Модели макроэкономического регулирования

В зависимости от роли государства в экономическом про­цессе исследователи выделяют два типа экономик.

1) с минимальным участием государства в макроэконо­мическом регулировании;

2) с максимальным участием государства в макроэконо­мическом регулировании.

При минимальном участии государства в регулировании национальной экономики доминирует система рыночного саморегулирования. Экономика ориентирована на либеральные ме­ханизмы. Ее суть наиболее полно отражена в концепции "рей-ганомика" (США), получившей соответствующее название в честь политика, занимающегося ее практической реализацией (президента Р. Рейгана).

В такой структуре государство выполняет минимально не­обходимые функции:

• обеспечения рынка деньгами;

• регулирования внешних эффектов;

• производства общественных товаров;

• управления нерыночным сектором хозяйства.

В варианте с максимальным участием государства в мак­роэкономическом регулировании предполагается дополнение рассмотренного механизма прежде всего системой социального регулирования. Такой тип регулирования распространен в стра­нах с развитым государственным сектором экономики — Швеции, Австрии, Германии, Японии и др.

При этом государство дополнительно акцентирует внима­ние на проблемах:

• регулирования социальных отношений;

• создания условий для эффективного хозяйствования;

• стабилизации экономического развития.

Основы данного механизма нашли воплощение в моделях социально-ориентированной экономики - шведской, герман­ской, японской и др. Их особенность - в ориентации на соци­альные механизмы, наиболее полное решение социальных про­блем.

Современные исследователи делают упор на особенности, специфику социально-экономического развития стран.

Каждая страна должна определить собственный путь раз­вития, в наибольшей мере отвечающий ее интересам, ориенти­ровать на него свое развитие. Например, "тэтчеризм" отражает специфику Англии. Россия должна

1 Самуэлъсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика / Пер. с англ. М., 1999.

ориентироваться на меха­низмы, в наибольшей мере отражающие ее специфику и соот­ветствующие ее интересам. Ориентация на стандарты, возмож­ность применения готовых моделей к реформируемым экономи­ческим системам сегодня представляется нецелесообразной.

В условиях преобразований перед Россией встали задачи:

1) выбора направлений макроэкономического регулирова­ния, здесь в наибольшей мере должны найти отражение специ­фика и особенности России, ориентация ее на созидательные преобразования, повышение жизненного уровня народа;

2) создания российской модели экономики, соответствую­щей российским национальным традициям, российскому мен­талитету. Для реализации этого необходимо формирование го­сударственных и иных институтов, усиливающих управляе­мость национальной экономикой — законодательства, органов экономического регулирования, специализированных исследо­вательских структур;

3) социальной ориентации экономики, что соответствует ст. 7 Конституции РФ (1993), согласно которой государство обязано обеспечить достойную жизнь и развитие человека.

В современной российской экономике монополизм государ­ственного управления разрушен. Сформированные управлен­ческие структуры регулируют деятельность на различных уров­нях: федеральном и региональных. При этом деятельность субъектов Федерации отражает региональную специфику в со­четании с определенными вертикалью государственной испол­нительной власти установками.

В экономическом процессе сочетаются государственный и рыночный механизмы. Мера сочетания "отрабатывается" иссле­довательскими структурами, практикой, механизмами проб и ошибок.

В настоящее время проводится административная рефор­ма, направленная на то, чтобы механизм управления сделать наиболее эффективным.

Сформирована трехуровневая система управления, вклю­чающая:

• Министерства, ориентированные, в основном, на нормотворческую функцию.

• Федеральная служба — на надзор и контроль.

• Федеральные агентства — на оказание услуг населению.

Основные термины и понятия

Косвенное регулирование, как правило, осуществляется с помощью экономических рычагов — денежно-кредитной, фи­нансовой, ценовой политики.

Прямое государственное регулирование — осуществляет­ся в форме директив, обязательных для выполнения, распрост­раняется, преимущественно, на объекты, находящиеся в госу­дарственной собственности.

Контрольные вопросы

1.Раскройте содержание механизма рыночного саморегу­лирования на основе принципа "невидимой руки".

2.Какие факторы определяют ограниченность и пределы механизма рыночного саморегулирования?

3.Охарактеризуйте направления государственного регули­рования экономики.

4. Раскройте содержание методов прямого и косвенного ре­гулирования экономики.

5. Охарактеризуйте обусловленность синтеза рыночного и государственного механизмов.

6. Определите, в каких случаях более эффективны:

а) механизм рыночного саморегулирования;

б) механизм государственного1 регулирования.

7. Проведите разбор и дайте оценку либеральной, социаль­но ориентированной моделей макроэкономики.

8. Выскажите соображения о модели макроэкономического регулирования, наиболее соответствующей потребностям сегод­няшней России.

9. Определите основные экономические цели, к которым дол­жно стремиться общество в условиях смешанной экономики:

а) экономическая свобода;

б) экономическая эффективность;

в) экономический рост;

г) экономическое равенство;

д) экономическая справедливость.

Тест.

Государство в рыночной экономике призвано выполнять следующие функции:

а) способствовать повышению эффективности производ­ства;

б) поддерживать стабильность производства и экономичес­кий рост;

в) гарантировать социальную защиту малоимущим;

г) все, вместе взятое.

ПолХейне:

• До начала 30-х гг. у экономистов преобладала точка зре­ния, что совокупный спрос всегда достаточен и что настоящие экономические проблемы являются результатом нарушений на стороне предложения. Великая депрессия 30-х гг. дала убеди­тельное свидетельство того, что совокупный спрос может быть источником серьезных экономических проблем, и знаменовала начало эпохи теории совокупного спроса.

• Может ли экономика находиться в равновесии, если боль­шая часть ее производственных мощностей не загружена, а боль­шая часть рабочей силы не имеет работы? Можно ли отвечать на этот вопрос, ссылаясь на факты, или здесь просто необходимо более корректно пользоваться понятием равновесия?

• Предположим, что потребительский спрос на перечислен­ные ниже блага оказался меньшим, чем ожидали производители, и потому все произведенное не может быть продано по текущим ценам. Какими будут последствия в каждом случае? Что сокра­тится в первую очередь — цена или объем производства? Как дол­го будет продолжаться приспособление к новым условиям?

а) автомобили;

б) крупный рогатый скот;

в) школьные учителя.

Потребительские расходы на товары длительного пользования колеблются гораздо больше, чем на товары кратковремен­ного пользования и услуги. Подтверждает ли этот факт тезис о том, что инвестиционные расходы менее стабильны, чем потре­бительские?

• Зависят ли инвестиции от сбережений? Могут ли быть ин­вестиции там, где нет сбережений? В чем отличие прежней точки зрения, согласно которой для поддержания инвестиций надо под­держивать сбережения, от взгляда Кейнса, в соответствии с ко­торым высокий уровень инвестиций является непременным ус­ловием высокого уровня сбережений?

• Чем больший процент я плачу, тем больше смогу инвести­ровать. Чем больше процент, тем больше инвестиции". Правиль­но ли это высказывание?

• В богатых, промышленно развитых странах стремление сберегать всегда будет обгонять стремление инвестировать. Но если население хочет сберегать больше, чем инвесторы хотят расходовать, то сберегатели потерпят неудачу. Их планы ока­жутся нарушенными потому, что недостаточный совокупный спрос приведет к сокращению производства и росту безработи­цы. И это будет продолжаться до тех пор, пока упавшие доходы сберегателей не заставят их привести свои сбережения в соот­ветствие с инвестиционными планами инвесторов.

Наши рекомендации