Экспорт, импорт, платежный баланс
Движение товаров между странами включается в два больших потока:
1) экспорт — т. е. вывоз товаров из данной страны;
2) импорт — ввоз товаров в страну.
Их динамика определяет внешнеторговый оборот.
Как правило, подсчитываются товарные и денежные операции с зарубежными партнерами, которые в совокупности формируют платежный баланс страны. Платежный баланс — это соотношение между суммой денег, полученных данным государством из-за границы, и суммой денег, уплаченных другим странам. Составляется в форме бухгалтерских счетов, в которых содержатся отчетные данные о торговых и финансовых сделках между странами.
Платежный баланс состоит из четырех основных разделов.
1. Торговый баланс — одна из важнейших составляющих платежного баланса, отражает платежи и поступления по всем товарным операциям — экспортным, импортным и реэкспортным (обратный вывоз из страны товаров, ввезенных ранее из-за границы, без их переработки).
2. Баланс услуг — выручка от предоставления услуг и оплата услуг, полученных из других стран. Сюда относятся: почтовые, инженерные, страховые услуги, по фрахту и т. д.
3. Расчеты по содержанию дипслужб, по иностранному туризму, денежным переводам, пенсиям и т. д.
4. Операции с капиталом — связанные с движением капиталов и кредитов (инвестиции, вклады, проценты, прибыль и пр.).
Платежные балансы могут быть активными, с положительным сальдо (если денежные поступления в страну больше ее зарубежных платежей), или пассивными, с отрицательным сальдо (если платежи больше поступлений). Каждая страна стремится иметь активный баланс. Отрицательное сальдо неблагоприятно для экономики, поскольку предполагает покрытие "разницы" из валютных резервов Центрального банка, приводит к их уменьшению.
В области внешней торговли исторически сложились два противоположных типа государственной политики:
• протекционизм;
• свободная торговля.
Протекционизм
Протекционизм — это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов. Суть этой политики состоит: 1) в сдерживании ввоза в страну высококонкурентной зарубежной продукции; 2) в покровительстве экспорту товаров национального производства.
Протекционистские меры можно объединить в три основные группы:
• таможенные пошлины;
• нетарифные барьеры;
• поддержка экспорта.
Таможенные пошлины или тарифные барьеры — это налоги на импортируемые товары, повышающие цены на них и тем самым затрудняющие их сбыт в данной стране. Вполне очевидно, что таможенные пошлины выполняют не только защитную, но и фискальную функцию, так как пополняют доходы казны.
Нетарифные барьеры — это всякого рода ограничительные или запретительные меры на товарный импорт. К их числу относятся:
а) импортные квоты1 — ограничивают объем импорта определенных товаров, устанавливая количественные пределы их ввоза;
б) лицензирование — предполагает, что импорт тех или иных товаров осуществляется только по специальным разрешениям, лицензиям госорганов (лицензия — разрешение на право той или иной хозяйственной деятельности, на пользование патентами, на ввоз и вывоз товаров и т. д.);
в) запреты (как правило, правовые) — попросту закрывают пограничный шлагбаум на пути ввоза в страну определенных товаров. Для обоснования запретов могут вводиться чрезмерно жесткие стандарты качества товаров и т. д.
Поддержка экспорта — предполагает содействие государства продвижению продукции национального производства на зарубежные рынки. При этом используется ряд факторов, стимулирующих отечественных производителей-экспортеров:
• субсидии;
• налоговые льготы;
• дешевые кредиты и др.
Взвешенная политика требует оценки плюсов и минусов протекционизма. Плюсы:
• сдерживание импорта позволяет уравновесить пассивный торговый баланс;
• защита национального производства от разрушительного для него демпинга;
• защита молодых отраслей, которые еще не "встали на ноги", неконкурентоспособны и требуют государственной поддержки;
• установление "торговых барьеров" иностранным товарам; стимулирует рост собственного производства, что способствует повышению его эффективности за счет роста производства, увеличения занятости и т. д.
Минусы:
• чрезмерный протекционизм ослабляет конкуренцию в экономике и стимулы к совершенствованию качества продукции, развитию НТП, что снижает эффективность производства;
• торговые барьеры «бьют по карману потребителей», поскольку при ограниченном выборе товаров проявляется тенденция к росту цен на них, реализуются не всегда качественные товары местного производства;
• усиление хозяйственной обособленности лишает страны возможности использования преимуществ международного разделения труда;
1 Квота — доля, часть в объеме.
• подрываются возможности экспорта товаров из страны.
Каждая страна стремится к сбалансированной торговле с другими странами и на политику протекционизма часто отвечает контрмерами.
Фритредерство
Потребностям современного периода в наибольшей мере соответствует политика свободной торговли.
Свободная торговля, или фритредерство, — это открытая внешнеторговая политика, предполагающая свободное движение товаров и услуг между странами без торговых барьеров.
Фритредерство:
• стимулирует конкуренцию и тем самым ограничивает монополизм национальных фирм;
• вынуждает производителей вводить новшества, повышать качество продукции, снижать себестоимость и цены, повышать эффективность производства;
• является основой расширения предложения товаров, обеспечивая больший выбор товаров для потребителей;
• обеспечивает эффективное размещение ресурсов в мировой экономике.
Недостатки фритредерства могут проистекать из-за отсутствия защиты национальной экономики от возможных отрицательных воздействий со стороны иностранного капитала (наводнение отечественного рынка иностранными товарами, демпинг и т. д.).
Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. Такая деятельность объединяется понятием "либерализация мировой торговли". При этом страны освобождаются от торговых барьеров, устанавливают режим наибольшего взаимного благоприятствования в торговле, что способствует расширению торговых связей.
Для регулирования торговых отношений между странами заключаются двухсторонние и многосторонние договоры и соглашения, организуются таможенные и другие союзы, международные организации. Крупнейшая — Всемирная торговая организация (ВТО), бывшее Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), организовано в 1947 г. Сегодня в ВТО входит 149 стран, взаимодействующих по определенным правилам, утвержденным правовыми нормами, по мере необходимости решаются текущие и спорные вопросы. Россия осуществляет подготовку к вступлению в ВТО. При этом одной из наиболее трудных проблем является согласование национальной торговой политики с международными стандартами этой организации.
Особенностью современного периода является значительное расширение объема товарного обмена за счет системы услуг производственного и потребительского назначения, которые начинают преобладать на рынке. Это услуги научно-технологического, строительного характера, купля-продажа лицензий, патентов и ноу-хау1, инженерно-консультационные, транспортные услуги и т. д.
1 Ноу-хау — (от англ. know how — знаю как), в международной практике — договор о передаче знаний.
Международная торговля услугами развивается очень быстрыми темпами, более высокими, чем мировая торговля в целом.