По степени ограниченности конкуренции.

Объектную структуру рынка характеризуют:

1) Потребительский рынок.

2) Рынок недвижимости.

3) Рынок рабочей силы.

4) Рынок земли.

5) Рынок инвестиционных товаров.

6) Финансовые рынки.

7) Рынок интеллектуальных продуктов.

Структуру рынка по субъектам можно рассматривать в самом общем виде как взаимодействие на рынках интегрированных субъектов:

1) домохозяйств - так принято условно обозначать потребителей, одновременно являющихся поставщиками необходимых для функционирования экономики ресурсов;

2) фирм (сектора бизнеса) - производителей товаров и услуг и потребителей экономических ресурсов.

3) государство,являющееся, с одной стороны, самым крупным потребителем, с другой - самым крупным поставщиком и производителем товаров и услуг, часто совершенно особых

Рассмотрев объектно-субъектную структуру рынка, мы можем представить воспроизводственную структуры рыночного хозяйства, использующего деньги, как упрощенную схему кругооборота продукта и дохода.

По степени ограниченности конкуренции. - student2.ru

Верхняя половина диаграммы дает картину рынка ресурсов. На нем домохозяйства прямо и косвенно (через находящиеся в их собственности фирмы) владея всеми экономическими, поставляют эти ресурсы фирмам, осуществляют предложение ресурсов. Предпринимательский сектор является здесь покупателем, то есть предъявляет спрос на ресурсы, с помощью которых производятся товары и услуги.

В обмен на предложенные ресурсы домохозяйства получают денежные доходы в виде:

· заработной платы - дохода от продажи рабочей силы;

· ренты - дохода от предоставления земли, недвижимости;

· процента - дохода от предоставления предпринимательскому сектору временно свободных денежных ресурсов;

· прибыли как вознаграждения за предпринимательскую деятельность и т.п.

На рынке продуктов роли покупателя и продавца меняются на противоположные. Домохозяйства предъявляют спрос, выступают теперь покупателями потребительских товаров и услуг, тратя денежные доходы, полученные на рынке ресурсов, а фирмы осуществляют предложение, становятся поставщиками и продавцами товаров и услуг, получают взамен проданных благ доходы.

Взаимодействие спроса и предложения лежит в основе определения цен на товары.

В результате взаимодействия домохозяйств и фирм на товарном и ресурсном рынках, в рыночном хозяйстве идет:

1) кругооборот ресурсов и продукта. Он на схеме изображен как движение против часовой стрелки. Это -реальный (или материальный) поток.

2) кругооборот доходов и расходов, изображенный как движение по часовой стрелке. Это - денежный поток.

Территориальная структура рынка - это рассмотрение рыночной структуры по критерию географических и административных границ. В этой связи различают:

1) местный рынок;

2) национальный рынок;

3) мировой рынок.

По степени ограниченности конкуренции выделяют четыре типа рынков, на которых могут действовать хозяйствующие субъекты:

1) рынок чистой (совершенной) конкуренции;

2) рынок монополистической конкуренции;

3) олигополистический рынок;

4) монополизированный рынок.

Для характеристики этих рыночных структур будем использовать таблицу, предложенную К. Макконнелом:

Характеристика Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое число Много Несколько Одна
Тип продукта Стандартизованный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный, нет заменителей  
Контроль над ценой Отсутствует Слабый Взаимная зависимость (следование за лидером); значительный при тайном сговоре Значительный
Условие входа на рынок Свободный вход и выход Сравнительно легкие Наличие существенных ограничений Блокировано
Неценовая конкуренция Отсутствует Инструменты маркетинга Типична при дифференциации продукта Public Relations
Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви, продовольствия Производства стали, машин, компьютеров, автомобилей. Электрические сети

Наши рекомендации