Классификация видов региональной политики
Критерии | Виды региональной политики |
1. Направленность на определенную составляющую социально-экономической системы региона |
|
2. Цель применения |
|
3.Механизм реализации |
|
4. Форма реализации |
|
5. Адресаты |
|
На федеральном уровне вопросы регионального управления решает Министерство регионального развития Российской Федерации. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе районов Крайнего Севера и Арктики, административно-территориального устройства Российской Федерации, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности) и жилищно-коммунального хозяйства, государственной национальной политики и межнациональных отношений в Российской Федерации, а также защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Особенностями регионального управления являются:
1) оно осуществляется на конкретной территории, содержащей множество субъектов хозяйствования. Организация их функционирования в интересах региона и его населения является важнейшей задачей регионального администрирования;
2) высокая изменчивость структуры и кадрового состава аппарата управления, являющиеся залогом активного внедрения управленческих инноваций. Следует отметить, что для таких отраслей как архитектура, градостроительство, ЖКХ характерна стабильность кадрового состава аппарата управления;
3) основным показателем эффективности регионального управления является качество жизни населения региона.
Основными проблемами, стоящими перед региональным управлением в настоящее время являются:
1) отсутствие комплексной системы управления регионом, нацеленной на обеспечение устойчивого развития в условиях нестабильной внешней среды,
2) отсутствие эффективных механизмов привлечения внебюджетных средств в социальную сферу региона,
3) отсутствие планов стратегического развития у значительной части регионов РФ.
Одной из главных проблем регионального управления в РФ остается вопрос о формировании и составе региональной собственности. С переходом к рыночной экономике в стране стали выделяться следующие виды государственной собственности – федеральная, собственность субъекта РФ (региональная) и муниципальная.
В соответствии с российским законодательством под региональной собственностью понимается имущество, в отношении которого региональным органам управления принадлежат права владения, пользования и распоряжения. Субъектами региональной собственности выступают исполнительные и законодательные органы региональной власти, наделенные правомочиями собственника. Таким образом, региональная власть выполняет две функции: собственника имущества и управляющего субъекта. Управление региональной собственностью осуществляется административными методами (установление арендной платы, величины отчислений от прибыли предприятий, бюджетным финансированием).
Процесс формирования региональной собственности в настоящее время происходит путем:
- приватизации – передачи государственной собственности в частную собственность,
- передачи объектов с государственного на региональный уровень,
- приема в региональную собственность имущества ликвидируемых государственных предприятий, должников регионального бюджета в счет погашения долга и т.д.
- покупки имущества за счет средств регионального бюджета.
Управление государственной собственностью на региональном уровне предусматривает несколько направлений:
- управление государственными унитарными предприятиями, учреждениями и акциями (долями);
- управление объектами недвижимости;
- управление землей и земельными отношениями.