Тема 2. Теории современной смешанной экономики, её законов и категорий
Вопросы для подготовки к занятиям, для обсуждения и дискуссий
1. Взаимодействие производительных сил с производственными отношениями и формы общественного производства.Смешанная экономика. Переходная экономика.
2. Рыночная экономика. Законы рынка.Функции рынка и государства в экономике.
3. Кругооборот ресурсов, продуктов и доходов в смешанной экономике.
4. Категории рынка. Трудовая теория стоимости товара и добавленной стоимости А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса. Теорема эквивалентности Рикардо.
5. Теория предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности.
6. Особенности и проблемы формирования рынка и открытой экономики в России.
Задания для самостоятельной работы
Темы эссе, докладов, рефератов, сообщений
1. Рыночные и нерыночные экономические агенты.
2. Противоречия товарного производства как фактор его развития.
3. Рынок и собственность.
Вопросы для самопроверки
1. В чём причины возникновения товарного производства?
2. В каких формах возможно обособление производителей?
3. В чём причины сохранения рынка в социалистическом Китае?
4. Какова роль рынка в системе экономических отношений?
5. Дайте характеристику «свободному рынку».
6. Чем объясняется появление рынка чистой монополии?
7. В чём преимущества и недостатки рынка?
8. Охарактеризуйте основные свойства товара.
9. Чем отличается марксистская теория стоимости товара от теории предельной полезности?
10. Что понимается под абстрактным трудом?
11. Почему 4 кг зерна обмениваются на 1 м тканей, а не на 2 или 4 м?
12. Как связаны между собой стоимость товара, производительность и интенсивность труда?
13. Проанализируйте исторический процесс появления денег.
14. В чём сущность закона денежного обращения?
15. В России наивысшей ликвидностью обладают деньги в следующем агрегате: а) М0; б) М1; в) М2; г) М3; д) L.
16. Что понимается под товарным фетишизмом?
17. Чем отличаются: а) живой труд от прошлого, б) простой труд от сложного, в) индивидуальная стоимость товара от общественной его стоимости, г) стоимость товара от величины его стоимости?
18. Величина стоимости товара определяется затратами: а) абстрактного труда; б) денег; в) валюты; г) конкретного труда.
19. Золото стало всеобщим эквивалентом, так как оно обладает: а) высокой трудоёмкостью; б) высокой портативностью; в) потребительной стоимостью г) длительной сохраняемостью.
20. Количество денег, которое требуется для обращения, определяется: а) решениями парламента; б) суммой цен товаров; в) потребностями населения; г) решениями правления Госбанка.
21. Потребительная стоимость товара реализуется в процессе: а) купли-продажи; б) обмена; в) потребления; г) всё верно.
22. При выплате стипендии деньги выполняют функцию: а) мировых денег; б) средства платежа; в) средства обогащения; г) меры стоимости.
23. Стоимость товара создаётся трудом: а) конкретным; б) абстрактным; в) личным; г) частным.
24. Товарное производство – это производство благ для: а) личного потребления; б) потребления участниками производства; в) удовлетворения общественных потребностей; г) обмена.
25. Товарную природу денег обосновывает теория: а) количественная; б) металлистическая; в) монетаристская; г) кейнсианская.
26. Проанализируйте следующие утверждения: «Рынок решает всё»; «Рынок и обмен – синонимы»; «В современном мире определяющую роль играет рынок, а фирма подчинена исключительно потребителю»; «Рынок выполняет информационную функцию, а информация стоит денег»; «В современном мире все блага являются товарами»; «Способностью удовлетворять потребности людей обладают только продукты труда»; «Блага первой необходимости не должны быть товарами»; «Товар не всегда является продуктом труда»; «Деньги – это обычный товар»; «Современный студент может обходиться без наличных денег»; «В системе экономических отношений деньги играют определяющую роль».
Задачи
1. Заполните данную таблицу примерами соответствующих товаров.
Цель использования Время использования | Потребительские товары | Инвестиционные товары |
Товары длительного пользования | ||
Товары краткосрочного пользования |
2. Составьте логическую схему процесса исследования товара.
3. Определите пути преобразования полевых цветов в товар.
4. Укажите название объекта, удовлетворяющего в самом общем смысле потребности студента: а) товар; б) продукт; в) благо; г) ресурс.