Экспорт, импорт, платежный баланс

Движение товаров между странами включается в два боль­ших потока:

1) экспорт — т. е. вывоз товаров из данной страны;

2) импорт — ввоз товаров в страну.

Их динамика определяет внешнеторговый оборот.

Как правило, подсчитываются товарные и денежные опе­рации с зарубежными партнерами, которые в совокупности фор­мируют платежный баланс страны. Платежный баланс — это соотношение между суммой денег, полученных данным госу­дарством из-за границы, и суммой денег, уплаченных другим странам. Составляется в форме бухгалтерских счетов, в кото­рых содержатся отчетные данные о торговых и финансовых сделках между странами.

Платежный баланс состоит из четырех основных разделов.

1. Торговый баланс — одна из важнейших составляющих платежного баланса, отражает платежи и поступления по всем товарным операциям — экспортным, импортным и реэкспорт­ным (обратный вывоз из страны товаров, ввезенных ранее из-за границы, без их переработки).

2. Баланс услуг — выручка от предоставления услуг и оп­лата услуг, полученных из других стран. Сюда относятся: по­чтовые, инженерные, страховые услуги, по фрахту и т. д.

3. Расчеты по содержанию дипслужб, по иностранному туризму, денежным переводам, пенсиям и т. д.

4. Операции с капиталом — связанные с движением капиталов и кредитов (инвестиции, вклады, проценты, прибыль и пр.).

Платежные балансы могут быть активными, с положитель­ным сальдо (если денежные поступления в страну больше ее зарубежных платежей), или пассивными, с отрицательным сальдо (если платежи больше поступлений). Каждая страна стремится иметь активный баланс. Отрицательное сальдо не­благоприятно для экономики, поскольку предполагает покры­тие "разницы" из валютных резервов Центрального банка, при­водит к их уменьшению.

В области внешней торговли исторически сложились два противоположных типа государственной политики:

• протекционизм;

• свободная торговля.

Протекционизм

Протекционизм — это политика защиты отечествен­ных производителей от иностранных конкурентов. Суть этой политики состоит: 1) в сдерживании ввоза в страну высококон­курентной зарубежной продукции; 2) в покровительстве экспор­ту товаров национального производства.

Протекционистские меры можно объединить в три основ­ные группы:

• таможенные пошлины;

• нетарифные барьеры;

• поддержка экспорта.

Таможенные пошлины или тарифные барьеры — это на­логи на импортируемые товары, повышающие цены на них и тем самым затрудняющие их сбыт в данной стране. Вполне очевидно, что таможенные пошлины выполняют не только за­щитную, но и фискальную функцию, так как пополняют дохо­ды казны.

Нетарифные барьеры — это всякого рода ограничитель­ные или запретительные меры на товарный импорт. К их числу относятся:

а) импортные квоты1 — ограничивают объем импорта оп­ределенных товаров, устанавливая количественные пределы их ввоза;

б) лицензирование — предполагает, что импорт тех или иных товаров осуществляется только по специальным разре­шениям, лицензиям госорганов (лицензия — разрешение на пра­во той или иной хозяйственной деятельности, на пользование патентами, на ввоз и вывоз товаров и т. д.);

в) запреты (как правило, правовые) — попросту закрывают пограничный шлагбаум на пути ввоза в страну определенных товаров. Для обоснования запретов могут вводиться чрез­мерно жесткие стандарты качества товаров и т. д.

Поддержка экспорта — предполагает содействие государ­ства продвижению продукции национального производства на зарубежные рынки. При этом используется ряд факторов, сти­мулирующих отечественных производителей-экспортеров:

• субсидии;

• налоговые льготы;

• дешевые кредиты и др.

Взвешенная политика требует оценки плюсов и минусов протекционизма. Плюсы:

• сдерживание импорта позволяет уравновесить пассивный торговый баланс;

• защита национального производства от разрушительного для него демпинга;

• защита молодых отраслей, которые еще не "встали на ноги", неконкурентоспособны и требуют государственной поддержки;

• установление "торговых барьеров" иностранным товарам; стимулирует рост собственного производства, что способствует повышению его эффективности за счет роста производства, уве­личения занятости и т. д.

Минусы:

• чрезмерный протекционизм ослабляет конкуренцию в эко­номике и стимулы к совершенствованию качества продукции, развитию НТП, что снижает эффективность производства;

• торговые барьеры «бьют по карману потребителей», по­скольку при ограниченном выборе товаров проявляется тенден­ция к росту цен на них, реализуются не всегда качественные товары местного производства;

• усиление хозяйственной обособленности лишает страны возможности использования преимуществ международного раз­деления труда;

1 Квота — доля, часть в объеме.

• подрываются возможности экспорта товаров из страны.
Каждая страна стремится к сбалансированной торговле с другими странами и на политику протекционизма часто отве­чает контрмерами.

Фритредерство

Потребностям современного периода в наибольшей мере со­ответствует политика свободной торговли.

Свободная торговля, или фритредерство, — это откры­тая внешнеторговая политика, предполагающая свободное движение товаров и услуг между странами без торговых ба­рьеров.

Фритредерство:

• стимулирует конкуренцию и тем самым ограничивает мо­нополизм национальных фирм;

• вынуждает производителей вводить новшества, повышать качество продукции, снижать себестоимость и цены, повышать эффективность производства;

• является основой расширения предложения товаров, обес­печивая больший выбор товаров для потребителей;

• обеспечивает эффективное размещение ресурсов в миро­вой экономике.

Недостатки фритредерства могут проистекать из-за отсут­ствия защиты национальной экономики от возможных отрицатель­ных воздействий со стороны иностранного капитала (наводнение отечественного рынка иностранными товарами, демпинг и т. д.).

Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. Такая деятельность объединяется понятием "либерализация мировой торговли". При этом страны освобождаются от торговых барьеров, уста­навливают режим наибольшего взаимного благоприятствования в торговле, что способствует расширению торговых связей.

Для регулирования торговых отношений между странами заключаются двухсторонние и многосторонние договоры и со­глашения, организуются таможенные и другие союзы, между­народные организации. Крупнейшая — Всемирная торговая организация (ВТО), бывшее Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), организовано в 1947 г. Сегодня в ВТО входит 149 стран, взаимодействующих по определенным правилам, ут­вержденным правовыми нормами, по мере необходимости ре­шаются текущие и спорные вопросы. Россия осуществляет под­готовку к вступлению в ВТО. При этом одной из наиболее труд­ных проблем является согласование национальной торговой по­литики с международными стандартами этой организации.

Особенностью современного периода является значитель­ное расширение объема товарного обмена за счет системы ус­луг производственного и потребительского назначения, кото­рые начинают преобладать на рынке. Это услуги научно-техно­логического, строительного характера, купля-продажа лицен­зий, патентов и ноу-хау1, инженерно-консультационные, транс­портные услуги и т. д.

1 Ноу-хау — (от англ. know how — знаю как), в международной прак­тике — договор о передаче знаний.

Международная торговля услугами развивается очень быстрыми темпами, более высокими, чем мировая торговля в целом.

Наши рекомендации