Сущность и инфраструктура рынка
Товарное обращение неразрывно связано с рынком. Рынок есть категория товарного производства и обмена.
В современной экономической литературе встречается несколько определений рынка:
- рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена;
- рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов (иными словами, отношение спроса и предложения);
- рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Для ясного понимания рынка как экономической категории необходимо учитывать его роль в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
Рынок - это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда. При этом специфической социальной формой признания и учета затрат общественного труда товаропроизводителей на рынке являются деньги; т.е.
Во-первых, рынок - это не только место и процесс купли - продажи, т.е. обмена товара на деньги или товара на товар. Рынок - это одновременно система отношений между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, возникающих при покупке и продаже товаров. Такие отношения, являясь «невидимыми» для глаз, носят общественный (социальный) характер и поэтому называются социально-экономическими.
Во-вторых, полезность или значимость труда изготовителя товара получает свое окончательное признание только тогда, когда товар кем-то куплен и за него заплачены деньги (или он обменен на какой-либо другой товар). Если этого не происходит, то такой товар и труд, затраченный на его изготовление, оказываются ненужными и бесполезными.
Отсюда следует, что рынок представляет собой сферу отношений обмена между людьми, связанных с обменом товара на деньги и денег на товар, с признанием затраченного труда на создание вещи (услуги).
Рынок представляет собой способ связи обособленных товаропроизводителей на основе общественного разделения труда. Это проявляется в следующем:
1) рынок информирует товаровладельцев о состоянии дела во всех отраслях и сферах хозяйственной жизни;
2) он определяет общественную полезность товаров;
3) указывает направления и характер изменения производственных программ.
Сущность рынка раскрывается в его основных функциях.
Функциями рынка являются:
1. Ценообразующая - определение рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации;
2. Репродуктивная - обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса
3. Стимулирующая - побуждение производителей товаров и услуг к снижению индивидуальных расходов
4. Регулирующая - оказывающая влияние на соотношение между различными сферами и отраслями экономики, приведение в соответствие спроса и предложения, а также других пропорций;
5. Контролирующая рациональность производства уровнем цен;
6. Конкурентная - формирующая отношения соперничества между производителями товаров и услуг в пределах отдельных стран и мирового хозяйства;
7. Санирующая - обеспечивающая очищение экономической системы от неэффективных и нежизнеспособных предприятий через механизм конкуренции;
8. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
9. Коммуникативная - согласование экономических интересов хозяйствующих субъектов — производителей-продавцов и потребителей-покупателей
10. Распределительная функция обеспечивает распределительные процессы, опосредованные обменом на принципах эквивалентности
11. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности.
Реализация всех функций рынка в их единстве обусловливает его роль в экономической системе общества.
Как функционирующая система, рынок предполагает наличие соответствующего механизма (организации).
Рыночный механизм - это такая форма организации хозяйства, при которой потребители и производители взаимодействуют посредством рынка (и движения на нем цен) на основе конкуренции между ними с целью решения трех основных задач рыночной экономики: что производить, как производить, для кого производить (при этом главная задача – получение прибыли или максимизация полезности).
Формирование рыночного механизма хозяйствования предполагает реализацию определенных условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:
1) необходимое многообразие форм собственности и форм хозяйствования
2) свобода ценообразования
3) обеспечение свободы выбора
4) свобода предпринимательской деятельности
5) наличие конкурентной борьбы между различными субъектами предпринимательской деятельности
6) существование хорошо развитой системы экономического, правового и административного регулирования экономики государством
7) необходимо наличие рыночной инфраструктуры
Основными элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение.
Структура и виды рынков
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка и взаимодействие всех его компонентов.
Экономическая структура рынка определяется:
1) формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
2) структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности);
3) особенностями сферы товарного обращения;
4) уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства; I
5) видами торговли, используемыми в стране
Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений выделяют:
а) рынки товаров. Они делятся на рынки средств производства и рынки предметов потребления.
б) рынки услуг (инновационных, технических, коммунально-бытовых, информационных).
в) рынки факторов производства: земли, труда и капитала. Рынок земли охватывает куплю продажу земли и природных ресурсов. Рынок капиталов охватывает средне и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок банковских кредитов.
д) рынок недвижимости.
2. По масштабам и территориальным границам выделяют:
а) местный (локальный) рынок,
б) национальный (внутренний),
в) мировой (внешний) рынок.
3. По сферам действия выделяют:
а) межотраслевые рынки;
б) внутриотраслевые рынки.
4. По формам собственности различают:
а) рынок государственной торговли;
б) кооперативный рынок;
в) частный рынок.
5. По степени ограничения конкуренции выделяют:
а) рынок свободной конкуренции,
б) монопольный рынок,
в) олигопольный рынок, д) рынок монополистической конкуренции.
6. По видам субъектов рыночных отношений выделяют:
а) рынки оптовой торговли,
б) рынки розничной торговли,
в) рынки государственных закупок сельхозпродукции
7. По механизму функционирования различают:
а) неразвитый рынок (рыночные отношения здесь носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер
б) свободный рынок (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей);
в) монопольные рынки
г) регулируемый рынок (с помощью рыночных механизмов или государством)
8. По степени насыщенности выделяют:
а) равновесный рынок (спрос и предложения примерно совпадают);
б) дефицитный (спрос превышает предложение) - рынок продавца;
в) избыточный (предложение превышает спрос) 1 рынок покупателя.
9. С учетом соблюдения законности в экономике выделяют:
а) легальные, официальные рынки;
б) нелегальные, «теневые» рынки.