Характеристика моделей рынка в зависимости от степени конкуренции

Критерии Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое Большое Несколько Одна
Тип продукта Стандартизированный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный, без близких заменителей
Контроль над ценой Отсутствует Имеется в узких рамках Ограниченный Значительный
Условия входа в рынок Очень легкие Сравнительно легкие Наличие препятствий Блокировано
Неценовая конкуренция Отсутствует Упор на рекламу и торговые марки Очень развита Главным образом реклама
Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля Производство стали, автомобилей Местные предприятия общественного пользования

20.

Основные переменные, используемые для сегментирования потребительского рынка
Демографические:возраст, пол, уровень дохода, размер семьи, этап жизненного цикла семьи, род занятий (профессия), образование, религиозные убеждения, раса, национальность и др.
Географические:государства, регион, город или сельская местность, район города, общины, плотность населения, численность населения, климат и др.
Психографические:общественный класс, стиль (образ) жизни, тип личности (индивидуализм или групповая мотивация, увлекающаяся натура или авторитарная, или честолюбивая) и др.
Поведенческие:повод для совершения покупки (обыденная покупка, особый случай); искомые выгоды ( качество, сервис, экономия); статус пользователя (не пользующийся, бывший пользователь, потенциальный пользователь, пользователь-новичок, регулярный пользователь); интенсивность потребления (слабый потребитель, умеренный потребитель, активный потребитель); степень готовности покупателя к восприятию товара (неосведомленный, осведомленный, информированный, заинтересованный, желающий, намеревающийся купить); отношение к товару (восторженное, положительное, безразличное, отрицательное, враждебное) и др.

Благо, товар, услуга: понятия, виды, характеристика.

Полезность, ценность (стоимость), цена товара, услуги.

Закон убывающей предельной потребности.

Медицинская услуга, социальная услуга: понятие, особенности, виды

21.

БЛАГО
– это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей; – все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности

22.



Классификация, виды благ
Критерий: участие человека в производстве благ
Экономические Характерные черты: - ограниченное количество - необходимость затрат на производство - наличие рыночной цены
Неэкономические Характерные черты: - практически неограниченное количество - отсутствие затрат на производство, предоставляются природой - отсутствие рыночной цены
Критерий: субстанция благ
Материальные - естественные дары природы (земля, воздух, климат); продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.); отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные) вещная форма благ Характерные особенности: - производство и потребление происходят разновременно  
Нематериальные – это блага, воздействующие на развитие способностей человека, создающиеся в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.д.
внутренние внешние
– блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, пение, декламация, музыкальный слух, музицирование, способности к науке и т.д.) – это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.)
услуги Характерные особенности: - производство и потребление происходят одновременно - услуги не могут быть приобретены в собственность - не подлежат хранению - непостоянство качества - неотделимость от источника  
Критерий: создаются самой рыночной системой или государством
Частные Создаются рыночной системой и предоставляются только тем, кто за них заплатил
Общественные Предоставляются государством всем гражданам (система внутренней и внешней безопасности, правовой порядок, социальные блага)
Критерий: характер использования
Потребительские (прямые) Блага текущего потребления
Производственные (косвенные) Производственные ресурсы (оборудование, здания, земля, профессиональные навыки и квалификация)
Критерии: характер соотносимости друг с другом
Комплиментарные (дополняющие) блага Блага, которые могут дополнять друг друга в процессе потребления
Субституты (взаимозаменяемые блага) Блага, которые являются заменяемыми (альтернативными) по отношению друг к другу
Критерии: длительность потребления
Краткосрочного потребления Срок службы не превышает одного года
Долгосрочного потребления Срок службы превышает один год
         

23.



ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ
– товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях) (О защите конкуренции: ФЗ №135-ФЗ от 26.07.2006 г.)

24.

Товарное производство
такой тип организации хозяйства, при котором блага, продукты создаются для продажи их на рынке

25.

Типы товарного производства
Простое товарное производство Развитое товарное производство
исторический первый тип товарного производства, при котором применяется личный труд собственников факторов производства наивысшая, развитая форма товарного производства достигается при капитализме, при котором применяется наемный труд

26.

ТОВАР
– экономическое благо, результат производственной деятельности, общественная потребительная стоимость, предназначенная для обмена на другой товар, для продажи на рынке; – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (О защите конкуренции: ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.)

27.

  ТОВАР – экономическое благо, результат производственной деятельности, общественная потребительная стоимость, предназначенная для обмена на другой товар, продажи на рынке  
Потребительная стоимость –способность удовлетворять ту или иную потребность человека Стоимость – согласно учению классической школы это воплощенный в товаре труд. В обмене же проявляется внешняя сторона стоимости – меновая стоимость. Это те пропорции, в которых один товар обменивается на другой

28.

Особенности двух свойств товара
Потребительная стоимость Стоимость
Товары различает Товары сравнивает
Показывает отношение человека к товару Показывает отношения между людьми по поводу товаров
Одному человеку нельзя одновременно использовать оба свойства товара

29.

Цена товара
- это денежное выражение его стоимости

30.

УСЛУГА
– любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой, которые в основном неосязаемы и не приводит к завладению, чем либо (Основы маркетинга Ф. Котлер); – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (Налоговый кодекс РФ, ст. 38) - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя (ГОСТ 30335-95: Услуги населению. Термины и определения)

31.

Особенности потребительной стоимости услуги
Неосязаемость Неотделимость от источника Непостоянство качества Несохраняемость
Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать до момента приобретения. Услуга не существует до ее предоставления, что делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения Обязательно присутствие клиента, пациента в момент оказания ему услуг Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их поставщиков, места, времени оказания Услугу невозможно хранить, нельзя заготовить впрок

32.

Медицинская услуга (Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»)
- комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг

33.

Основные виды медицинских услуг (Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»)
1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь

34.

Социальная услуга (Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»)
– это действия социальной службы, заключающиеся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации

35.

Основные виды социальных услуг (ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения)
Социально-экономическая услуга – социальная услуга, предоставляемая клиентам с целью поддержать и улучшить их жизненный уровень путем оказания материальной помощи, консультирования, содействия в трудоустройстве, в решении других социально-экономических проблем жизнедеятельности.
Социально-медицинская услуга – социальная услуга, предоставляемая клиентам в целях поддержания и улучшения состояния их здоровья, социально-медицинская реабилитации путем организации лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставления медикаментов и медицинской техники, консультирования, содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской помощи, в решении других социально-медицинских проблем жизнедеятельности.
Социально-психологическая услуга – социальная услуга, направленная на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности.
Социально-бытовая услуга – социальная услуга, направленная на поддержание жизнедеятельности клиентов в быту.
Социально-правовая услуга -социальная услуга, предоставляемая клиентам для поддержания или изменения их правового статуса, оказание юридической помощи, защиты законных интересов, содействия в решении других социально-правовых проблем жизнедеятельности.

36.

Жизненный цикл товара

Характеристика моделей рынка в зависимости от степени конкуренции - student2.ru

Наши рекомендации