Последствия существования олигополии на рынке
Конкурентная рыночная структура определяет условия сосуществования, взаимодействия и соперничества фирм. Для определения степени конкурентности рынка используют структурные элементы (степень концентрации) и поведенческие аспекты (блокирование проникновения конкурентов на рынок, ценовая конкуренция или соглашения о ценах, неценовая конкуренция и т.д.).
Под олигополией понимают рыночную структуру, при которой конкурируют несколько фирм, вступление новых фирм затруднено, производимая продукт может быть дифференцирован (автомобили, самолеты) и не дифференцирован (сталь, нефть). Рыночная власть и соответственно получаемая прибыль зависят в значительной степени от взаимодействия фирм.
Что понимается под термином несколько фирм или немногочисленность?
С одной стороны, в олигополию превращается то, что называют открытой монополией - рыночная структура, при которой одной фирме - единственному поставщику продукции постоянно угрожают возможным проникновением на рынок потенциальные конкуренты. Стратегически фирма колеблется между максимизацией краткосрочной прибыли и лимитирующем ценообразованием. С другой стороны, граничит с монополистической конкуренцией. Именно данная характеристика оказывает наибольшее влияние на стратегическое поведение фирмы на олигопольном рынке. Определяется она через понятие КОНЦЕНТРАЦИЯ РЫНКА - степень преобладание на рынке одной или нескольких фирм. Именно концентрация - структурный элемент конкурентности рынка.
Простейший показатель концентрации – коэффициент концентрации - процентное соотношение всех продаж, которое высчитывается для определенного числа фирм (наиболее широко используется уровень концентрации 4 крупнейших фирм). Ограничение: не учитывает разницы между отраслями, в которых одна фирма доминирует на рынке, и теми, в которых 4 или несколько крупных фирм делят ее примерно поровну.
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля позволяет определить разницу между уровнями концентрации на рынках с равным числом фирм:
Н = р2 +р2 +...+р2 , где р - доля рынка фирмы выраженная в % высчитывается путем возведения в квадрат процентной доля рынка каждой фирмы и суммирования полученных результатов.
Исходя из критерия концентрации выделяют «жесткую» олигополию (на 4-6 фирм приходится до 80% объема продаж) и «расплывчатую» или ограниченную (контроль от 40% до 60% рынка).
Формы олигополистического поведения.
Единой, всеобщей модели олигополии не существует. Олигополия как конкурентная струтруктура включает в себя многообразие рыночных ситуаций, что мешает выработке единой модели определения цены и объема производства, максимизируюших прибыль. Это связано с многообразием условий:
- "жесткая" и "расплывчатая» олигополия;
- дифференцированный и стандартизированный продукт;
- барьеры для вступления в отрасль различные по прочности.
В теорию олигополии входят несколько основополагающих принципов и набор специфических моделей применительно к отдельным случая.
Ограничения (необходимость взаимосвязи).
Фирмы при олигополии, также как и в других рыночных структурах, сталкиваются с ограничениями затратной кривой и условий спроса. Но, только при олигополии они сталкиваются еще с одним ограничением: действием конкурирующих фирм. Изменение прибыли, которое фирма может получить за счет изменения цен, объемов выпуска или качественных характеристик продукта, зависит не только от реакции потребителей (как в других рыночных структурах), но также от того, как отреагируют другие фирмы-участницы данного рынка. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов – олигополистическая взаимосвязь.
При олигополии цены и количество могут изменяться не только в результате изменения объективных условий (спрос-предложение), но и под воздействием чисто субъективных оценок.
Сущность олигополистической взаимосвязи: любая модель олигополии должна содержать схему ответных действий фирмы на реакцию конкурентов, вызванную изменением положения на рынке.
Элемент всеобщей взаимозависимости (основанной на немногочисленности) в наибольшей степени осложняет ситуацию. Неспособность фирмы предсказать с уверенностью ответные действия ее конкурентов делает фактически невозможным определить спрос и предельный доход. А без этих данных фирма не может даже теоретически определить цену и объем производства, максимизирующие ее прибыль.
Но, несмотря на эти аналитические трудности, выделяют две основные черты олигопольного ценообразования:
1. Олигопольные цены имеют тенденцию быть негибкими, т.е. изменяются реже, чем при других рыночных структурах.
2. Когда олигопольные цены меняются, вероятно, что фирмы изменяют свои цены все вместе, т.е. олигопольное ценовое поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действиям при назначении и изменении цены.
Предпочтительным вариантом поведения фирм в условиях олигополии является сговор о совместном ценовом регулировании, фактически картельное соглашение (вспомните историю и современное развитие мирового рынка нефти). На первый взгляд картель действует как чистая монополия - при установлении объема производства и цены. Фирмы в картеле кажутся действующими как части одной большой компании. Однако, картелированные фирмы
- редко контролируют весь рынок (должны считаться с некартелизированными агентами);
- не являются частями одной компании, соответственно, появляется возможность оппортунистического поведения (обман партнеров, снижая цены, нарушая квоты для захвата большей доли рынка).
Практически во всех странах мира на современном этапе сговоры об установлении согласованных цен запрещены антимонопольными законодательствами и неприемлемы с точки зрения общества.
Модели олигополистического поведения.
(согласование без формальных соглашений)
Все модели олигополистического поведения (формирования цен и объема выпуска) основаны на том, как каждая фирма реагирует на действия конкурентов, и как фирма оценивает реакцию конкурентов на ее действия, т.е. на анализе олигополистической взаимосвязи. Предлагается несколько моделей с различными допущениями:
· каждая фирма реагирует на изменение цены и объемов производства ее конкурентов, но при этом считает, что последние не отреагируют на изменение цен и объемов ее собственного выпуска (модель Курно);
· каждая фирма ожидает от конкурентов наихудшего из того, что вообще возможно, и поступает соответственно этим ожиданиям (равновесие Нэша, дилемма заключенных).
· конкуренты всегда поддерживают понижение цен, но никогда их повышение (ломаная кривая спроса);
· ценообразование на основе лидерства при наличие неявного (негласного) лидера, которым является наиболее крупная и динамично развивающаяся фирма, либо доминирующей фирмы, определяющей цены для конкурентного окружения и соответственно отраслевые.
Оценка олигополии с точки зрения общественной эффективности не так однозначна, как мнения по поводу совершенной конкуренции и монополии. С одной стороны, на олигопольных рынках отмечается значительное завышение цен, а с другой – условия олигополии не препятствуют серьезной, в первую очередь, неценовой конкуренции, что способствует качественному совершенствованию продукции.