Модели макроэкономического регулирования
В зависимости от роли государства в экономическом процессе исследователи выделяют два типа экономик.
1) с минимальным участием государства в макроэкономическом регулировании;
2) с максимальным участием государства в макроэкономическом регулировании.
При минимальном участии государства в регулировании национальной экономики доминирует система рыночного саморегулирования. Экономика ориентирована на либеральные механизмы. Ее суть наиболее полно отражена в концепции "рей-ганомика" (США), получившей соответствующее название в честь политика, занимающегося ее практической реализацией (президента Р. Рейгана).
В такой структуре государство выполняет минимально необходимые функции:
• обеспечения рынка деньгами;
• регулирования внешних эффектов;
• производства общественных товаров;
• управления нерыночным сектором хозяйства.
В варианте с максимальным участием государства в макроэкономическом регулировании предполагается дополнение рассмотренного механизма прежде всего системой социального регулирования. Такой тип регулирования распространен в странах с развитым государственным сектором экономики — Швеции, Австрии, Германии, Японии и др.
При этом государство дополнительно акцентирует внимание на проблемах:
• регулирования социальных отношений;
• создания условий для эффективного хозяйствования;
• стабилизации экономического развития.
Основы данного механизма нашли воплощение в моделях социально-ориентированной экономики - шведской, германской, японской и др. Их особенность - в ориентации на социальные механизмы, наиболее полное решение социальных проблем.
Современные исследователи делают упор на особенности, специфику социально-экономического развития стран.
Каждая страна должна определить собственный путь развития, в наибольшей мере отвечающий ее интересам, ориентировать на него свое развитие. Например, "тэтчеризм" отражает специфику Англии. Россия должна
1 Самуэлъсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика / Пер. с англ. М., 1999.
ориентироваться на механизмы, в наибольшей мере отражающие ее специфику и соответствующие ее интересам. Ориентация на стандарты, возможность применения готовых моделей к реформируемым экономическим системам сегодня представляется нецелесообразной.
В условиях преобразований перед Россией встали задачи:
1) выбора направлений макроэкономического регулирования, здесь в наибольшей мере должны найти отражение специфика и особенности России, ориентация ее на созидательные преобразования, повышение жизненного уровня народа;
2) создания российской модели экономики, соответствующей российским национальным традициям, российскому менталитету. Для реализации этого необходимо формирование государственных и иных институтов, усиливающих управляемость национальной экономикой — законодательства, органов экономического регулирования, специализированных исследовательских структур;
3) социальной ориентации экономики, что соответствует ст. 7 Конституции РФ (1993), согласно которой государство обязано обеспечить достойную жизнь и развитие человека.
В современной российской экономике монополизм государственного управления разрушен. Сформированные управленческие структуры регулируют деятельность на различных уровнях: федеральном и региональных. При этом деятельность субъектов Федерации отражает региональную специфику в сочетании с определенными вертикалью государственной исполнительной власти установками.
В экономическом процессе сочетаются государственный и рыночный механизмы. Мера сочетания "отрабатывается" исследовательскими структурами, практикой, механизмами проб и ошибок.
В настоящее время проводится административная реформа, направленная на то, чтобы механизм управления сделать наиболее эффективным.
Сформирована трехуровневая система управления, включающая:
• Министерства, ориентированные, в основном, на нормотворческую функцию.
• Федеральная служба — на надзор и контроль.
• Федеральные агентства — на оказание услуг населению.
Основные термины и понятия
Косвенное регулирование, как правило, осуществляется с помощью экономических рычагов — денежно-кредитной, финансовой, ценовой политики.
Прямое государственное регулирование — осуществляется в форме директив, обязательных для выполнения, распространяется, преимущественно, на объекты, находящиеся в государственной собственности.
Контрольные вопросы
1.Раскройте содержание механизма рыночного саморегулирования на основе принципа "невидимой руки".
2.Какие факторы определяют ограниченность и пределы механизма рыночного саморегулирования?
3.Охарактеризуйте направления государственного регулирования экономики.
4. Раскройте содержание методов прямого и косвенного регулирования экономики.
5. Охарактеризуйте обусловленность синтеза рыночного и государственного механизмов.
6. Определите, в каких случаях более эффективны:
а) механизм рыночного саморегулирования;
б) механизм государственного1 регулирования.
7. Проведите разбор и дайте оценку либеральной, социально ориентированной моделей макроэкономики.
8. Выскажите соображения о модели макроэкономического регулирования, наиболее соответствующей потребностям сегодняшней России.
9. Определите основные экономические цели, к которым должно стремиться общество в условиях смешанной экономики:
а) экономическая свобода;
б) экономическая эффективность;
в) экономический рост;
г) экономическое равенство;
д) экономическая справедливость.
Тест.
Государство в рыночной экономике призвано выполнять следующие функции:
а) способствовать повышению эффективности производства;
б) поддерживать стабильность производства и экономический рост;
в) гарантировать социальную защиту малоимущим;
г) все, вместе взятое.
ПолХейне:
• До начала 30-х гг. у экономистов преобладала точка зрения, что совокупный спрос всегда достаточен и что настоящие экономические проблемы являются результатом нарушений на стороне предложения. Великая депрессия 30-х гг. дала убедительное свидетельство того, что совокупный спрос может быть источником серьезных экономических проблем, и знаменовала начало эпохи теории совокупного спроса.
• Может ли экономика находиться в равновесии, если большая часть ее производственных мощностей не загружена, а большая часть рабочей силы не имеет работы? Можно ли отвечать на этот вопрос, ссылаясь на факты, или здесь просто необходимо более корректно пользоваться понятием равновесия?
• Предположим, что потребительский спрос на перечисленные ниже блага оказался меньшим, чем ожидали производители, и потому все произведенное не может быть продано по текущим ценам. Какими будут последствия в каждом случае? Что сократится в первую очередь — цена или объем производства? Как долго будет продолжаться приспособление к новым условиям?
а) автомобили;
б) крупный рогатый скот;
в) школьные учителя.
Потребительские расходы на товары длительного пользования колеблются гораздо больше, чем на товары кратковременного пользования и услуги. Подтверждает ли этот факт тезис о том, что инвестиционные расходы менее стабильны, чем потребительские?
• Зависят ли инвестиции от сбережений? Могут ли быть инвестиции там, где нет сбережений? В чем отличие прежней точки зрения, согласно которой для поддержания инвестиций надо поддерживать сбережения, от взгляда Кейнса, в соответствии с которым высокий уровень инвестиций является непременным условием высокого уровня сбережений?
• Чем больший процент я плачу, тем больше смогу инвестировать. Чем больше процент, тем больше инвестиции". Правильно ли это высказывание?
• В богатых, промышленно развитых странах стремление сберегать всегда будет обгонять стремление инвестировать. Но если население хочет сберегать больше, чем инвесторы хотят расходовать, то сберегатели потерпят неудачу. Их планы окажутся нарушенными потому, что недостаточный совокупный спрос приведет к сокращению производства и росту безработицы. И это будет продолжаться до тех пор, пока упавшие доходы сберегателей не заставят их привести свои сбережения в соответствие с инвестиционными планами инвесторов.