Возникновение американской школы маржинализма в трудах Дж. Б. Кларка
Джон Бейнс Кларк (1847 – 1938) – профессор Колумбийского университета, основатель американской школы маржинализма. Среди ряда его научных трудов выделяют работы «Философия богатства» (1886 г.) и «Распределение богатства» (1899 г.).
Дж. Б. Кларк разделил экономическую науку на три области:
· универсальная экономика – исследование общих законов производственной деятельности, в том числе закон предельной полезности, убывающей производительности труда и капитала, народонаселения;
· социально-экономическая статика – изучение равновесного состояния общества без учета процесса развития;
· социально-экономическая динамика – рассмотрение изменений экономических процессов и явлений во времени, причем динамический процесс изучается как результат исключительно внешнего воздействия.
В теории предельной производительности Дж. Б. Кларка каждый фактор производства (земля, труд, капитал) обладает соответствующей производительностью и создает доход, долю от которого и получает собственник фактора.
Дж. Б. Кларк сформулировал закон «убывающей предельной производительности». Он основан на трактовке закона убывающего плодородия почвы как универсального и звучит так: если хотя бы один фактор производства остается неизменным, то дополнительное приращение остальных факторов будет давать все меньший и меньший прирост продукции; то есть в процессе производства наблюдается убывающая производительность труда и капитала. Исходя из этого, Дж. Б. Кларк сформулировал также так называемый закон Кларка, по которому ценность (стоимость) продукта определяется суммой предельных полезностей его свойств.
Заработная плата, по мнению Дж. Б. Кларка, определяется «предельной производительностью труда» рабочих – производительность труда рабочего, относящегося к «зоне безразличия». Иными словами, при неизменном уровне вложений капитала существует предел («зона безразличия»), когда последний из нанятых рабочих не может обеспечить производство даже того количества продуктов, которое он присваивает себе. Далее увеличение численности рабочих ведет к падению производительности труда каждого нового работника.
Отсюда Дж. Б. Кларк сделал вывод о том, что размеры заработной платы зависят от производительности труда и от уровня занятости рабочих. Чем больше численность занятых рабочих, тем ниже будет производительность труда и размер заработной платы.
III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ТЕМА 12. Институционализм
Институционализм (с лат. institutio – «обычай, наставление») – направление экономической мысли, которое сформировалось в 20-30-е годы XX века в США. Термин «институционализм» был принят для обозначения системы взглядов на общество и экономику, в основе которой лежит категория института, составляющая костяк социально-экономических построений сторонников данного направления.
Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.
К причинам возникновения институционализма относят переход капитализма в монополистическую стадию, который сопровождался значительной централизацией производства и капитала, что и породило социальные противоречия в обществе.
Своё название рассматриваемое направление получило в связи с тем, что его сторонники активно использовали социальный элемент и интерпретировали экономические процессы с помощью неэкономических факторов, включая социально-политический, технологический, правовой, социально-психологический, этический и др. Такое сочетание различных факторов объясняется тем, что в области методологии институционалисты ориентируются не только на материалистическое начало, но одновременно и на субъективный идеализм в толковании общественных процессов. Институционалисты широко используют социологию, соединяя её с политэкономией, дополняя экономическую науку социологическими категориями. Идея синтеза социологического и экономического анализа лежит в основе их концепций.
Институциоиализм характеризуется следующими положениями:
· основа анализа – метод описания экономических явлений;
· объект анализа – эволюция социальной психологии;
· движущей силой экономики наряду с материальными факторами являются моральные, этические и правовые элементы в историческом развитии;
· трактовка социально-экономических явлений с точки зрения общественной психологии;
· неудовлетворение применением абстракций, присущих неоклассицизму;
· стремление к интеграции экономической науки с общественными науками;
· детальное количественное исследование явлений;
· защита проведения антимонопольной политики государства.
В развитии институционализма выделяют три этапа.
Первый этап – 20-30-е годы XX века; он характеризуется формированием основных положений институционализма; представителями этого этапа являются Г. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл.
Второй этап – середина XX века; изучались демографические проблемы, социально-экономические противоречия капитализма, была разработана теория профсоюзного движения; типичными представителями являются Дж. М. Кларк, А. Берли, Г. Минз.
Третий этап – 60-70-е годы XX века; этот этап называют неоинституционализмом, в котором экономические процессы ставятся в зависимость от технократии, а также объясняется значение экономических процессов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этапа являются Дж. Гэлбрейт, Р. Хайлбронер, Р, Коуз, О. Тоффлер.