Фактологическое обеспечение исследования социально-экономических и политических процессов

Социальный факт – обществ явл, ситуация соц жизни, рассматрив объективно как социальный процесс или результат опред дея-ти, и субъективно как вербальные (словесные) действия (мнения, взгляды, оценки).

Методы сбора данных – спец процедуры и операции, направленные на установление конкретных фактов. Традиционные качественные методы -использование умственных операций, направленных на выявление логики документов, их сути, осн идей (субъективизм). Количественные формализованные методы.

Выбор метода сбора и обработки инфо зависит от: степени разработанности исследуемой проблемы в научной литературе; возможностей исследователя; целей и задач исследования.

1. Метод изучения бюджетов времени населения это измерение распределения и использования фонда времени. Критерий – время – позволяет определить длительность, последовательность, интенсивность любых соц процессов и явл, степень их сопряженности, качественно-количественную структуру.

(суточный бюджет времени. недельный, месячный и годовой бюджеты времени).

Общий бюджет времени – распределение времени на различные виды и формы жизнедеятельности человека за определенный календарный период. Частный бюджет времен - распределение времени на осуществление какого-то одного или нескольких видов жизнедеятельности. Баланс времени связан с распределением и использованием времени отдельной социальной группой, отдельным коллективом, обществом в целом.

Методы изучения бюджета времени: метод самофотографии-человек сам фиксирует распределение своего времени в течение суток с помощью хронокарты; анкетный метод - изучение бюджета времени осуществляется путем письменного опроса; метод анкеты-хронокарты –детальная разработка видов деятельности в течение суток. предназначена для изучения распределения времени в течение недели.

2. Биографический метод это качественное исследование соц реальности через анализ жизненного пути отд индивида. Отличительной черта – большая сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека и на субъективном подходе к описанию человеческой жизни. три осн типа биограф: Полный тип -изложение всего жизненного опыта и пути субъекта. Тематический тип-описанием какой-то одной фазы жизни или одной ее стороны. Отредактированные привнесенные особенности исследователя-интерпретатора, который по-своему, организует биографический материал. Источники: опросов и интервью(позволяет анализировать жизненный путь человека), публичные(записи актов гражданского состояния, правительственные документы, данные социальной статистики) и частные(автобиографии, личные записи, дневники, мемуары) архивные материалы, документальная журналистика.

3.Опрос – основан на связи между исследователем и респондентом с целью получения устных или письменных ответов на поставленные исследовательские вопросы.

этапы опроса: 1. Концептуализация – определение цели исследования, выдвижение гипотез, уточнение понятий; 2. Схематизация– установление процедур, которые должны быть применены во время опроса, и принятие решения о характере требуемой выборки.

Способы организации опроса: перекрестный опрос – сбор данных производится всего один раз; лонгитюдный – сбор данных производится более одного раза. Разновидности: трендовыйв разное время опрашиваются члены нескольких разных выборок, составленных из субъектов одной и той же совокупности; когортное исследованиенацелено на изучение во времени частных, специфических групп; панельное исследование – одна и та же выборка, исследуемая в разные моменты времени. 3. Подготовка инструментария– определение методов, скока вопросов и каких, их сод-е, тип и тд. 4. Планирование – рассмотрение финансовых, административных, материально-технических и кадровых проблем, связанных с проведением опроса. 5. Построение выборки – отбор предполагаемых респондентов в соответствии с тем из методом 6. Инструктаж – подготовка персонала к работе с респондентами и к обработке данных; 7. Предварительное тестирование инструментария. 8. Собственно опрос – Очный опрос, Почтовый, Телефонный опрос, Поисковый опроспомогает получить информацию, необходимую для более точной формулировки исследовательских вопросов и гипотез в том случае, если об изучаемом явлении известно недостаточно. Описательный опроссоответствует точному измерению важных для теории переменных, но не дает сведения для выводов о причинных связях. Объяснительный опросспособствует проверке гипотез о причинных связях, чтобы понять наблюдаемые закономерности в свете теории. 9. Мониторинг (наблюдение за ходом опроса) – проверка корректности применения методики интервьюерами 10. Контрольная проверка – проверка того, все ли члены выборки оказались реально охвачены опросом 11. Кодирование – преобразование собранных данных в числовую форму. 12. Обработка – подготовка данных для анализа. 13. Анализ – переработка данных для получения содержательных выводов. 14. Составление отчета – изложение результатов анализа в форме исследовательского отчета.

Анкетирование

Принципы составления анкеты:программная логика не должна смешиваться с логикой построения анкеты; анкета строится с учетом психологического восприятия респондента; необходимость учета специфики респондента; расположение вопросов дает разную информацию; смысловые блоки должны быть одного объема; вопросы распределяются от простых к сложным.

5.Интервьюирование. Виды интервью

Интервью–вид опроса, взаимодействия интервьюера и респондента. три типа интервью: выборочное (формализованное), респонденты как представители какой-то ген совокупности; направленное (свободное) и специализированное интервью респонденты отбираются по какому-то определенному признаку. Направленноеэто интервьюирование элитных групп, т.е. людей, которые располагают сведениями, важными для целей данного исследовательского проекта. Выборочноедетальная разработку всей процедуры, и более одинаковый подход ко всем респондентам. Выборочное-определенный план опроса, а направленное интервью плана чаще всего не имеет. Специализированноеинтервью это опрос типичных представителей какой-то достаточно узкой группы населения.. Например. Опрос детей, неграмотных взрослых, заключенных, лиц без определенного места жительства

Фокусированное сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных процессов и явлений. перед фокусированным интервью респонденты включаются в определенную ситуацию. виды интервью, как групповое и индивидуальное, дифференцируемые в зависимости от того, кто выступает респондентом.

6. Социологическое наблюдение – непосредственного восприятия и прямой регистрации cy6ъектом всех фактов об изучаемом событии, процессе.

Программа наблюдения включает:объект наблюдения, предмет наблюдения, категории наблюдения, единицы наблюдения, наблюдаемая ситуация, условия наблюдения.

Основной инструментарий: дневник наблюдения – запись результатов; карточка для регистрации единиц наблюдения; протокол наблюдения.

Оценочные показатели:

1. Коэффициент устойчивости наблюдения – совпадение результатов, полученных в разное время;

2. Коэффициент согласованности наблюдателей – совпадение результатов различных наблюдений;

3. Коэффициент надежности наблюдения – совпадение результатов полученных разными наблюдателями.

7. Контент-анализ -это систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника. КА может быть использован тогда, когда имеется какой-то материальный носитель информации. С помощью этого метода исследователь может сравнить содержание множества текстов и анализировать его с помощью количественной методики (например, диаграмм, таблиц). Подсчитывается кол-во слов, или тем. Для проведения исследования выделяют два направления: Содержательный КА основан на исследовании слов, тем и сообщений.Трудной задачей – необходимость приписывания конкретных оценок ключевым упоминаниям. Следует решить, в каком смысле приводится данное упоминание: в позитивном или негативном, "за" или "против" объекта исследования.

Сущность структурного КАзаключается не в содержании изучаемого сообщения, а в способе презентации данного сообщения. Например: форма сообщения, сколько времени или печатного пространства уделено исследуемому предмету в том или ином источнике, наличие фотографии или иллюстрации, размеры заголовка сообщения и т.д.

В результате применения структурного КА получают данные с куда более надежными измерениями, чем в случае содержательного исследования, поскольку формальным показателям в меньшей степени присуща неоднозначность. Структурный КА обычно более прост в разработке и проведении, и более дешев и надежен, чем содержательный КА.

Наши рекомендации