Тема: СССР в послевоенное время. Переход от тоталитаризма к авторитаризму в советской политике. Политические и социально-экономические изменения в мире во второй половине ХХ в.
Семинар № 17
Тема: СССР в послевоенное время. Переход от тоталитаризма к авторитаризму в советской политике. Политические и социально-экономические изменения в мире во второй половине ХХ в.
Основные вопросы:
1. Восстановление экономики СССР после ВОВ в 1945-1953 гг.
2. Усиление реакции сталинского режима после ВОВ и попытки преодоления сталинизма в 50х гг.
– возвращения к массовым репрессиям во второй половине 40х – начале 50х гг.;
– борьба за власть после смерти И.В. Сталина и победа в ней Н.С. Хрущева, ХХ съезд КПСС.
3. Внутриполитический курс Л.И. Брежнева: нарастание политического консерватизма. Экономическое развитие СССР в 60-70е гг.
4. Крушение колониальной системы.
5. Политическое и социально-экономическое развитие США, Европы, Азии и Латинской Америки.
Основные понятия:демобилизация, демилитаризация, движение «скоростников», политический миф, политическая реакция,«дело экономистов», «дело врачей», космополитизм, реабилитация, десталинизация, политический волюнтаризм, ресталинизация, «кадровое старение», материальное стимулирование, стагнация.
Доклады и сообщения:
1. 58 статья УК СССР – основная характеристика содержания и направленности.
2. Советские диссиденты 60-80х гг.
УСИЛ-Е РЕАКЦИИ СТАЛИНСК. РЕЖИМА ПОСЛЕ ВОВ И ПОПЫТКИ ПРЕОДОЛ-Я СТАЛИНИЗМА В 50Х ГГ.
– ВОЗВРАЩ-Я К МАССОВЫМ РЕПРЕССИЯМ ВО 2 ПОЛ. 40Х – НАЧАЛЕ 50Х ГГ.;
– БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ И.В. СТАЛИНА И ПОБЕДА В НЕЙ Н.С. ХРУЩЕВА, ХХ СЪЕЗД КПСС.
Экономика СССР в послевоенный период
Экономическая политика советского государства развивалась так же противоречиво. Первоочередной задачей послевоенного времени стало форсированное восстановление советской экономики (в первую очередь тяжелой промышленности) и конверсия военного производства.
3.1. Источники восстановления и развития советской экономики. Западная Европа на эти цели получила по плану Маршалла 13 млрд. долл. В СССР главными оставались внутренние источники:
- централизованная экономика,
- репарации с Германии (в сумме 4,3 млрд.рублей),
- перераспределение средств из аграрного сектора в промышленный;
- сокращение расходов на социальную сферу;
- бесплатный труд узников ГУЛАГа и военнопленных;
- денежная реформа 1947 г. и государственные займы.
Кроме того, большую роль играл трудовой энтузиазм советских людей в деле строительства новой мирной жизни.
Положение в промышленности.
3.2.1. План реконструкции 1946 года. После войны среди ряда хозяйственных руководителей, экономистов проявилось стремление к реорганизации системы управления экономикой, к ослаблению сверхцентрализации и даже допущению элементов рыночных отношений (одним из сторонников подобных изменений выступал Председатель Совета министров РСФСР М.И. Родионов). В плане восстановления и развития народного хозяйства страны на четвертую пятилетку (1946-1950 гг.), разработанном под руководством председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского, были заложены показатели, рассчитанные на определенную самостоятельность предприятий и отдельных отраслей промышленности. Планом предусматривалось достижение довоенного уровня производства к 1948 г., а к концу пятилетки его превышения на 48%.
Одновременно был восстановлен 8-часовой рабочий день, возобновлены отпуска, постепенно вводился свободный набор рабочей силы.
3.2.2. Денежная реформа. 4 декабря 1947 г. было принято Постановление Совета Министров СССР и ВКП(б) О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленые товары. Основные положения реформы включали в себя:
- выпуск денег нового образца 1947 г. (старые подлежали обмену в соотношении 10:1);
- переоценка вкладов граждан в сберкассах (до 3 тыс. руб. без изменения в номинальной стоимости; далее чем больше сумма, тем дешевле стоимость каждого старого рубля по отношению к новому);
-отменялась карточная система снабжения продовольствием и промышленными товарами;
- отменялись коммерческие цены и вводилась единые розничные цены.
Одновременно было принято постановление о предельных нормах отпуска товаров в одни руки (хлеб 2 кг, мясо 1 кг, мыло 1 кусок, керосин 2 л и т.д.). В целом, реформа сильно ударила в первую очередь, по крестьянам, которые хранили свои деньги не в сберкассах , а дома.
3.2.3. Ужесточение экономической политики. В целом план 1946 г. воспроизводил методы экономической политики 30-х гг. Сохранялась тенденция на преимущественное развитие отраслей тяжелой промышленности и прежде всего оборонных отраслей. В основе лежали административные методы управления экономикой, в силу чего партия продолжала тщательно контролировать хозяйственную жизнь как страны в целом, так и отдельных предприятий. Послевоенная реорганизация органов управления привела к усилению роли и значения исполнительной власти и партийного аппарата. Сохранялись принудительные методы управления рабочей силой. Нормы выработки были в несколько раз увеличены. Приток неквалифицированной рабочей силы привел к кризису в организации производства.
Его проявлением стал относительно низкий рост производительности труда (в среднем 6% в год за четвертую пятилетку).
В 1949 г. ситуация усугубилась. По указанию Сталина были определены новые показатели для основных отраслей промышленности, что вызвало крайнюю напряженность в экономике. Благодаря развернувшемуся процессу по ленинградскому делу появился повод обвинить главу Госплана СССР Н.А.Вознесенского в занижении показателей и приговорить его к расстрелу.
3.2.4. Конверсия. Составной частью экономической политики СССР послевоенного периода являлась конверсия, которая проводилась однако частично. В условиях начала холодной войны огромные средства продолжали вкладываться в развитие военно-промышленного комплекса, в частности, в реализацию атомного проекта, который курировал Л. Берия. Реализацию атомного проекта обеспечивала приборостроительная промышленность. Атомное оружие в СССР появилось в 1949 г. благодаря усилиям известных советских ученых- И. Курчатова, Ю. Харитона и др. В 1953 г. Советский Союз стал обладателем нового вида оружия - водородной бомбы (научными руководителями создания которой стали ученые Я. Зельдович, А. Сахаров). После массовой демобилизации и сокращения армии с 11,4 млн. до 2,9 млн. человек ее численность вновь начала возрастать. Продолжалось техническое перевооружение армии, оснащение ее новейшими образцами. Прямые военные расходы поглощали в начале 50-х гг. около 25 % годового бюджета СССР.
3.2.5. Итоги развития промышленности. В целом, за годы четвертой пятилетки, несмотря на форсированные темпы реконструкции и официальные заявления о превышении промышленного производства довоенного уровня на 73% (при плане 48%), план в реальности был недовыполнен. Полностью восстановить экономику удалось лишь к 1953 г.
В то же время по отраслям тяжелой индустрии действительно были превзойдены показатели 1939-1940 гг. Было построено и восстановлено, часто из руин, 6200 предприятий, включая такие крупные объединения как Днепрогэс, Запорожсталь, Минский тракторный завод и многие другие.
В годы пятой пятилетки (1951-1955 гг.) сохранились те же тенденции на преимущественное развитие отраслей тяжелой индустрии в ущерб сфере народного потребления. Вследствие этого производство товаров широкого потребления в послевоенный период не соответствовало нуждам населения, хотя ассортимент этих товаров увеличивался, росло их приобретение (в числе радиоприемников, фотоаппаратов, мотоциклов).
3.3. Положение в сельском хозяйстве в послевоенный период оставалось чрезвычайно сложным. В 1946 г. в стране разразился голод и были введены хлебные карточки. Одновременно усилилось административное давление на колхозников. Размер обязательных поставок продукции колхозов государству постоянно возрастал, а цены на продукцию вплоть до 1953 г. оставались на довоенном уровне. В ходе наступления на личные хозяйства колхозники лишились части приусадебных наделов, переданных в колхозный фонд. Значительно повысились сборы и налоги на подсобные крестьянские хозяйства (на фруктовые деревья, скот, птицу) и реализацию их продукции. Налоги и принудительная сдача государству продукции (молока, мяса, яиц) делала такие хозяйства убыточными. Но именно благодаря им крестьяне могли выжить, прокормить себя и свою семью. Крестьянство в большей степени пострадало также от денежной реформы 1947 г.
С 1949 г. положение в деревне все более ухудшалось.Крестьянство продолжало жить без паспортов, подвергаться судебной ответственности за невыполнение трудовой нормы. В республиках Прибалтики в эти годы была проведена насильственная коллективизация, сопровождавшаяся раскулачиванием и многотысячными высылками.
К началу 50-х годов в стране фактически наступил аграрный кризис. При этом Сталин, все более терявший ощущение реальности, считал необходимым дальнейшее движение к превращению сельского хозяйства в государственное. В результате продолжилась политика укрупнения колхозов: их число с 1950-1952 гг. сократилось в 2,6 раза (с 252 тыс. до 94 тыс.).
Внешняя политика СССР
4.1. Укрепление статуса СССР как великой державы.После 1945г. Советский Союз стал признанной великой державой на международной арене. Число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 в довоенный период до 52.
Превратившись в сверхдержаву, СССР подтвердил свое намерение решать крупные международные проблемы с США. Усилиями советских и американских дипломатов удалось создать такие основополагающие структуры политического и экономического порядка, как ООН, Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк и др. СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН (наряду с США, Англией, Францией, Китаем).
Благодаря участию СССР в послевоенные годы возникли международные общественные организации:Всемирный конгресса мира, Всемирная федерации демократической молодежи (ВФДМ), Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ), Всемирная федерация профсоюзов (ВФП) и др.
4.2. Система двублокового противостояния в мире. Наметившееся после войны потепление международного климата оказалось недолгим. С 1946 г. произошло обострение международных отношений. Главной осью конфронтации стал конфликт между двумя сверхдержавами - СССР и США. Военно-политическое противоборство двух противостоявших друг другу политических сил определялось несколькими факторами, прежде всего:
- коренными различиями в социально-политическом строе, системе ценностей и идеологии,
- геополитическими интересами держав, их стремлением к расширению сфер влияния.
4.3. Начало холодной войны. Во внешенеполитической доктрине СССР И.В.Сталин считал необходимым создание военного противовеса США. В дальнейшем он вернулся к идее неминуемого кризиса капитализма, а с 1949 г. (и особенно под конец жизни), уверился в возможности дестабилизации капиталистической системы и приближения пролетарской революции на Западе.
Со своей стороны, руководство США стремилось к проведению политики с позиции силы, пыталось использовать для давления на СССР всю свою экономическую и военно-политическую мощь. В 1946 г. была провозглашена доктрина президента США Г. Трумэна ограничения коммунистической экспансиии, подкрепленная в 1947 г. доктриной экономической помощи свободным народам (план Маршалла). Эти события означали поворот к холодной войне, что предопределило ухудшение международного климата и создавало угрозу военно-политических кризисов.
Ухудшение отношений с западным миром, а также возрождение имперских амбиций, толкали советское руководство к закреплению контроля над Центральной и Юго-Восточной Европой. В ответ на попытку США связать западные оккупационные зоны с западноевропейскими государствами экономическими и политическими соглашениями, СССР и под его давлением восточноевропейские страны отказались от участия в американской программе помощи (размер которой исчислялся 12, 4 млрд долларов), а в дальнейшем и в деятельности международных экономических организаций.
1949-1950 гг. стали апогеем холодной войны. Был создан военно-атлантический блок стран Запада - НАТО, а также ряд других блоков с участием США (АНЗЮС, СЕАТО и др.). В 1950-1953 гг. в ходе корейской войныпроизошло прямое военное столкновение между СССР и США.
4.4. Германская проблема. После войны в центре внимания государств-учатниц антигитлеровской коалиции была Германия. Созданный по решению Потсдамской конференции Контрольный Совет для управления Германией как единым экономическим целым оказался неэффективным. Совместного единого управления не получалось. Тогда США приняли решение о проведении в 1948 г. сепаратной денежной реформы в западных зонах оккупации и Западном Берлине (которая должна была дать немецкой экономике твердую валюту). СССР в свою очередь установил блокаду Берлина (до мая 1949 г.). В 1949 г. на основе западных зон оккупации была создана ФРГ.
Так развивался первый военно-политический кризис начавшейся холодной войны берлинский кризис 1948-1949 гг. Для СССР он имел тяжелые последствия: потеря международного доверия, ослабление позиций в Германии и Берлине, ускорение создания НАТО.
4.5. Борьба за укрепление безопасности.Важнейшим направлением внешней политики СССР в первые послевоенные годы стало обеспечение национальной безопасности страны. Этот процесс не ограничивался военными приготовлениями.
4.5.1. Политика по укреплению социалистического лагеря и его союзников. С 1945 г. по мере создания пояса безопасности на западных границах СССР происходило втягивание в его орбиту восточноевропейских стран. Была выдвинута идея объединения восточноевропейских стран по внешнеполитической, экономической, идеологической линиям.
Первая фаза в этом процессе заключалась в оформлении режимов народной демократии (в Румынии, Болгариии, Венгрии, Польше; вторая - в создании в сентябре 1947 г. Коминформа (совместного информационного бюро со штаб-квартирой в г.Белграде вместо распущенного в 1943 г. Коминтерна). От своих новых союзников И.В. Сталин требовал проведения политических и социально-экономических преобразований по советской модели, что породило немало противоречий. Отклонение от подобной установки в Югославии во главе с ее лидер И. Тито в 1948г. привело к разрыву дипломатических отношений с этой страной. Деятельность Коминформа не была успешной, так как западные компартии все более стремились занять самостоятельные позиции.
4.6. Помощь коммунистическим партиям и движениям. С 1950 г. СССР вынужден был начать субсидировать союзные государства. В 1945-1952гг. одних долгосрочных льготных кредитов было предоставлено на сумму 3 млрд. долларов. Материальная помощь оказывалась этим странам в том числе через Совет экономической взаимопопмощи (СЭВ), - межправительственную организацию, учрежденную в 1949 г..
В целях поддержки коммунистических партий Запада, а также рабочих и общественных организаций в разных странах мира постановлением ЦК ВКП(б) от 1952 г. при ВЦСПС был создан Фонд помощи левым рабочим организациям, средства в который поступали из отчислений коммунистических партий социалистического лагеря (при этом отчисления ВКП(б) составляли 50%).
ИТОГИ
5.1. Общественно-политическая обстановка в СССР в послевоенное десятилетие характеризовалась двойственностью.
5.2. С одной стороны, народ-победитель заслуженно ожидал значительных перемен и либерализации режима, с другой, происходило окончательное укрепление сталинизма, достигшего в этот период своего апогея.
5.3. Произошел возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой.
5.4. Разрастание административно-бюрократической системы, ставка на экстенсивный путь развития и возвращение к методам довоенных репрессий, а также международная изоляция отрицательно сказались на жизни общества, привели к дальнейшему его отставанию от общецивилизационного ритма развития.
Начало "оттепели"
5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин, долгие годы стоявший во главе партии и государства. С его смертью закончилась целая эпоха. Соратники Сталина должны были не только решить вопрос о преемственности социально-экономического курса, но и поделить между собой партийно-государственные посты. Учитывая, что общество в целом не было еще готово к радикальным переменам, речь могла идти скорее о некотором смягчении политического режима, чем об отказе от сталинского курса. Но вполне реальной была и вероятность его продолжения.
Уже 6 марта приближенные Сталина приступили к первому разделу руководящих постов. Первое место в новой иерархии занял Г.М. Маленков, который получил пост Председателя Совета Министров и Первого Секретаря ЦК КПСС. В Совмине у него было четыре заместителя: Л.П. Берия, близкий соратник Маленкова, возглавивший МВД; В.М. Молотов, министр иностранных дел. Два других поста зампредов Совета Министров занимали Н.А. Булганин и Л.М. Каганович. К.Е. Ворошилов был поставлен председателем Президиума Верховного Совета. Н.С. Хрущев был назначен в секретариат ЦК партии.
С первых же дней новое руководство предприняло шаги, направленные против злоупотреблений прошлых лет. Личный секретариат Сталина был распущен. 27 марта Верховный Совет СССР объявил амнистию для всех заключенных, чей срок не превышал пять лет.
В середине июля 1953 г. на одном из заседаний в Кремле, которое вел Г.М. Маленков, бывший в те годы Председателем СНК СССР Н.С. Хрущев выступил с обвинениями в адрес Л.П. Берии. Н.С.Хрущева поддержали Н.А. Булгарин, В.М. Молотов и др. Как только приступили к голосованию, Маленков нажал скрытую кнопку звонка. Несколько офицеров высшего ранга арестовали Берию. Военной стороной этой акции руководил Г.К. Жуков. По его приказу в Москву были введены Кантемировская и Таманская танковые дивизии, занявшие ключевые позиции в центре города. Эта акция осуществлялась силовыми методами. Однако какой-либо альтернативы тогда не существовало.
В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев был избран первым секретарем ЦК КПСС. К этому времени, находясь на партийной работе с 1924 г. , он прошел все ступени аппаратной лестницы (в 1930-е гг. был первым секретарем Московской организации ВКП (б), в 1938 г. возглавлял партийное руководство Украины, в 1949 г. был назначен секретарем Московского горкома партии).
После устранения Л.П. Берии между Г.М. Маленковым и Н.С. Хрущевым начались конфликты, которые касались двух основных аспектов: экономики и роли общества в происходящих изменениях. Что касается экономики, то тут противостояли стратегия развития легкой промышленности, за которую выступал Маленков, и “союз” сельского хозяйства и тяжелой промышленности, предлагавшийся Хрущевым. Хрущев говорил о необходимости повышения закупочных цен на продукцию колхозов, находившихся на грани разорения; о расширении посевных площадей и освоении целинных земель.
Хрущев добился для колхозов существенного повышения государственных закупочных цен (в 5,5 раза на мясо, в два раза на молоко и масло, на 50 % на зерновые). Повышение закупочных цен сопровождалось списанием долгов колхозов, снижением налога с приусадебных участков и с продажи на свободном рынке.
Расширение посевных площадей, освоение целинных земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала составляли второй пункт программы Хрущева, принятия которой он добивался на февральском (1954 г.) пленуме ЦК. За последующие три года 37 млн. га, что было в три раза больше намеченного в феврале 1954 г. и составляло примерно 30 % всех обрабатываемых в то время земель СССР, были освоены. В 1954 г. доля целинного хлеба в урожае зерновых составила 50 %.
На Пленуме ЦК 1955 г. (январь) Н.С. Хрущев выступил с проектом возделывания кукурузы для решения кормовой проблемы (на практике это проявилось в беспрецедентной акции по внедрению этой культуры, зачастую в регионах, совсем не приспособленных для этого). На этом же Пленуме ЦК был подвергнут жесткой критике Г.М. Маленков за так наз. “правый уклонизм” (Г.М. Маленков, в отличие от Н.С. Хрущева, приоритетным считал разв-е не с/х-ва, а легкой промыш-ти). Руководство правительством перешло к Н.А. Булганину. Позиция Н.С. Хрущева в политическом руководстве страны еще более укрепилась.
1953 — 1956 гг. — этот период вошел в сознание людей как “оттепель” (по заглавию романа И.Г. Эренбурга, опубликованного в 1954 г.). Отличительной особенностью этого времени стало не только проведение экономических мероприятий, во многом обеспечивших жизнь советских людей, но и смягчение политического режима. “Оттепель” харак-ся коллегиальным характером управл-я. В июне 1953 г. в газете “Правда” говорилось о таком управлении как обязательстве перед народом. Появляются новые выражения — “культ личности”, исчезают хвалебные речи. В прессе в этот период идет не столько переоценка сталинского правления, сколько снижение экзальтации по отношению к личности Сталина, частое цитирование Ленина.
4 тысячи выпущенных на свободу политических заключенных в 1953 г. — первая брешь, пробитая в репрессивной системе. Это перемены, но еще неустойчивые, как “оттепель” ранней весной.
Н.С. Хрущев постепенно собирает вокруг себя союзников для разоблачения культа личности Сталина.
ХХ съезд КПСС (1956 г.)
14 февраля 1956 г. в Кремле открылся ХХ съезд КПСС.
Созыв съезда был вызван необход-тью подвести итоги произошедших после смерти Сталина измен-й в жизни страны и определить новый курс.
Отчетный доклад ЦК, представленный съезду Н.С. Хрущевым, подтвердил измен-е политич. курса, разрыв со сталинскими традициями, осуществленный в течение трех предыдущих лет как в области международных отношений, так и во внутренней политике, соц-ной и экономической.
Хрущев подчеркнул важность международной разрядки, заявив, что столкновение блоков не является исторической неизбежностью и что мирное сосуществование должно стать генеральной линией внешней политики СССР. По его мнению, благодаря новому, благоприятному для социализма соотношению сил в мире завоевание власти в “буржуазных странах” могло отныне происходить конституционным путем.
Перейдя в экономике, докладчик изложил основные направления шестого пятилетнего плана. Особое внимание план уделял сельскому хозяйству, положение в котором оставалось сложным, производству предметов потребления опережающими темпами по сравнению со средствами производства, а также жилищному строительству.
В идейно-политическом плане доклад Н.С. Хрущева был достаточно осторожным. Первый секретарь ЦК КПСС ограничился кратким упоминанием преступлений, совершенных “кликой Берии”, и несколькими критическими замечаниями в адрес В.М. Молотова, Г.М. Маленкова и И.В. Сталина. Восстановить и упорядочить ленинский принцип коллективного руководства — таков был политический лейтмотив большинства выступлений на съезде.
24 февраля Н.А. Булганин в качестве главы правительства представил экономический доклад, а затем Н.С. Хрущев сообщил советским делегатам, что вечером, после официального закрытия съезда, они должны явиться на закрытое заседание, куда иностранные участники не будут допущены.
В ночь с 24 на 25 февраля Н.С. Хрущев в течение четырех часов зачитывал делегатам доклад “О культе личности и его последствиях”.. Из этого доклада участники съезда узнали о “завещании” Ленина, в котором звучала острая критика Сталина. Его существование отрицалось партией. Н.С. Хрущев рассказывал о чистках и “незаконных методах следствия”, развенчал миф о Сталине как гениальном продолжателе дела Ленина. Сталин был назван человеком, ответственным за поражения 1941 — 1942 гг. В докладе также была показана вина Сталина за депортацию кавказских народов и фабрикацию "ленинградского дела" 1949 г. и дела "врачей-убийц"”.
Н.С. Хрущев не критиковал, как потом стало казаться, всю деятельность Сталина. Напротив, он защищал все, что было создано Сталиным до 1934 г., осудив массовые репрессии 30 — 40-х гг., критиковал руководство военными операциями. Свои разоблач-я он ограничил преступлениями, совершенными по отношению к членам партии, но не по отнош-ю к жертвам открытых процессов, прочих граждан. Сужая рамки незаконных репрессий до одних только коммунистов, ставших жертвами личн. диктатуры Сталина, доклад обходил ключевой вопрос об ответственности перед общ-вом партии в целом. Но он показал механизм террора в действии. Осуждение было столь же суровым, как и безмерное неск. лет назад восхваление. Даже выборочное разоблачение преступлений Сталина было для Хрущева огромным политическим риском, ведь больш-во делегатов съезда, как собственно, и сам оратор, сделали карьеру именно в период “культа личности”.
В своих мемуарах Н.С. Хрущев, говоря о необходимости выступления на съезде, называет основные факторы, повлиявшие на его решимость. По его словам, это была “последняя возмож-ть высказаться, преодолеть сопротивление старых сил, моральная потребность и ответственность перед большим числом людей, находившихся в заключении”.
Основу “секретного доклада” составили результаты расследования, проведенного специальной комиссией, но Хрущев еще и импровизировал по ходу своей речи. Впечатление, произведенное им в тот день на присутствовавших, а потом и на весь мир, было незабываемым.
Сразу же по окончании съезда текст доклада был издан в виде маленькой красной книжки. Первонач-но предполагалось, что она будет доступна т-ко членам партии; ответственные партийные работники должны были, каждый на своем уровне, зачитать его подчиненным. Но уже в конце марта по указ-ю Хрущева она была открыта для всех граждан. Для знакомства с ней повсеместно были проведены собрания, в том числе и в школах для учеников старше 14 лет. В рез-те за неск. недель десятки миллионов советских людей услышали то, что 24 февраля было сообщено только членам партии. О существовании доклада скоро стало известно и за границей.
После ХХ съезда КПСС многие партработники четко осознали, что процесс десталинизации будет очень трудно удержать в рамках разоблачений, сделанных на съезде. Опасения эти вполне объяснимы, — многие сами принимали участие в массовых чистках, всегда активно поддерживали и восхваляли люб. дей-я “вождя народов”. Неслучайным поэтому в июне 1956 г. Вышло Постановление “О преодолении культа лич-ти и его последствий”, кот. было большим шагом назад по срав-ю с “секретным докладом”. Этот документ послужил идеологическ. базой послесталинского консерватизма. Сталин характеризовался в нем как “человек, который боролся за дело социализма”, а его преступления — как “некоторые ограничения внутрипартийной и советской демократии, неизбежные в условиях ожесточенной борьбы с классовым врагом”. Культ личности признавался одной из черт сталинского периода, однако это явление рассматривалось исключительно как следствие личных недостатков Сталина. Заслуги Сталина явно перевешивали его слабости, которые не имели решающего значения и не смогли свернуть партию с правильного пути.
На заседании 18 июня 1957 г. семь из одиннадцати его членов Президиума ЦК КПСС (Булгарин, Ворошилов, Каганович, Маленков, Молотов, Первухин и Сабуров) потребовали отставки Хрущева. Оставшись в меньшинстве, Хрущев потребовал, чтобы конфликт в Президиуме был передан на рассмотрение Центрального Комитета — высшей партийной инстанции. Благодаря решающей поддержке Жукова, который организовал доставку военными самолетами разбросанных по всей стране членов ЦК, Центральный Комитет смог собраться уже 22 июня. Центральный Комитет осудил “фракционную деятельность антипартийной группы”. Молотов, Каганович, Маленков и Сабуров были исключены из Президиума ЦК, а Первухин переведен в кандидаты. Новый Президиум был расширен до 15 за счет перевода в члены Президиума прежних кандидатов (Жукова, Брежнева, Шверника и Фурцевой) и секретарей ЦК (Аристова, Беляева), поддержанных Хрущевым.
Июньский кризис 1957 г., завершившийся важным успехом на пути десталинизации, узаконил кардинальный разрыв с прежней политич. практикой. Несмотря на тяжесть обвинений, побежденные не были лишены ни жизни, ни свободы. После устранения “оппозиции” и произведенных перемещений в высших органах власти, Н.С. Хрущев стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК КПСС и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС, утвержденной в 1961 г. на XXII съезде партии. Программа провозгласила вступление страны в период “развернутого коммунистического строительства” и переход к коммунизму уже к началу 80-х гг. “Нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме”, — утверждал Н.С. Хрущев. Реальная историческая практика подтвердила утопичность этой идеи.
Хронология
§ 1964 г. Избрание Первым секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежнева (1966 — 1982 гг. — Генеральный секретарь ЦК КПСС)
§ 1965 г., сентябрь Постановление ЦК КПСС “Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании, планировании и усилении экономического стимулирования промышленного производства”
§ 1966 — 1970 гг. Восьмой пятилетний план развития народного хозяйства СССР
§ 1968 г. Ввод войск стран Организации Варшавского договора в Чехословакию
§ 1971 — 1975 гг. Девятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР
§ 1972 г. Подписание между СССР и США Договора ОСВ-1
§ 1975 г. Совещание в Хельсинки по безопасности и сотрудничеству в Европе
§ 1976 — 1980 гг. Десятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР
§ 1977 г. Принятие Конституции СССР
§ 1979 — 1989 гг. Война в Афганистане
§ 1980 — 1985 гг. Одиннадцатый пятилетний план развития народного хозяйства СССР
§ 1982 г. Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.В. Андропова
§ 1984 г. Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС К.У. Черненко
§ 1985 г., март Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева
Восьмая пятилетка
Восьмая пятилетка (1966 — 1970 гг.) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Валовый общественный продукт вырос на 13 %, промышленная продукция — на 50 %. Увеличились масштабы капитального строительства, вводились новые предприятия. Но экономическая реформа не принесла ожидаемого результата, прежде всего потому, что продолжала сохраняться старая, неэффективная модель экономического, экстенсивного развития.
Неудачи реформы 1965 г. во многом определялись просчетами в ходе ее практического осуществления.
Одна из главных причин неудачи реформы 1965 г. состояла в том, что она была заблокирована силами бюрократического консерватизма. Преобразования в стране не были поддержаны изменениями в политической, социальной и культурной сферах. Начавшийся после ХХ съезда процесс демократизации общества не был доведен до конца, не пошел вглубь, асо второй половины 60-х гг. фактически остановился. Демократическая тенденция слабела, а консерватизм все больше укрепился в 70-е гг. Значительно возросли противоречия в экономической и социальной сферах.
В 1966 — 70-е гг. меняется в целом масштаб экономики (по сравнению с 50-ми гг.). В 1966 г. промышленность имела уже более 300 отраслей. В стране насчитывалось примерно 47 тыс. промышленных предприятий, 13 тыс. строительных организаций, 12 тыс. совхозов и 37 тыс. колхозов.
Девятая пятилетка
В годы девятой пятилетки (1970 — 1975 гг.) народнохозяйственный потенциал удвоился. Страна достигла нового технического уровня, развились отрасли промышленности, которые только еще формировались в предшествующее десятилетие (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений. Сформировалась единая энергосистема, транспортная система СССР, единая система автоматической связи, нефте- и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов. Однако административно-командная система управления, практика планирования и давления директивных органов над предприятиями сохранялась. В 70-е гг. несоответствие между уровнем развития производительных сил и устаревшими формами производственных отношений заметно усилилось. Все более очевидной стала необходимость выработки новых подходов к экономическим и социальным проблемам.
Десятая пятилетка
В период десятой пятилетки (1976 — 1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. “Пятилетка эффективности и качества” — так называлась она в официальных документах.
Характерной чертой индустриального развития в 70-е гг. являлось увеличение масштабов строительства — новые заводы в Курске, Костроме, Волгодонске; Волжский автомобильный завод (ВАЗ), КаМАЗ в Набережных Челнах. Высокими темпами развивалась энергетика, химия, электроника, нефте- и газодобывающая, атомная промышленность. Приоритетное положение занимала оборонная промышленность. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Все более открытой становилась тенденция отставания во всех индустриальных отраслях.
Одиннадцатая пятилетка
На рубеже 70 — 80-х гг. условия народнохозяйственного развития еще более ухудшились. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась и на мировом рынке. Резко упали цены на нефть — важнейший предмет советского экспорта. Задания одиннадцатой пятилетки (1981 — 1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю. Резко сократились капиталовложения в социальную сферу.
В 1971 — 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. Темпы роста национального дохода составляли в восьмой пятилетке 41 %, в девятой — 28 %, в десятой — 21 %, в одиннадцатой — 17 %. Рост производительности труда в восьмой пятилетке был равен 37 %, в девятой — 25 %, в десятой — 17 %.
В 60-е гг. — первой половине 80-х возникла глубокая потребность в социально-экономическом обновлении, в выработке новой политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались деформации в экономической и социальной жизни.
Социально-экономические деформации в сфере управления были прямо связаны с прогрессирующей бюрократизацией. Управленческий аппарат разросся почти до сотни союзных и восьмисот республиканских министерств и ведомств и практически стал диктовать свою волю и хозяйству, и политике.
Руководители высшего и среднего звеньев заняли особое привилегированное положение в системе распределения социальных благ. Номенклатура стала опорой проводимого политического курса.
В 1977 г. была принята Конституция СССР,в основу которой была положена концепция “развитого социализма”. По Конституции политическую основугосударства составляли советы народных депутатов. Ядром политической системы общества “развитого социализма” называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного закона закрепляла за КПСС рольр