По существу монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции.
Рынок характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.
Положение фирмы в данной рыночной ситуации отличается и от чистой монополии, и от олигополии, и от совершенной конкуренции.
В отличии от полной монополии такая фирма, не будучи единственным производителем данного вида продукции, находится под воздействием конкуренции других фирм, производящих данную группу товаров субститутов.
Фирма, находящаяся в ситуации монополистической конкуренции, может не учитывать ответную реакцию конкурентов на свои действия, так как каждый из них оказывает ничтожное воздействие на общие условия реализации продукта. Этим монополистическая конкуренция отличается от олигополии.
И наконец, в отличии от совершенной конкуренции, при монополистической конкуренции объем сбыта ограничен и определяется такими факторами, как рыночная цена, особенности продукта и величина расходов на рекламу.
В состоянии монополистической конкуренции могут находиться предприятия розничной торговли, парикмахерские, видеосалоны и т.д.
Олигополия
Олигополия- это рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.
1-ая черта олигополии - немногочисленность.
Чем выше уровень концентрации, тем большая доля производства приходится на небольшое число фирм-лидеров. Рынок в этом случае приближается к монополии.
Ая черта - высокие барьеры для вхождения в отрасль.
Они связаны с эффектом масштаба, наличием патентов на технические открытия, монопольным контролем над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу и т.д.
Я черта - всеобщая взаимозависимость.
Небольшое число фирм в составе олигополии вынуждает их при формировании экономической политики учитывать реакцию со стороны конкурентов.
Необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска называется олигополистической взаимосвязью.
Взаимосвязь проявляется в разных формах поведения олигополистов - от ценовой войны до сговора.
В олигополии возможны два варианта поведения фирм: некооперативное и кооперативное.
При некооперативном каждая фирма самостоятельно определяет объем выпуска и уровень цен. Ответная реакция конкурента приводит к ценовой войне.Ценовая война - это циклическое снижение цен с целью вытеснения конкурента с рынка.
Рынок труда
1. Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.
Спрос на труд
Платежеспособная потребность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства
— производительность труда;
— использование современных технологий;
— состояние экономики и ее отдельных отраслей;
— спрос на потребительские товары, необходимые обществу.
Предложение труда
Совокупность экономически активного населения, предла-гающего свою рабочую силу на рынке труда
— численность трудоспособного населения;
— уровень квалификации;
— уровень и структура зарплаты;
— социальная и налоговая политика государства.
В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике.
Особенности рынка труда
- На рынке труда покупаются только трудовые услуги.
- Компенсация за труд представлена не только з/п, но и доп. Льготами
- Трудовые контракты кроме денежного аспекта, сделки включают: содержание и условия труда и т.д.
2. На рынке труда работники могут отличаться, в частности, способностями, квалификацией и тд, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда.
3. При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение
4. На рынке труда присутствует большое число структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов.
5. Рынок труда имеет дело с особым ресурсом — «человеческим капиталом».
Человеческий капитал — запас интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека, а в экономической науке – способность людей к участию в процессе производства.
6. Рынки труда бывают конкурентными и неконкурентными.
Характерные черты конкурентного рынка труда
1. Значительное число покупателей и продавцов услуг труда.
2. Однородные услуги труда.
3. Никто из покупателей и продавцов трудовых услуг не может повлиять на ставку заработной платы (отсутствие монополии).
4. Свободное вхождение в рынок и выход из него для обеих сторон.
5. Полная информированность участников рынка труда о спросе и предложении.
6. В поведении участников рынка труда преобладает экономическая мотивация.
7. З.п. — форма материального вознаграждения за труд, поступающего наемным работникам предприятий и учреждений.
8.Факторы, влияющие на величину заработной платы
- Стоимость жизненных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы
- Мин. уровень оплаты труда работников, соотв. прожиточному минимуму
- Уровень квалификации работников
- Развитость эконом. и соц.усл. жизни населения
- Спрос и предложение на рынке труда
9. Различают номинальную и реальнуюзаработную плату.
Номинальная зарплата – вознаграждение за труд, которое назначается работнику в виде определенной суммы денег
Реальная зарплата – сумма жизненных благ, которые можно приобрести за номинальную плату при данном уровне цен на товары и услуги
Факторы реальной зарплаты:
- Величина номинальной заработной платы
- Уровень цен на предметы потребления и услуги
- Размер налогообложения
10.Формы зарплаты
Постоянная (оклад) – вознаграждение за труд, не зависящее от каких-либо условий.
Повременная — вознаграждение за труд в зависимости от проработанного времени.
Сдельная — вознаграждение за труд в зависимости от количества изготовленных изделий
Смешанные формы — вознаграждение за труд в зависимости не только от количества отработанного работником времени, но и от финансового положения предприятия, итогов работы каждого работника и фирмы в целом.
11. Структура системы заработной платы
(Оплата квалифицированного труда (Минимальная зарплата (Прожиточный минимум)))
Нижняя граница заработной платы – это прожиточный минимум,такой уровень доходов, который необходим работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей(самых необх.)
Оборот и формы капитала
Капитал —обязательный элемент рыночной экономики, необходимый фактор и ресурс производства, главный объект рынка капитала. Это любой ресурс экономики, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ и способный приносить доход.
Капитал существует в различных формах:
Изначально он выступает в денежной форме. Это денежный капитал, роль его сводится к созданию необходимых условий для процесса производства материальных благ. Имея деньги, предприниматель приобретает на рынке необходимые факторы производства: рабочую силу, средства производства и земельный участок.
Др. формой капитала является производительный капитал, ф-ция кот. — рациональное потребл. приобретенных факторов в проц.пр-ва; созд. товаров, обладающих общественной потребительной стоимостью и стоимостью, содержащей прибавочную стоимость и прибыль.
Третьей формой капитала выступает товарный капитал, его роль и функция — в реализации произведенных товаров и содержащейся в них стоимости и прибавочной стоимости, т.е. превращение товарного капитала в денежный.
Именно на этой стадии реализованная прибавочная стоимость превращается в прибыль, доход предпринимателя. Капитал совершил кругооборот.
Кругооборот капитала — это такое движение капитала, при котором, проходя три различные стадии и три функциональные формы, он возвращается в ту форму, с которой начал свое движение.
Денежный, производительный и товарный капитал - это не самостоятельные виды, а функционально особые формы одного и того же промышленного капитала. Промышленный капитал одновременно пребывает во всех трех функционально особых формах, т.е. одна его часть функционирует в форме денег, вторая - в форме средств производства и рабочей силы, а третий - в виде готовых товаров. Движение капитала не ограничивается его одноразовым кругооборотом - стремление капиталиста к увеличению массы дополнительной стоимости побуждает его кнепрерывного возобновления процесса кругообороту капитала, который обозначается понятием «оборот капитала».
Оборот капитала - непрерывно повторяющийся кругооборот капитала от момента авансирования капитала до момента его возвращения капиталисту в той же форме.
Содержание оборота капитала составляет прохождения всей авансированною капитальной стоимостью всех стадий производства и обращения товаров. Капитал, авансированный в средства труда (здания, машины и оборудование), не может полностью обернуться в пределах одного кругооборота одновременно, поскольку на товары, которые производятся в течение одного кругооборота капитала переносится лишь та часть стоимости средств труда, которая в нем потребляется. Поэтому полный оборот стоимости различных элементов производительного капитала, воплощенного в средствах труда, требует разного количества кругооборотов и различных сроков времени. Время оборота капитала определяется как сумма промежутков времени, в течение которого стоимость всех элементов авансированного капитала проходит стадии производства и обращения. Поэтому время оборота капитала - это период, который длится от момента авансирования капитала в денежной форме до момента его возвращения своему владельцу в той же форме.
Понятием, которое находится в главной зависимости от оборота капитала, является число оборота капитала, которым отражают скорость оборота капитала. Чем меньше есть время оборота капитала, тем большим является число оборотов капитала на год. Поэтому скорость оборота капитала определяют по формуле: если число оборотов обозначим через Чо, единицу изменения (год) — через О и время оборота данного капитала — через о, то Чо = О/о. Иначе говоря, время оборота равно году, деленному на время оборота индивидуального капитала. Допустим, капитал предприятия совершает оборот за 3 мес., тогда за год он обернется 4 раза (Чо = 12 мес. / 3 мес.).
Рынок капитала
(Рассм. на прим.упрощ. модели рынка денег)
I-спрос на деньги в связи с инвестициями предприятий в реальный капитал
S-сбережения,r-ставка%,i-рентаб. инвестиций
1.Вшир. смысле р. капитала предст. собой процессы обмена, идущие во времени между наст.и буд. и в частности обмен части текущ.потребл. на большее по вел. потребление в будущем за счет раз.пр-ва. При этом для рацион.потребителя выполн. условие равнов.1=1+r*, а инвест. оправданы при усл.i>=r*.
2.rхар-етальтерн.ст.ть капитала.
3. Как относительная цена r соизмеряет настоящие и будущие ценности.
4. В связи с предыдущим, % служит нормативом дисконтирования, т.е. приведения в соотносимый вид разновременных экономических показателей.
Пример:
Год-1 р
2 Год- (1+ r*)
3 Год-(1+ r*)+(1+ r*) r*=(1+ r*)^2
T лет -(1+ r*)^t
Если проводить дисконтирование в обратном порядке:
Год-1 р
2 Год -1/(1+ r*)
1 Год-1/(1+ r*)^2
5.Дисконтирование позволяет определить полную стоимость любого капитального актива
D1,…Dt
PV-полная стоимость актива (текущая)=D1/(1+r)+D2/(1+r)^2+…Dt/(1+r)^t