Экономические идеи Западной Европы

Экономическая мысль Западной Европы в эпоху Средневеко­вья по сравнению с античностью имела две главные особенности. Во-первых, идейное господство католицизма, проникшего во все сферы жизнедеятельности западноевропейского общества. Теперь труд не считался чем-то зазорным, презренным. Напротив, со­гласно учению Церкви сам труд почетен, все люди равны перед Богом и обязаны трудиться. Избранником Бога считается тот, кто достиг успехов в своей деятельности, а наиболее уважаемым ста­новится тот, кто плодами своего труда делится с неимущими. Имен­но на правящие классы возлагались наиболее обременительные обязанности по управлению, защите и спасению душ обделенных судьбой. Во-вторых, феодальная организация общества, опирав­шаяся на институт вассалитета, личную зависимость крестьянина от феодала, преобладание натуральной формы хозяйства.

«Салическая Правда», «Капитулярий о виллах». Экономическая мысль раннего Средневековья нашла наиболее заметное отражение в «Салической Правде» (конец V — начало VI в.) и «Капитулярии о виллах» (начало IX в.). В первом источнике эко­номические проблемы сводятся к верховному праву общины на пахотную землю и пастбища, а также к постепенному разложению общинного строя. Однако второй исторический памятник главную роль в экономической жизни отводит организации феодальной вот­чины, опирающейся на натуральное хозяйство и крепостничество. Здесь уже хозяином земли является феодал. Феодальная вотчина представляла собой замкнутое, самодостаточное хозяйство. Оброки в натуральной форме, ремесло, обеспечивающее минимальные по­требности, мало способствовали развитию рыночных связей.

Фома Аквинский. В период классического Средневековья западноевро­пейские экономические идеи испытали значительное влияние канонистов. «Свод канонического права», со­ставленный монахом Грацианом (середина XII в.), хотя и объявлял общую собственность идеалом, но не отвергал наличие института частной собственности, посланной якобы Богом за грехи и предусматривающей раздачу милостыни. Канонисты признавали угодными Богу лишь занятия земледелием или ремеслом. Торговля в целях получения прибыли и ростовщичество категорически осуждались.

Наиболее обобщенное освещение экономи­ческие идеи канонического права нашли в трак­тате «Сумма теологии» доминиканского фило­софа Фомы Аквинского (1225/26—1274), объяв­ленного католической церковью в XIX в. свя­тым. Утверждая, что Бог — верховный собствен­ник всего сущего, Ф. Аквинский, ссылаясь на Аристотеля и тексты Священного писания, про­возглашал правомерность существования раб­ства и крепостничества. А частная собствен­ность, по его мнению, предоставляет человеку возможность жить в соответствии с установленным Богом порядком, подобающим его со­словию. Государство должно быть самообеспеченным, отдающим приоритет естественным формам богатства.

Излагая специфические проблемы товарного производства, автор трактата «Сумма теологии» определил свое отношение к цене товара, давая ей своеобразную сословную трактовку. По опреде­лению Ф. Аквинского, «справедливая цена» учитывает равенство пользы обмениваемых вещей. Но за феодалом или другими пред­ставителями привилегированных сословий остается право прода­вать товар дороже его естественной цены, так как эти сословия гораздо важнее и значительнее для общественной жизни, чем ря­довые крестьяне или ремесленники.

Довольно противоречиво выглядит его отношение к деньгам, обладающим «внутренней ценностью». Признавая, что порча мо­нет недопустима, он в то же время не исключал возможности оп­ределенного отклонения государства от «номинальной ценности» денег. Осуждая ростовщичество, Ф. Аквинский вместе с тем оп­равдывал широкомасштабные ростовщические операции католи­ческой церкви, осуществляемые якобы из благородных побужде­ний. Критикуя получение торговцем барышей, он одновременно считал, что торговая прибыль может быть обоснованием оплаты труда купца, возмещением его затрат на перевозку груза, организа­цию реализации товара и своего рода готовность к определенному риску. Подобными рассуждениями оправдывалась и земельная рента, взимаемая церковными или светскими феодалами, так как эта пла­та включала стоимость части продукта, полученного с земли соб­ственника, а также окупала труд по управлению хозяйством.

Никола Орем. Французский ученый и мыслитель Никола Орем (ок. 1323—1382) вплотную подошел к пониманию существования объективных закономерностей денежного обращения. В «Трактате о происхождении, природе, юридическом основании и изменении денег» (XIV в.) Н. Орема нашли отражение мысли о деньгах как инстру­менте, облегчающем обмен товаров. Его перу принадлежит первая попытка обосновать металлическую теорию денег. Деньги из благо­родных металлов (золота и серебра) обладают такими важными свойствами, как однородность, делимость, сохраняемость и др. Порча монеты, по мнению ученого, может привести к существенной дезор­ганизации кредита, к девальвации фиксированных доходов и др.

Никколо Макиавелли. Определенным своеобразием отличаются экономические взгля­ды итальянского государственного деятеля и философа Никколо Макиавелли (1469 - 1527). Его работа «Государь» (XVI в.), которая четыре столетия была настольной книгой правителей многих стран, дает рекомендации государю: быть скорее скупым, чем щедрым, не обременяя тем не менее своих подданных чрезмерными нало­гами. Довольно актуально звучит его озабоченность партнерством между властью и народом: «... то государство сильнее, чьи города хорошо укреплены, а народ не озлоблен».

Западноевропейские средневековые ереси. Наряду с канонической доктриной, пред­ставляющей интересы привилегированных слоев населения, западноевропейские экономические взгляды нашли отражение в средневековых ересях и требованиях крестьянских восстаний.

Так, бюргерские еретики выступали против богатства церкви. Ссы­лаясь на образцы первых христианских общин, они призывали к «нестяжению». Приводя тексты Библии, они напоминали о все­объемлющей идее равенства всех людей.

В свою очередь ересь восставших крестьян и представителей городских низов была более радикальной. Здесь требования выхо­дили за рамки всеобщего равенства всех сословий. Они включали ликвидацию всех привилегий, повинностей и налогов. Крестьян­ское восстание Жакерия во Франции (1358) выступало за свобод­ную индивидуальную собственность крестьян и превращение их в свободных мелких товаропроизводителей. Программа участников крестьянского восстания под руководством У. Тайлера в Англии (1381) включала требования по ликвидации крепостного права и всех феодальных повинностей, раздела земли между крестьянами, ранее захваченной церковными и светскими феодалами, и пр. Еще более решительной оказалась программа крестьянской войны в Германии (1525 г.). Ее вождь Томас Мюнцер (ок. 1490—1525) про­поведовал идеи насильственного свержения феодального строя, отмену крепостничества, передачу власти народу и установление общества без частной собственности и эксплуатации. Все эти экономические идеи получили дальнейшее развитие на новом этапе западноевропейской истории.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие экономические проблемы Западной Европы нашли отражение в «Салической Правде» и «Капитулярии о виллах»?

2. Рассмотрите основные идеи канонического права, содержащиеся в трактате Ф. Аквинского «Сумма теологии»?

3. Чем характеризовались программы бюргерской и крестьянско-плебейской средневековых ересей?

Глава 3. Меркантилизм

С XIV в. в передовых странах Западной Европы феодализм вступает в стадию разложения, происходит быстрое развитие рыночных отношений, что выражается в вытеснении натурального хозяйства товарно-денежным. Торговля становится важнейшей отраслью экономики; это приводит к возрастанию роли денег как средства обращения. Богатство все более отождествляется не с совокупностью натуральных благ, не с феодальными привилегиями, как прежде, а с деньгами. Как отмечал К. Маркс, и индивидов, и государство охватывает «всеобщая жажда денег». Сила государства начинает измеряться непосредственно его денежными ресурсами, нормальное течение хозяйственной жизни прямо зависит от устойчивости денежного обращения. Нараставший дефицит денег в обращении и одновременный рост недоверия к испорченной монете на протяжении XIV—XVI вв. неоднократно служили причинами хозяйственных и политических неурядиц. В это же время происходил процесс первоначального накопления капитала, сопровождавшийся усилением политического влияния купеческого и ростовщического ка­питала, источник роста которого находится в сфере обращения.

Становление меркантилизма. На основе анализа этих экономических процессов к началу XV в. сложился ранний меркантилизм (от итал, mercanter — купец, торговец; термин введен в XVIII в. французскими просветителями). Меркантилизм никогда не был единой систематической теорией. То, что впоследствии назвали меркантилизмом, было совокупнос­тью представлений и мнений множества лиц того времени относи­тельно источников богатства, роли денег и торговли, места государ­ства в системе хозяйственных отношений наряду с мероприятия­ми хозяйственной политики европейских стран в XIV-XVIII вв. Политика меркантилизма возникла даже раньше меркантилистс­кой литературы. Теоретический оттенок появился сначала в ре­зультате стремления точнее сформулировать правила экономичес­кой деятельности купцов и государства, найти для них научное обоснование, но уже с XVI в. теория стала опережать практику, оказывать на нее влияние.

Авторами хозяйственных трактатов (работы меркантилистов обычно называют памфлетами) были в большинстве своем не уче­ные, а практики: купцы, промышленники, финансисты. Они мало теоретизировали, посвящая свои труды конкретным хозяйствен­ным вопросам. Количество авторов-меркантилистов огромно: толь­ко в Англии до 1764 г. насчитывается 2377 названий работ. Наи­более видные представители меркантилизма - У. Стаффорд (Ан­глия), Т. Мен (Англия), Б. Даванзатти (Италия), А. Сера (Ита­лия), Ж. Боден, А. Монкретьен, Ж.Б. Кольбер (Франция) и др.

Меркантилизм характеризуется следующими чертами:

1. макроэкономический подход к анализу экономики: меркан­тилисты искали источники обогащения страны;

2. предмет исследования — преимущественно сфера обращения;

3. абсолютной формой богатства признаются деньги (золото и серебро);

4. накопление богатства происходит только в форме прибыли от торговли (прежде всего внешней) или в ходе добычи благород­ных металлов;

5. требование активного вмешательства государства в эконо­мику: сначала — с целью поддержания активного денежного ба­ланса, потом — для обеспечения монополии отечественных ком­мерсантов внутри страны и на внешних рынках и поддержки национальной промышленности.

Концепция меркантилизма не оставалась неизменной. Она развивалась и обогащалась. Поэтому принято выделять два этапа меркантилизма:

1) ранний монетаризм — XV - середина XVI вв.;

2) поздний (развитой, зрелый) меркантилизм - мануфактурная система — середина XVI-XVII вв.

Ранний меркантилизм (монетаризм). Наиболее характерным экономическим явлением для стран Западной Европы в XIV—XV вв. был растущий дефицит денег. Рост внешней и внутренней торговли наталкивался на реальное препятствие — ограниченность звонкой монеты. В такой обстановке в наиболее благоприятных условиях находились страны, располагавшие природными месторождениями благородных металлов. В XIV в. на роль сильнейших и самых богатых госу­дарств выдвинулись Испания и Португалия, оказавшиеся облада­телями крупнейших источников золота и серебра. Правители этих стран всеми средствами стремились сохранить и приумножить запасы денежных металлов. Вплоть до XVII в. в Испании действо­вал запрет на их вывоз под угрозой смертной казни.

В наиболее полной форме рациональное содержание монетариз­ма выразил флорентийский банкир Б. Даванзатти. В трактате «Чте­ние о монете» (1582) он сравнил монету с кровью экономического организма, обеспечивающей его нормальную жизнедеятельность. Как большая потеря крови ведет к ослаблению организма и даже к смерти, так и недостаток звонкой монеты в стране тормозит ее развитие. Другой итальянский монетарист, Дженовези, сравнивал деньги с мас­лом для телег, под которыми подразумевались товары. Чем больше телег, тем больше требуется масла для того, чтобы они двигались.

Вывод Б. Даванзатти: «любое богатство предстает как обрати­мое в деньги» — показывает, что монетаристы не просто отожде­ствляли богатство с деньгами, а уже выделяли некоторые функции денег: меру стоимости и средство обращения. Однако, с точки зре­ния Даванзатти, для того, чтобы деньги играли роль меры стоимо­сти, было вполне достаточно клейма на монете, удостоверяющего ее номинальную ценность. В условиях феодальной раздробленнос­ти это вело к подрыву денежного обращения, ибо каждый князь чеканил свою монету, обеспеченную часто только его именем. По­этому Даванзатти предлагает вернуться к обращению слитков золо­та и серебра. Знаменательно, что истинное богатство он все же усматривал в полезных вещах и товарах, а не в деньгах и золоте.

Пример практического применения монетаристской доктри­ны дала Англия. Купечество занимало там более весомые пози­ции, чем в других странах, и королевская власть не только стре­милась оградить интересы богатого сословия, но и внимательно прислушивалась к его голосу. Именно в Англии оформилась глав­ная составляющая раннего монетаризма — доктрина активного денежного баланса. Ее видный представитель — Уильям Стаффорд, автор книги «Критическое изложение некоторых жалоб наших соотечественников» (1581). Денежный баланс понимался им как со­поставление ввоза и вывоза золота и серебра. Разность ввоза и вы­воза обозначалась термином «сальдо». Если ввоз превышал вывоз, сальдо положительное, баланс активный, в противном случае — сальдо отрицательное, баланс соответственно пассивный.

Монетаристы считали, что каждая страна должна стремиться к активному денежному балансу, ибо это увеличивает националь­ное богатство. Еще закон 1381 г. запретил вывоз денег за пределы Англии; долги иностранным купцам должны были покрываться за счет английских товаров. Для привлечения в страну денег монетари­сты предлагали законодательным путем устанавливать повышенный курс иностранной валюты, руководствуясь нехитрой формулой: если за один золотой дукат в какой-либо стране дают два серебряных талера, а в другой — три, то золото скорее потечет в последнюю.

Позже была разработана целая система административных мер, которые обеспечивали жесткую регламентацию денежного обраще­ния и внешней торговли. Целью их являлось привлечение в страну денежных металлов и предупреждение их бегства из страны. Торго­вые сделки подлежали обязательному контролю правительственных чиновников, взимавших с каждого контракта пошлину в звонкой монете и следивших, чтобы при всех продажах английских товаров иностранцам те уплачивали бы определенную часть их цены звон­кой монетой. В частности, вывозу английской монеты препятство­вал «Статус об истрачивании», согласно которому всякий иностран­ный купец, продавший свои товары, обязан был израсходовать все вырученные средства на закупку английских товаров. Английские и иностранные купцы при въезде в страну обязывались обменивать имевшиеся у них на руках иностранные деньги на английские.

Подобная жесткая система правительственного надзора могла держаться только в условиях небольшого объема внешней торгов­ли. Однако к середине XVI в. торговый оборот достиг таких мас­штабов, что правительственный контроль превратился в фикцию. Систему денежного баланса подрывало также появление вексе­лей, позволяющих осуществлять безналичный оборот денег. Кро­ме того, английское правительство, стремясь любыми средствами увеличить количество денег в обращении, начиная с XV в., прово­дило систематическую порчу монеты. Первоначально данная мера способствовала некоторому оживлению денежного обращения, но с XVI в. результат стал противоположным: цены начали быстро расти, а оставшиеся в стране полноценные деньги утекать за гра­ницу и оседать в виде сокровищ.

Зрелый меркантилизм. Трансформация доктрины меркантилизма началась во второй половине XVI в. под влиянием изменений, происходивших в экономике западноевропейских стран. В этот период отошла в прошлое нехватка денег. Политика монетаризма стала противоречить интересам круп­ного купеческого капитала, так как затрудняла торговлю, а следова­тельно, ограничивала прибыли. Ведущие купеческие компании фак­тически вышли из-под правительственного контроля и стремились навязать государству собственную экономическую политику.

«Классиком» зрелого меркантилизма, прямо выражавшего точку зрения объединенного в монополии купеческого капитала, стал один из директоров Ост-Индской компании, Томас Мен (1571— 1641). В работах «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией» (1621) и «Богатство Англии во внешней торговле или баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства» (издана в 1664) он доказательно опроверг выгодность соблюдения денежного ба­ланса не только для торговых компаний, но и для страны в целом. С точки зрения Мена, увеличение количества денег в стране может быть достигнуто не запретом их ввоза, а активной внешней торгов­лей: превышением стоимости экспорта над стоимостью импорта. Он выразил эту мысль в виде правила: «Продавать иностранцам еже­годно на большую сумму, чем мы покупаем у них». Т. Мен указывал на выгодность вывоза денег (экспорта денежного капитала), посколь­ку 10 шиллингов, затраченные в Индии, превращались в 35 шил­лингов после сбыта индийских товаров в Лондоне. Вывоз денег он отождествлял с посевом, дающим в будущем богатый урожай.

В работах Т. Мена и других представителей зрелого мерканти­лизма была сформулирована доктрина активного торгового баланса. При общих целях концепций денежного и торгового баланса (уве­личить приток денег в страну) глубинное различие между ними со­стоит в том, что принцип активного денежного баланса во главу угла ставил деятельность государства, а принцип торгового баланса пере­носил акцент на частную инициативу купцов и торговых компаний. Государству по-прежнему отводилась роль покровителя и регуля­тора торговли, но при использовании иных средств вмешательства.

В понимании поздних меркантилистов деньги важны как ис­ходный пункт кругооборота Д—Т—Д, осуществляемого во внеш­ней торговле. В отличие от монетаризма на первый план выдвига­ется такая функция денег, как мировые деньги. С этим связано единодушное осуждение зрелыми меркантилистами государствен­ной порчи монеты, так как «плохие» деньги годились лишь для внутреннего оборота, а не для внешнеторговых операций.

Рассматривая внешнюю торговлю в качестве основного источ­ника национального богатства, представители зрелого мерканти­лизма стремились найти пути увеличения внешнеторговой при­были. Таких рецептов оказалось два: посредническая торговля и развитие экспортной промышленности. Последнее предпочтитель­нее, ибо посредническая торговля менее надежна в силу воздей­ствия на нее малопредсказуемых факторов. Так, в центре внима­ния меркантилистов оказывается производство, правда, только как средство увеличения внешнеторговых оборотов.

Меркантилисты обратили внимание на то, что обработка сы­рья увеличивает его ценность (добавленная ценность), значит, если вместо сырья вывозить промышленные товары, можно получить большую прибыль. «Если сырые материалы... королевства будут обрабатываться руками своего же народа, то королевство станет богатым и счастливым, — писал анонимный автор английскому королю Якову I (1622). — В превращении сырых материалов в промышленные изделия заключается такое огромное богатство и устойчивое накопление денежных средств, что это не поддается изображению. За шерсть, не стоящую более 2 шиллингов, можно, если ее превратить в сукно, получить 20, 30 и 40 шиллингов».

Меркантилисты требовали от правитель­ства мер по поощрению развития национальной промышленности. Подобная система мер была введена, например, во Франции при министре финансов Жане Батисте Коль­бере (1619—1683), отчего французский меркантилизм вошел в историю под названием кольбертизма. Протекционистские мероприятия Кольбера включали:

- установление запретительных (высо­ких) ввозных пошлин на импортные товары,
чтобы не допускать конкуренции на внутреннем рынке со стороны зарубежных производителей;

- строительство экспортных мануфактур за государственный счет;

- предоставление различных льгот мануфактуристам: снабже­ние дешевой рабочей силой, освобождение от налогов, рекрутской повинности, выдача льготных ссуд;

- привлечение иностранных специалистов.

Протекционизм способствовал развитию промышленности, по этому второй период меркантилизма назван еще и мануфактурным.

Для развития промышленности постоянно требовались рабо­чие руки. Отсюда понятна забота меркантилистов о росте народо­населения. «Для величия и мощи страны нужно главным образом две вещи: быть богатой и быть населенной, — писал англичанин Фортрей. — Население и изобилие являются причиной одно дру­гого». Считалось, что недостаток и дороговизна продуктов пита­ния и других жизненных средств сокращают население, а обилие и дешевизна ведут к его росту. Для наращивания жизненных средств страна должна завоевать как можно больше внешних рынков для сбыта отечественных товаров. Лучший способ для этого — приобретение колоний, поэтому колониальная экспансия становится одним из важнейших моментов идеологии и политики мерканти­лизма. Но если в колониях можно удерживать рынки сбыта адми­нистративными методами, используя их в качестве сырьевых при­датков, то по отношению к странам-конкурентам необходимы методы экономические. В их число меркантилисты включали даже занижение цен на отечественные товары (демпинг), лишь бы не потерять рынки. Увеличение прибыли в этом случае обеспечива­лось снижением издержек производства, в основном за счет под­держания возможно низкого уровня заработной платы.

Неудивительно, что при акценте меркантилистов на разви­тие торговли и промышленности сельскому хозяйству придава­лось второстепенное значение. В частности, это было связано с тем, что доход здесь зависел не только от труда, но и от клима­тических условий.

Значение меркантилизма. В отдельных странах меркантилизм имел свои особенности. Его развитие было связано с уровнем зрелости капиталистических (рыноч­ных) отношений, что определяло и практические результаты на­циональных меркантилистских теорий.

Идеология меркантилизма впоследствии получала самые раз­личные оценки. Но следует помнить, что она представляла собой продукт определенных исторических условий. По сравнению с прин­ципами экономической политики феодалов экономическая кон­цепция меркантилизма была более прогрессивной. Она решитель­но порывала с основными традициями Средневековья, и прежде всего с натурально-хозяйственными. Меркантилисты «реабилитировали» значение торговли и ростовщичества, которые подвергались мо­ральному осуждению на протяжении многих веков. Меркантилис­ты исследовали, хотя и поверхностно, основные экономические ка­тегории (товар, деньги, процент, торговля, торговая прибыль), ак­тивно использовали статистический метод исследования и т.д.

Одним из общих заблуждений меркантилистов было предпо­ложение о возможности длительного поддержания активного сальдо без вредных последствий для национальной экономики. Между тем уже в середине XVII в. отдельные проницательные исследова­тели осознали, что приток в страну драгоценных металлов увели­чивает внутренние цены и приводит к оттоку капитала из страны, что постепенно сводит на нет выгоды от положительного баланса внешней торговли. Кроме того, большинство меркантилистов придерживалось точки зрения, согласно которой экономические ин­тересы наций по своей природе антагонистичны, поскольку в мире имеется строго ограниченное количество ресурсов, которые одна страна может приобрести только за счет другой. Говоря современным языком, они представляли экономическую деятельность как игру с нулевой суммой, в которой выигрыш одного всегда означа­ет проигрыш другого, и поэтому не стеснялись открыто защищать политику «разори соседа».

Однако по отношению к коротким периодам позиция меркан­тилистов была не столь ошибочной. В частности, Дж. Кейнс заме­тил, что озабоченность меркантилистов притоком золота в страну можно рассматривать как не вполне отчетливое уяснение связи между ростом предложения денег и уменьшением процентных ставок. Когда экономика страдает от недостатка спроса и от паде­ния цен, то активный торговый баланс поддерживает цены, а при­ток золота снижает процентные ставки и тем самым стимулирует инвестиции и занятость. Кейнс называл это «зерном научной ис­тины в меркантилизме».

Многие экономисты указывали, что ценным у меркантилис­тов для экономической науки является не всегда осознанное стрем­ление выяснить движение денег как капитала, а также установить значение прибыли как определяющего мотива капиталистическо­го хозяйства. Меркантилисты дали характеристику капитала как самодвижения денег. Однако рассмотрение этого процесса было весьма односторонним, ибо не выходило за пределы сферы обра­щения. Тем не менее формальная особенность движения капита­ла схвачена у них правильно. Меркантилисты наталкивали поздней­ших исследователей на выяснение всеобщей формулы капитала.

В целом заслуга меркантилистов в том, что они положили начало теоретической разработке экономической системы капитализма.

Вопросы для самопроверки

1.Что представляет собой меркантилизм: научную школу, первое общеевропейское экономическое учение, сумму взглядов, особую эко­номическую политику? Обоснуйте вашу точку зрения.

2.Охарактеризуйте главные черты раннего меркантилизма.

3.В чем состоит отличие во взглядах представителей монетаризма и зрело­го меркантилизма?

4.Каково значение меркантилизма для развития экономической науки?


Наши рекомендации