Основные черты и механизмы макроэкономики
Для макроэкономики характерна экономическая целостность, базирующаяся на общем (национальном) разделении труда, делающем взаимозависимыми сферы, отрасли производства и регионы.
В рамках целостности экономические агенты связаны между собой либо рынком, либо общей экономической программой, объединяющей участников экономического процесса.
Национальной экономике присущ качественно новый тип управления. Наряду с отношениями по горизонтали важная роль в макроэкономике принадлежит отношениям по вертикали. При этом государство располагает достаточно широким арсеналом средств воздействия на субъектов экономики.
Можно выделить две важнейшие группы методов воздействия на хозяйствующих субъектов:
1) прямого или косвенного регулирования;
2)экономического или внеэкономического воздействия на участников экономического процесса.
Методы прямого регулирования предполагают непосредственное управление прежде всего объектами государственной собственности или другими структурами национальной экономики, по отношению к которым государство может выносить обязывающие решения.
Методы косвенного регулирования, как правило, связаны с денежно-кредитной, финансовой, ценовой политикой, чаще всего взаимодействуют с заинтересованностью экономических субъектов в конкретных действиях. При этом с помощью стимулирующих факторов может быть создана заинтересованность, например, в переливе труда и капитала в те или иные сферы экономики или обратное — при непродуманной налоговой политике — уход в тень капитала при высоких ставках налогообложения, стимулирование или дестимулирование покупки тех или иных промышленных или продовольственных товаров —автомобилей, хлеба, водки и т. д. Тем самым не прямо, а косвенно регулируется поведение экономических субъектов.
Методы экономического воздействия — прежде всего стимулирующие методы, как правило, связанные с заинтересованностью экономических субъектов в предпринимательской деятельности, напрямую зависят от уровня получаемых доходов и выплачиваемых налогов. Чем выше материальная заинтересованность, тем больше "устремленность" в предпринимательскую сферу, эффективнее ее результаты.
Внеэкономические методы — это, как правило, директивные, обязательные, так называемые административные методы, основанные на директивах сверху, имеют широкое распространение в условиях централизованно управляемой экономики, вместе с тем в известных пределах могут иметь место в каждой экономической системе.
В зависимости от специфики страны, особенностей ее экономического развития и переживаемого периода возможны их' различные сочетания.
В настоящее время во многих западных странах удельный] вес государственной собственности составляет примерно 2(Н 40%. Именно им прежде всего, определяется уровень прямого государственного регулирования национальной экономики.
Можно выделить ряд направлений прямого регулирования:
• управление объектами государственной собственности;
• инвестирование в важнейшие, приоритетные макроэкономические структуры;
• разработка политики, механизмов и инструментария, обеспечивающих эффективное функционирование национальной экономики с учетом объективно обусловленных особенностей страны, макроэкономической конъюнктуры;
• по мере и в случае необходимости — определение непосредственных участников процесса и даже его организация.
Конкретные направления, сферы, участники макроэкономического регулирования зависят от специфики страны, могут отличаться в различных странах. Они определяются экономической политикой государства, выделяющей важнейшие экономические процессы, соответствующие переживаемому периоду, мотивирующей поведение контрагентов экономики.
Как отмечалось в первой главе, в соответствии с особенностями времени и страновой спецификой в качестве целей развития, определяемых экономической политикой, могут выступать различные ориентиры. В частности:
• экономический рост;
• экономическая эффективность,
• полная занятость,
• стабильный уровень цен,
• минимизация инфляции,
• социально-экономическая обеспеченность и др.
Вместе с тем в условиях интернационализации экономического развития наблюдается тенденция к интегрированию направлений и целей экономического развития.
Сегодня исследователи выделяют три общие для всех стран важнейшие проблемы, требующие макроэкономического регулирования:
• обеспечение устойчивого экономического роста;
• обеспечение полной занятости ресурсов;
• минимизацию инфляции.
Они не могут быть решены механизмами спроса и предложения, требуют макроэкономического регулирования.
На макроэкономическом уровне формируется кредитно-денежная, финансовая политика, в значительной мере — социальная политика, играющие важную роль в экономике, во многом обеспечивающие её эффективность.
При этом налоговая, процентная политика, прежде всего, определяют вектор экономического регулирования хозяйственной деятельности, ориентируют субъектов экономики на реализацию приоритетных задач правительственной политики.
Совокупность дополнительных факторов — инфляция, безработица и т. д. — также оказывают влияние на микроэкономические решения хозяйствующих субъектов, связанные с их потребительскими расходами или сбережениями, инвестициями и т. д.
Таким образом, микро- и макроэкономические процессы тесно взаимосвязаны, переплетаются в воспроизводственном процессе, взаимодействуют как части и целое.
Развитие научно-технического прогресса, высокий уровень компьютеризации и электронизации позволили формализовать и моделировать экономические процессы, что создало основу для успешного решения сложных макроэкономических задач, многовариантности и альтернативности экономических решений, позволяющих, в частности, оптимизировать сочетание инструментов бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, внешнеэкономической политики и т. д.
Вместе с тем любая модель является упрощенным отражением реальности, она не может прореагировать одновременно на все многообразие факторов экономической динамики. Для: решения широкого круга макроэкономических проблем необходим системный анализ, всестороннее изучение взаимосвязей и процессов, происходящих в экономике, их последовательное "включение" в макроэкономическую систему.
Как и при анализе микроэкономики, основные механизмы макроэкономической динамики можно исследовать с помощью! модели "круговых потоков", характеризующей движение доходов и расходов между субъектами экономики, позволяющей определить механизмы взаимодействия между участниками процесса.
Круговые потоки в микроэкономике, абстрагированные от участия государства, представляют довольно простую взаимосвязь между фирмами, домашними хозяйствами, рынками ресурсов и продуктов (см. рис. 3.3).
Участие государства значительно усложняет взаимосвязи между ними1 (рис.
На схеме представлено движение потоков товарно-материальных средств от домашних хозяйств к предприятиям и обратно. При этом выделяются доходы и расходы каждого из участников движения.
Подключение правительства к экономическому процессу обусловливает ряд новых направлений взаимодействия, связанных .с уплатой налогов, правительственными закупками как на рынке продуктов, так и ресурсном рынке.
Вполне очевидна зависимость предприятий и домашних хозяйств от правительственной политики, которая имеет многоплановые механизмы и направления, оказывающие различное воздействие на деятельность хозяйствующих структур.
Различные направления правительственной политики имеют неоднозначные последствия, оказывают различное влияние на субъектов экономики.
Весь последующий анализ имеет целью исследование взаимосвязей и механизмов регулирования в макроэкономике.