Концепция и разработка гипотезы исследования социально-экономических процессов.
Концепция исследования есть комплекс основополагающих взглядов, идей, принципов, подходов и механизмов разрешения совокупности проблем управления, проявляющихся в изучаемой системе.
Гипотеза – ориентировочное объяснение причинно-следственных связей исследуемого объекта. Это своего рода форма перехода от неизученных фактов к законам и закономерностям, позволяющая использовать гипотезу в качестве необходимого инструмента практически каждого научного исследования различных объектов, в том числе социально-экономических процессов.
По иерархической значимости гипотеза может быть:
· Генеральной
· Вспомогательной
По широте использования
· Универсальная
· Частная
Понятие рабочая гипотеза представляет собой предварительное предположение, выдвигаемое на начальном этапе исследования и служащее лишь первичным условным объяснением исследуемого явления. Гипотезы способствуют минимизации использования ресурсов для достижения поставленных целей.
Требования к гипотезам: 1). Целенаправленность, обеспечивающая объяснение всех фактов,характеризующих решаемую проблему.2). Релевантность 3.) Прогностичность. 4). Проверяемость 5). Непротиворечивость 6).Совместимость с существующими научными знаниями. 7). Потенциальность.
Формирование гипотез – один из трудных и мало формализуемых процессов исследования. Стадии формирования:
· Подготовительная(сбор информации и выявление проблемы
· Формирующая (анализ имеющейся информации и определение причин возникновения проблемы)
· Экспериментальная (работы,предусмотренные методикой исследования в том числе:планирование оргнанизацию и проведение экспериментов анализ и обобщение полученных результатов и т.д.
29. Междисциплинарная связь методологии исследования социально-экономических процессов с современными экономическими теориями, социологией, статистикой, демографией, теорией диалектики, психологией и другими науками.
На современном уровне развития науки методология исследования предполагает прежде всего междисциплинарную связь соответствующих методов.
Экономические теории строятся на основе соответствующих понятий (экономических категорий) и включают следующие элементы: а) исходные посылки (аксиомы, постулаты); б) теоретические модели; в) теоретические утверждения или выводы (законы, теоремы, гипотезы, предвидения и т.п.); г) методы доказательства теоретических выводов или проверки гипотез.
Экономические категории — это абстрактные теоретические понятия, обозначающие определенные элементы экономической реальности (экономический человек, фирма, капитал и др.), их состояния (например, экономическое равновесие) или свойства (стоимость, предельная полезность).
Исходные постулаты теории, т.е. положения, из которых она исходит (например, «труд — источник богатства», «фирма максимизирует прибыль», «ожидания экономических агентов рациональны»), могут иметь разное происхождение: заимствоваться из повседневного опыта, религиозных представлений или философской картины мира, приниматься условно (конвенционально) как удобное упрощение.
Теория предельной полезности, или маржинализма, — пожалуй, самый очевидный и плодотворный результат сотрудничества экономической науки и психологии. Современные экономисты не могут рассуждать, не используя такие понятия, как «поведенческая реакция», «рациональные ожидания», «ажиотажный спрос», «денежные иллюзии».
В свою очередь, и психологи, и социологи, и экономисты не могут обойтись без статистических и демографических данных. В частности, статистические методы позволяют исследовать дифференциацию населения в связи с изменениями в структуре производства, валовом продукте, его качестве. Экономическим процессам и явлениям присуща качественная и количественная определенность. Статистические приемы и средства исследования позволяют выявить преимущественно количественную сторону процессов хозяйственной жизни, их переход в новое качество.
Полагаясь на научные данные демографии, экономисты исследуют вероятную степень изменений в структуре производства. Сведения о дифференциации населения применимы также для всего комплекса социально-экономического процесса.
Среди различных видов движения населения естественное и миграционное занимают центральное место, поскольку представляют собой количественную сторону воспроизводства населения. Естественное движение населения включает в себя процессы рождаемости, смертности, возникновения и распада брачных союзов. Все эти социальные явления, влияющие на экономические процессы, исследуются демографией.
Чтобы точно установить сущность «многократно повторяющегося явления», экономист должен использовать социологические данные, особенно сегодня, когда во многих экономически развитых странах сформировалось «общество потребителей». Социологические и психологические методы отражают закономерности развития в общественной жизни, проявляющиеся в деятельности личности, социальных групп, разного рода социальных институтов и общества в целом, обнаруживая тем самым универсальный характер. В этом заключается одно из проявлений междисциплинарного взаимодействия экономической науки, социологии, философии с другими гуманитарными и общественными науками — психологией, историей, этикой, политологией, культурологией, демографией, этнографией и др. В исследовании экономических закономерностей используются как научно-теоретические, так и конкретно-прикладные методы, сочетающиеся с диалектико-материалистическим подходом к анализу социальных процессов.