рынок и обмен – синонимы»; «В современном мире определяющую роль играет рынок, а фирма подчинена исключительно потребителю»; «Рынок выполняет информационную функцию, а информация стоит денег»; «В современном мире все блага являются товарами»; «Способностью удовлетворять потребности людей обладают только продукты труда»; «Блага первой необходимости не должны быть товарами»; «Товар не всегда является продуктом труда»; «Деньги – это обычный товар»; «Современный студент может обходиться без наличных денег»; «В системе экономических отношений деньги играют определяющую роль».

Задачи

1. Заполните данную таблицу примерами соответствующих товаров.

Цель использования Время использования Потребительские товары Инвестиционные товары
Товары длительного пользования    
Товары краткосрочного пользования    

2. Составьте логическую схему процесса исследования товара.

3. Определите пути преобразования полевых цветов в товар.

4. Укажите название объекта, удовлетворяющего в самом общем смысле потребности студента: а) товар; б) продукт; в) благо; г) ресурс.

Наши рекомендации