Концепция распределения доходов. Неравенство доходов
Распределение дохода между владельцами факторов производства - функциональное распределение дохода.Позволяет понять распределение совокупного национального дохода между собственниками вещественного капитала и человеческого. Иными словами, функциональное распределение – это анализ источников получения доходов.
Персональное распределение дохода- распределение дохода между отдельными экономическими единицами (домашними хозяйствами), т.е. люди являются собственниками нескольких ресурсов (в первую очередь человеческого), и их доходы складываются из различных источников. Фактически, это количественный подход, позволяющий оценить уровень неравенства доходов.
Для оценки уровня и динамики доходов населения используют показатели:
номинального дохода - количества денег, полученное отдельными лицами в течение определенного времени;
располагаемого дохода - доход, который может быть использован на личное потребление и сбережения (меньше номинального на сумму налогов и обязательных платежей, но с учетом государственных трансфертов);
реального дохода – то количество товаров, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода (т.е. с поправкой на изменение уровня цен).
Номинальные денежные доходы формируются из различных источников: факторные доходы, трансфертные платежи, поступления из финансовой системы (банки, страховых учреждений и т.д.). Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляет решающую часть доходов этой группы населения. Анализ тенденций перспективного развития оплаты труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.
Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи (трансферты): пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, пособия (по безработице, на детей и т.д.)
Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и зарплаты играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуумов, их трудовой мотивации. Нивелирование неравенства в доходах противоречиво: повышение роли выплаты по линии государственных программ помощи, с одной стороны, ведет к устойчивости (стабильности) системы, с другой – нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологическое иждивенчество.
НЕРАВЕНСТВО В ДОХОДАХ.
При общих принципах формирования доходов “заработанных” (факторных) и полученных по каналам правительственных программ сохраняются условия неравенства получаемых доходов, а значит и уровня жизни различных слоев и групп населения.
В экономической теории используется кривая Лоренцакак показатель, отражающий неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения (рис.30).
По горизонтали отложены процентные группы населения (децильные – 10%, квинтильные – 20%), по вертикали - проценты дохода, получаемые этими группами. Если бы в распределении доходов существовало абсолютное равенство, то 20% населения получали бы 20% совокупного дохода общества, 40% населения - соответственно 40% и т.д. Следовательно, линия OF показывает абсолютное равенство в распределении доходов.
Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40%, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного-единственного, последнего в ряду (линия ОE) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия OEF - линия абсолютного неравенства.
В реальности фактическое распределение дохода показано линией ОАВF - кривая Лоренца. Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии OF, тем больше неравенство в распределении доходов. Если разделить заштрихованную площадь на площадь треугольника OЕF, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов - коэффициент Джини. Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь заштрихованной фигуры, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1.
Рис.30. Кривая Лоренца
При анализе распределения доходов (построении кривой Лоренца) используются факторные доходы (с включением налогов) и трансферты (в денежном выражении). При измерении доходов игнорируют доходы и трансферты получаемые в натуре (бесплатная медицина, образование и т.д.). Расширительная трактовка доходов (включение натуральных трансфертов и доходов, исключение налогов) дает более точную картину неравенства.
Ниже приводятся динамика показателей уровня жизни населения России (табл.4). Обратите внимание на то, что реальные доходы имели устойчивую тенденцию к росту (ежегодные темпы прироста от 10% до 15% после 2000 г.), однако децильный коэффициент (коэффициент фондов) не только не сокращался, а показывал такую же устойчивую тенденцию прироста (около 5% ежегодно). Данный факт свидетельствует об углублении дифференциации в доходах населения и неравенства в распределении в целом.
Таблица 4
ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ
УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств (в текущих ценах), млрд. руб. (до 2000 г. - трлн. руб.) | 7,9 | 871,6 | 3813,5 | 6390,0 | 7709,6 | 9814,4 | 12391,1 | 15147,1 | 18644,1 |
в процентах к ВВП | 42,8 | 61,1 | 52,3 | 59,3 | 58,0 | 57,6 | 57,3 | 56,6 | 56,9 |
в процентах к предыдущему году 1) | 97,3 | 97,4 | 105,9 | 107,7 | 106,7 | 110,2 | 110,5 | 109,8 | 111,0 |
на душу населения, руб. (до 2000 г. - тыс. руб.) | |||||||||
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб.(до 2000 г. - тыс. руб.) | 4,0 | 515,9 | |||||||
Реальные располагаемые денежные доходы, в процентах к предыдущему году | |||||||||
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. (до 2000 г. - тыс. руб.) | 6,0 | 472,4 | 2223,4 | 4360,3 | 5498,5 | 6739,5 | 8554,9 | 10633,9 | 13527,4 |
Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году | |||||||||
Средний размер назначенных месячных пенсий2), руб. (до 2000 г. - тыс. руб.) | 1,6 | 188,1 | 694,3 | ||||||
Реальный размер назначенных месячных пенсий 2) , в процентах к предыдущему году | |||||||||
Величина прожиточного минимума3) (в среднем на душу населения): | |||||||||
руб. в месяц (до 2000 г. - тыс. руб.) | 1,9 | ||||||||
в процентах к предыдущему году | ... | 1204) | 1194) | ||||||
Соотношение с величиной прожиточного минимума5), процентов: | |||||||||
среднедушевых денежных доходов | |||||||||
среднемесячной номинальной начисленной заработной платы | |||||||||
среднего размера назначенных месячных пенсий2) | |||||||||
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: | |||||||||
млн. человек | 49,3 | 36,5 | 42,3 | 35,6 | 29,3 | 25,2 | 25,2 | 21,5 | 18,9 |
в процентах от общей численности населения | 33,5 | 24,8 | 29,0 | 24,6 | 20,3 | 17,6 | 17,7 | 15,2 | 13,4 |
в процентах к предыдущему году | ... | 110,9 | 84,95) | 89,0 | 82,3 | 86,0 | 87,75) | 85,3 | 87,9 |
Дефицит денежного дохода малоимущего населения: | |||||||||
млрд. руб. (до 2000 г. - трлн. руб.) | 0,4 | 34,9 | 199,2 | 250,5 | 235,4 | 225,6 | 286,9 | 276,4 | 273,2 |
в процентах от общего объема денежных доходов населения | 6,2 | 3,9 | 5,0 | 3,7 | 2,6 | 2,1 | 2,1 | 1,6 | 1,3 |
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах | 8,0 | 13,5 | 13,9 | 14,0 | 14,5 | 15,2 | 15,2 | 16,0 | 16,8 |
Минимальный размер оплаты труда (в среднем за год), руб. (до 2000 г. - тыс. руб.) | 0,7 | 42,5 | 107,8 | 400,0 | 487,5 | 600,0 | 746,7 | 1000,0 | 1500,0 |
Реальный размер минимальной оплаты труда, в процентах к предыдущему году | 41,5 | 81,4 | 106,9 | 138,2 | 107,2 | 111,0 | 110,4 | 122,1 | 137,6 |
Источник: http://www.gks.ru
1)В постоянных ценах.
2) 1995, 2000 г. - с учетом компенсации.
3) С 2000 г. в связи с изменением нормативной правовой базы и методологии расчета величины прожиточного минимума (см. методологические пояснения) публикуется оценка на основе данных, установленных Правительством Российской Федерации за I-IV кварталы соответствующего года.
4) В сопоставимой методологии исчисления величины прожиточного минимума.
5) Соответствующей социально-демографической группы населения.
Кризисный спад второй половины 2008 г. и 2009 г. отрицательно отразился на динамике реальных доходов населения. Так, если в 2008 г. темпы прироста реальной заработной платы составили 9,7%, а реальных доходов населения – 2,7%, то за январь-август 2009 г. по сравнению с тем же периодов 2008 г. сокращение на 3,3% и 0,7% соответственно.
Рисунок 31
Сохранение экономического статуса, т.е. уровня благосостояния семьи и индивида.
Экономическая мобильность - степень легкости, с которой индивид или семья изменяют экономический статус.
Неравенство в доходах в значительной степени порождено действием рыночного ценового механизма. Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов - намерение полностью разрушить сам рыночный механизм.
Чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Движение к оптимуму – всегда поиск компромисса.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ