Выбортемы научного исследования и выполнение научной работы
Тема научного исследования может относиться к научному направлению или к научной проблеме. Под научным направлением понимается наука, комплекс наук или научных проблем, в области которых ведутся исследования. Научные исследования, которые выполняют экономисты, охватываются общим направлением «экономика» (экономические науки). Внутри него можно выделить конкретные направления, основой которых являются специальные экономические науки: региональная экономика, статистика, финансы, кредит, экономика труда и т.д.
Научная проблема – это совокупность сложных теоретических и практических задач. Проблема может быть отраслевой, межотраслевой, региональной, мировой.
Тема научного исследованияявляется составной частью проблемы. В результате исследований по теме получают ответы на вопросы, охватывающие часть проблемы. Под научными вопросами обычно понимаются мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования.
Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка новых вопросов является ответственной задачей. Конкретизация направления исследования является результатом изучения состояния запросов производства, общественных потребностей и состояния исследований в том или ином направлении на данном отрезке времени. При выборе проблемы и темы научного исследования формируется сама проблема и определяются в общих чертах ожидаемые результаты, затем разрабатывается структура проблемы, выделяются темы, вопросы, устанавливается их актуальность.
После обоснования проблемы и установления ее структуры определяются темы научного исследования, каждая из которых должна быть важной, требующей скорейшего разрешения, иметь научную новизну, т.е. должна вносить вклад в науку.
Важной характеристикой темы является возможность быстрого внедрения полученных результатов в практическую деятельность.
Выбору темы должно предшествовать ознакомление с отечественными и зарубежными литературными источниками данной и смежных специальностей.
Научное исследование выполняется в определенной последовательности. Вначале формулируется тема, затем разрабатывается технико-экономическое обоснование темы. В первом разделе обоснования темы указываются причины разработки, проводится краткий литературный обзор, в котором описываются уже достигнутый уровень исследования и ранее полученные результаты. Особо выделяются нерешенные вопросы и их значимость для народного хозяйства. Такой обзор позволяет наметить методы решения задачи и стадии исследования, определить конечную цель выполнения темы.
На стадии разработки обоснования темы определяется область использования полученных результатов, экономической или социальный эффект. Затем составляется список литературы, уясняются методы исследования, составляется план исследования. После осуществления исследования начинается этап внедрения, который завершается оформлением акта.
В процессе работы над темой исследователь начинает работать с научной литературой. По каждой отрасли науки выходит большое количество монографий, статей, книг. Исследователь не может прочитать все, что когда-либо было написано по его отрасли. Он должен научиться читать. В основе умения читать лежит дифференцированный подход к книге. Одну книгу нужно проштудировать, другую прочитать, третью просмотреть или перелистать. Английский философ Ф. Бэкон писал: «Некоторые книги должны быть только отведаны, другие проглочены, третьи прожеваны и переварены и немногие прочитаны полностью с вниманием и прилежанием». Нужно читать серьезные первоклассные работы по данной теме, предпочтительнее обращаться к источникам, прежде всего надо читать те книги, которые обеспечивают наибольшую добычу научной информации. Необходимо обращать внимание на год издания книги, предпочтительнее брать последнее издание. При чтении нужно придерживаться строгой последовательности. Об этом условии плодотворной научной работы физиолог И.П. Павлов отмечает: «Последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучайте себя к строгой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы науки, прежде, чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего».
Работа над книгой предполагает постепенное владение материалом. Штудирование книги – это углубленная ее проработка, которая требует сосредоточенности и непрерывной самопроверки. Прорабатывать книгу нужно отдельными главами так, чтобы из каждой сделать отдельные выводы. Самопроверка состоит в выяснении того, понято ли все до конца. Желательна критическая проработка книги, в которой различают три фазы:
1) когда книга целиком владеет нами;
2) когда читатель оспаривает мысли автора;
3) когда он подводит итоги борьбы с автором.
Критический анализ книги обогащает мысль, развивает и совершенствует мышление. Внешнее закрепление изучения книги может быть отражено в виде записи или рисунка, выписки, конспекта и т.д.
К просмотру книги можно прибегать тогда, когда по начальным страницам исследователь убеждается, что книга не представляет никакой ценности.