Классификация видов региональной политики

Критерии Виды региональной политики
1. Направленность на определенную составляющую социально-экономической системы региона
  • экономическая;
  • социальная;
  • экистическая;
  • экологическая;
  • научно-техническая.
2. Цель применения
  • - выравнивание уровней социально-экономического развития регионов
  • оптимизация использования региональных ресурсов и т.д.
3.Механизм реализации
  • автоматическая (распределение в соответствии с количественными показателями);
  • проблемная (распределение по специальным программам);
  • целевая (распределение по конкретным регионам).
4. Форма реализации
  • финансовая (трансферты, льготы, штрафы);
  • административная (разрешения, запреты, лицензирование);
  • инфраструктурная и т.д.
5. Адресаты
  • фирмы;
  • граждане;
  • отрасли;
  • территориальные органы власти

На федеральном уровне вопросы регионального управления решает Министерство регионального развития Российской Федерации. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе районов Крайнего Севера и Арктики, административно-территориального устройства Российской Федерации, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности) и жилищно-коммунального хозяйства, государственной национальной политики и межнациональных отношений в Российской Федерации, а также защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Особенностями регионального управления являются:

1) оно осуществляется на конкретной территории, содержащей множество субъектов хозяйствования. Организация их функционирования в интересах региона и его населения является важнейшей задачей регионального администрирования;

2) высокая изменчивость структуры и кадрового состава аппарата управления, являющиеся залогом активного внедрения управленческих инноваций. Следует отметить, что для таких отраслей как архитектура, градостроительство, ЖКХ характерна стабильность кадрового состава аппарата управления;

3) основным показателем эффективности регионального управления является качество жизни населения региона.

Основными проблемами, стоящими перед региональным управлением в настоящее время являются:

1) отсутствие комплексной системы управления регионом, нацеленной на обеспечение устойчивого развития в условиях нестабильной внешней среды,

2) отсутствие эффективных механизмов привлечения внебюджетных средств в социальную сферу региона,

3) отсутствие планов стратегического развития у значительной части регионов РФ.

Одной из главных проблем регионального управления в РФ остается вопрос о формировании и составе региональной собственности. С переходом к рыночной экономике в стране стали выделяться следующие виды государственной собственности – федеральная, собственность субъекта РФ (региональная) и муниципальная.

В соответствии с российским законодательством под региональной собственностью понимается имущество, в отношении которого региональным органам управления принадлежат права владения, пользования и распоряжения. Субъектами региональной собственности выступают исполнительные и законодательные органы региональной власти, наделенные правомочиями собственника. Таким образом, региональная власть выполняет две функции: собственника имущества и управляющего субъекта. Управление региональной собственностью осуществляется административными методами (установление арендной платы, величины отчислений от прибыли предприятий, бюджетным финансированием).

Процесс формирования региональной собственности в настоящее время происходит путем:

- приватизации – передачи государственной собственности в частную собственность,

- передачи объектов с государственного на региональный уровень,

- приема в региональную собственность имущества ликвидируемых государственных предприятий, должников регионального бюджета в счет погашения долга и т.д.

- покупки имущества за счет средств регионального бюджета.

Управление государственной собственностью на региональном уровне предусматривает несколько направлений:

- управление государственными унитарными предприятиями, учреждениями и акциями (долями);

- управление объектами недвижимости;

- управление землей и земельными отношениями.

Наши рекомендации