Комплексная цель модуля: Формирование категориального и методического аппарата факторного, стоимостного и отраслевого анализа процесса индивидуального производства.
Тема 15. Производственная функция. Равновесие производителя.
Производственная функция: понятие и свойства. Отдача от масштаба. Экономия на масштабе производства. Закон убывающей доходности (закон убывающей доходности переменного фактора). Общий, средний и предельный продукт. Двухфакторная производственная функция. Производственная функция Кобба-Дугласа. Изокванты и их виды. Производственно-технологический способ. Предельная норма технического замещения. Издержки производителя и изокоста. Оптимальная комбинация ресурсов (равновесие производителя). Инвестирование. Кривая «путь развития (роста) фирмы». Капиталосберегающий (трудоинтенсивный) и трудосберегающий (капиталоинтенсивный) рост фирмы. Дискретность реального производства. Фактор времени. Влияние изменения цен ресурсов на равновесие производителя.
Тема 16.Фирма в рыночной экономике. Издержки и прибыль.
Предприятие и фирма, классификация фирм. Внешняя и внутренняя среда фирмы. Бюджетные ограничения фирмы: жесткие, мягкие, нежёсткие. Производство и издержки. Виды издержек. Основные (абсолютные) показатели производственной деятельности фирмы: общие, средние, предельные. Критерии функционирования фирмы. Прибыль: формирование, распределение, функции. Неопределённость (технологическая, внутренней и внешней среды) и экономические риски. Слияние фирм: интеграция, диверсификация, конгломерация, амальгамация. Концентрация и централизация производства. Виды и формы монополизма.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие 1. Введение в микроэкономику (2 часа).
1) Предмет и задачи микроэкономики.
2) Экономические категории и законы.
3) Экономические потребности. Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей.
4) Экономическая политика.
Темы рефератов:
· Понятие экономического института и его функции.
· Экономическая политика: принципы, виды, структура.
Основная учебная литература
1. Елецкий Н.Д., Корниенко О.В. Экономическая теория. Учебное пособие для студентов вузов. Серия «Учебный курс» - Ростов-на-Дону: Здательский центр «МарТ», 2002 - §1.4
2. Классификация потребностей - http://www.krrb.ru/?pgid=45
3. Лекции по экономике - http://rocich.ru/article.php?sid=92
4. Микроэкономика/ Под ред. Е.Б. Яковлевой. – М.-СПб, Поиск, 1998 – С.10-16
5. Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. – М.: Норма, 2004. Гл. I.
6. Океанова З.К. Экономическая теория: Учебник. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003 – С.14-21, 29
7. Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. – М.: Издательство МАИ. - 1997.
8. Хорвард К., Журавлёва Г., Эриашвили Н. Экономическая теория. Теория свободного рынка. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 – С.17-23, 41-48
9. Экономическая теория / Под ред. О. С. Белокрыловой. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2006
Дополнительная литература
1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М., 1994.
2. Вощинин И. Солидаризм и экономика - http://ntsrs.nm.ru/liter/vosch/eco.htm
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2000. тема 1,2.
4. Ершов П. М. Потребности человека. - М., 1990.
5. Мочерный С.В., Некрасов В.Н., Овчинников В.Н., Секретарюк В.В. Экономическая теория: Учебник. – М.: «Изд-во Приор», 2000 - §3, §10
6. Словарь терминов по микроэкономике http://buhgal.narod.ru/BOOKS/book5_sum.html
Тесты
1. Экономическая теория: а) пригодна только для изучения рыночной экономики;
б) для изучения всех экономических систем; в) все предыдущие ответы неверны.
2. Теория - это:
а) целостное знание о предмете науки, выраженное системой категорий, принципов и законов;
б) предмет науки, рассматриваемый в диалектическом развитии;
в) совокупность правил и закономерностей, описывающих предмет науки и принципы его развития;
г) все предыдущие ответы неверны.
3. Главная проблема экономики: а) проблема регулирования действий участников производства;
б) решение проблемы безработицы; в) оптимальный механизм регулирования;
г) излишняя эмиссия денежных средств в экономике; д) соотношение потребностей и ресурсов.
4. Необходимость применения метода моделирования основывается на:
а) сложности изучаемого объекта и невозможности эксперимента с ним;
б) развитии современных приёмов имитации реальных явлений и объектов;
в) ростом случайности, неопределённости и риска в экономике.
5. Методология это: а) функциональный анализ, базирующийся на совокупности категорий;
б) исследование связи между экономическими целями субъекта и способами их достижения;
в) совокупность правил научного мышления, примеров и средств отражения закономерностей объективного мира;
г) восхождения от конкретного к абстрактному.
6. Нормативная экономическая теория изучает: г) оценочные суждения.
а) природу экономического явления и его соответствие какому-либо критерию;
б) что должно быть; в) положительные тенденции в экономике;
7. Что из перечисленного изучает микроэкономика: а) производство в масштабах всей экономики;
б) численность занятых на предприятии; в) уровень цен;
г) поведение рыночного субъекта в пределах изолированного рынка,
д) все предыдущие ответы неверны.
8. Деление экономической науки на микроэкономику и макроэкономику было осуществлено в рамках:
а) маржинализма; б) меркантелизма; в) политической экономии; г) кейснсианства.
9. Экономическая категория - это:
а) научная абстракция, характеризующая не вещи, а отношения между людьми;
б) теоретическая модель реально существующего экономического объекта;
в) результат применения метода познания "аналогия".
10. Экономическая политика:
а) совокупность практических методов анализа экономической системы;
б) совокупность приёмов воздействия на экономическую систему с целью достижения эффективности;
в) совокупность приёмов и методов госуправления для локализации инфляционных процессов, безработицы, кризисных процессов.
Семинарское занятие 2. Базовые экономические понятия (4 часа).
1) Блага. Классификация благ.
2) Производство. Индивидуальное и общественное производство. Фазы общественного производства. Воспроизводство.
3) Экономические интересы. Экономическая культура.
Основная учебная литература
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2000. С.12-16.
2. Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. – М.: Норма, 2004. - Гл. I.
3. Курс экономической теории./ Под ред. Чепурина М.А., Киселёвой Е.А. – Киров. 1994. Гл.3, §2.
4. Лекции по экономике - http://rocich.ru/article.php?sid=92
5. Производство и потребности - http://slava.users.otts.ru/work/docs/eko/02.htm#01
6. Хайнбронер Р. Экономика для всех - Тверь, 1996
7. Хорвард К., Журавлёва Г., Эриашвили Н. Экономическая теория. Теория свободного рынка. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 – С.51-56, 108-110.
8. Хрестоматия по экономической теории. - М., 1997
9. Экономическая теория / Под ред. О. С. Белокрыловой. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2006
Дополнительная литература
1. Галочкин И. Мотивы экономического поведения. //Вопросы экономики. 2004. №6
2. Гальперин В.М. Игнатьев С.М. и др. Микроэкономика: в 2-х т./ Общая редакция В.М. Гальперина. – С-Пб.: Экономическая школа. 1994. Т.1. С.13-18. - microeconomica.economicus.ru
3. Классификация и свойства общественных благ - http://www.mirecon.susu.ac.ru/library/micro/gl46raz1.html
4. Липсиц И. В. Экономика. – М.: Издательство «Вита-Пресс», 1996
5. Словарь терминов по микроэкономике http://buhgal.narod.ru/BOOKS/book5_sum.html
6. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. - Гл.4