Проблемы достижения конкурентоспособности российскими регионами
1. Негативный имидж региона
2. Недобросовестная конкуренция
3. Значительный удельный вес дотационных регионов
4. Низкое качество жизни населения
5. Низкая производительность труда в отраслях региональной экономики
6. Сложность внедрения инноваций
Тема 7. Государственное регулирование регионального развития
7.1. Содержание региональной социально-экономической политики в РФ
7.2. Средства реализации региональной политики
7.3. Стратегия активного самообеспечения региона
7.4. Стратегическое управление экономикой и социальной сферой региона
Содержание региональной социально-экономической политики в РФ
Переход к рыночной экономике повлек за собой полное разрушение системы планового централизованного управления развитием регионов, существовавшей в стране в советское время. Между тем, новые экономические отношения, с одной стороны, обострили нерешенные еще в дореформенный период проблемы, такие как содержание предприятий социальной сферы и развитие инфраструктуры, с другой, вызвали появление целого ряда новых проблем - необходимость обеспечения занятости населения, создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, выравнивания уровня и качества жизни населения региона и т.д.
Это потребовало проведения активной региональной политики - деятельности государства в области управления политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны и ее территориальным развитием.
В составе региональной политики особое место занимает региональная социально-экономическая политика, имеющая ряд специализированных направлений – макроэкономическая политика, структурная политика, социальная политика и др. Ее целью является поддержание экономической эффективности и социальной справедливости в территориальном развитии страны, а также укрепление ее целостности.
Цель РСЭП находит отражение в задачах, могут быть представлены четырьмя блоками:
1) социальные – обеспечение социальных прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей региона;
2) экономические – выравнивание уровней экономического развития регионов, приоритетное развитие регионов, имеющих стратегическое значение для страны;
3) экологические – предотвращение загрязнения окружающей среды, ликвидация последствий ее загрязнения;
4) в области национальных и межэтнических отношений.
Однако наиболее значимыми из них являются:
-ориентация экономики региона на решение социальных задач, достижение высокого уровня жизни населения,
-формирование высокоэффективной социально ориентированной экономики, сочетающей механизмы рыночного саморегулирования с активным государственным воздействием на экономические и социальные процессы.
РСЭП в России реализуется на 2-х уровнях:
1) федеральный уровень - взаимоотношения субъектов федерации с центром, территориальные проблемы национальной экономики, регулирование социально-экономического развития отдельных регионов (например, ликвидация чрезвычайных ситуаций);
2) субфедеральный - отношения внутри региона, регулирование отношений региона с муниципалитетами.
Таким образом, РСЭП является результатом взаимодействия всех уровней власти федерального устройства РФ.
В настоящее время актуальными проблемами РСЭП являются: учет специфики регионов при проведении национальной инвестиционной, структурной, социальной и др. политик; перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень (прежде всего, это касается развития малого предпринимательства); активизация экономической деятельности на местах; разработка специальных целевых программ, учитывающих особенности отдельных регионов.
В РФ при определении особенной проведения РСЭП учитываются следующие факторы:
-отраслевая специализация региона;
-выполнение регионом специфических федеральных функций (оборонной, внешнеэкономической и др.);
-географическое положение;
-политическая ситуация.
В результате в стране сложились 4 основные модели региональной социально-экономической политики:
1) проведение рыночных преобразований (Москва, С-Петербург, Нижегородская область);
2) увеличение региональных доходов путем форсирования экспорта, используя различия в мировых и внутренних ценах;
3) завоевание для своего региона особых льгот (налоговых, субсидий, трансфертов из федерального бюджета);
4) сохранение существующих элементов административно-плановой экономики (дотирование из бюджета, нормированное распределение потребительских товаров, контроль за ценами).
По мере развития рыночных отношений преобладающей, скорее всего, станет первая модель регионального развития.
Нормативной базой РСЭП являются:
-Конституция РФ, определяющая принципы государственного устройства, основы экономических отношений между регионами, муниципалитетами и федерацией;
-федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, регулирующие важнейшие сферы регионального развития и совершенствующие правовые основы экономического федерализма.