Сущность, цели и механизмы макроэкономики.

Феликс:

Сущность и цели макроэкономики. ***

Микроэкономика: отдельные фирмы, домохоз-ва -- реализуются индивидуальные эконом интересы.

! Макроэкономика -- экономика страны в целом, всё нар хоз-во страны, единая интегрированная в масштабаах страны система, агрегированная в общенациональных масштабах, реализуются общенац общегосударственные интересы; она (макроэкономика) осуществляет свои интересы во во всем эконом пространстве страны.

Макроэкономика неразрывно связана с микроэкономикой: невозможна без фирм, предприятий, отдельных домохозяйств.

Микроэкономика -- основа макроэкономики.

По отношению к микроэкономике, макроэкономика:

1. Определяет эконом мощь гос-ва, возможности и перспективы развития;

2. Создаёт условия для максимальной реализации интересов микроэкономики. Слабая макроэкономика не позволяет эконом агентам микроэкономики реализовать свои интересы, следовательно они будут влачить жалкое существование;

3. Позволяет решать эконом задачи, к-ые невозможно решить на микроэконом уровне -- общенац, общегос... (В стране порядка 7 млн безработных -- никакой фирме не под силу решить эту проблему).

Основные задачи макроэкономической системы:

1. Обеспечивает спрос экономической мощи страны, эконом рост, увеличение объёма производст, выпуска товаров и услуг в общенац масштабе (никакая фирма решить эту задачу не может). Для этой цели гос-во разрабатываетполитику эконом роста (развития);

2. Обеспечивает совершенство материально-технической базы экономики страны -- создаёт условия для кач-венного роста; обеспечивает разработку фундаментальных научных проблем, внедрение их в практику, новые виды техники, технологии в масштабах страны -- осуществляет научно-тех прогресс;

3. Структурное совершенствование экономики страны -- развитие передовых отраслей, территорий в ходе изменения структуры экономики. Тем самым совершенствуется распределение (аллокация) ресурсов, используются в наиболее перспективных и прогрессивных отраслях (механизм -- структурная политика гос-ва);

4. Повышение эффективности общественого пр-ва -- обеспечение выпуска максимума продукции при минимуме затрат (каждая фирма решает для себя, а в масштабах страны не может);

5. Осуществление инвестиционного обеспечения страны и распределение инвестиций;

6. Обеспечение полной занятости (ликвидации безработицы);

7. Обеспечение стабильности эконом системы, прочности, надёжности, устойчивости -- решение проблем стабилизации эконом развития;

8. Обеспечение роста благосостояния населения, роста уровня жизни в масштабах всей страны;

9. Преодоление внутренних трудностей, сбоев, противоречий, возникающих в экономике страны (борьба с инфляцией, кризисными явлениями);

10. Гармонизация отношений между экономикой и природой -- экономика наносит ущерб природе, а решение проблемы эколог кризиса, экологич последствий роста пр-ва, может только макроэкономика;

11. Обеспечение прочности международных тылов развития экономики, определённые позициии страны в мировой экономике, обеспечение роста международного эконом сил гос-ва;

12. Обеспечение безопасности страны.

Для выполнения этих задач макроэкономика должна располагать необходимыми ресурсами, к-ые находятся на микроуровне -- в руках фирм, предприятий, корпораций.

Макроэкономика развивается в условиях неопределённости. Иногда ресурсов фирм оказывается недостаточно, поэтому гос-во должно иметь определённые эконом резервы, чтобы иметь возможность в случае необходимости решать макроэкономические задачи.

Виды гос резервов:

1. Ликвидные (денежные, финансовые);

2. Золото-валютные (50 млрд долларов);

3. Материальные -- сырьё, топливо;

4. Продовольственные -- стратегический продовольственный запас (МЧС помогает в период черезвычайных ситуаций);

5. Кадровые.

Денежная политика.

Феликс:

Сущность, цели и механизмы макроэкономики. - student2.ru

Николаева Л.А., Черная И.П.:

Кредитно-денежная система
и кредитно-денежная политика

Кредитно-денежная политика в самом общем виде может быть определена как действие, проводимое в сфере денежного обращения и кредита специальными органами. Структура кредитно-денежной системы представлена на схеме 65.

Схема 65.

Сущность, цели и механизмы макроэкономики. - student2.ru

Современная кредитно-денежная система характеризуется распределением функций между разными институтами. В частности, эмиссионные функции выполняют центральные банки, тогда как кредитные функции в основном выполняются коммерческими банками. СКФИ в последнее время занимают ведущее место в сфере инвестиционной деятельности и накоплении денежного капитала, конкурируя с банковским сектором.

Кредитно-денежная политика проводится в жизнь совместными усилиями правительства и центрального банка. При этом основным субъектом кредитно-денежной политики является именно центральный банк, который строит свою деятельность по двум важнейшим направлениям. Первое обеспечивает нормальную работу валютной системы страны в целом, т. к. устойчивая национальная валюта – важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление – влияние на кредитную деятельность частных (коммерческих) банков, причем строящееся так, чтобы должным образом обеспечивались интересы государства. Центральный банк, таким образом, призван, с одной стороны, управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, с другой стороны, на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве. Для реализации кредитно-денежной политики государства центральный банк использует соответствующий набор инструментов (см. таблицу 28).

Таблица 28.

Институты кредитно-денежной политики

Инструменты политики Общая характеристика
Денежная эмиссия Рост наличных денег в обращении
Резервная политика Установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов).
Валютная политика Оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая - увеличивает
Политика открытого рынка Продажа и покупка ЦБ ценных бумаг
Учетная политика Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку

При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего наденежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег. В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году. Таким образом:

Сущность, цели и механизмы макроэкономики. - student2.ru , или Сущность, цели и механизмы макроэкономики. - student2.ru

Структура денежной массы представляет совокупность денежных агрегатов. Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга разной степенью ликвидности. Совокупность денежных агрегатов представлена на схеме 66.

Схема 66.

Структура основных денежных агрегатов

Наиболее ликвидные активы (деньги) Высоколиквидные активы («почти деньги»)
Наличные деньги Чековые вклады Бесчековые сберегательные счета Мелкие срочные вклады Облигации госзаймов Крупные срочные вклады
М0          
М1          
М2          
М3          

Иногда в экономической теории выделяют денежный агрегат L, который состоит из суммы M3 и всех существующих ценных бумаг.

Регулирование размеров эмиссии денег, величины и структуры денежной массы необходимо для предотвращения роста инфляции и поддержания устойчивого роста экономики.

--------------------------------------------------------

ГЛАВА 11. ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.

Кредит означает доверие. Его можно понимать и как обращение капитала в чужом предприятии. Кредитная сдел-ка – это купля-продажа с отсроченным платежом. Кредит – форма существования(движения) ссудного фонда, своеоб-разная форма реализации собственности на ссудный фонд.

Ссудный фонд –часть централизованного денежного фонда, связанная с двумя процессами: с формированием и использованием на условиях возвратности временно свободных денежных средств.

Между кредитором и должником по поводу движения ссудного фонда складываются кредитные отношения.

Кредит выполняет важные функции в обеспечении микро- и макроэкономического равновесия. С помощью креди-та осуществляется перераспределение капитала между различными отраслями и предприятиями в соответствии с ме-няющейся конъюктурой рынка и необходимостью оптимизации производства. Основные принципы кредитования – срочность и возвратность. Классическими формами кредита являются коммерческий и банковский

Коммерческий кредит используется при продаже товара с отсрочкой платежа.Его объект – средства в товарной форме. Цель – ускорение реализации товаров и услуг. Документ – вексель.

Вексель – особый вид письменного долгового обязательства, дающий его владельцу право требовать по истечении определенного срока уплаты обозначенной в нем суммы.

Простой вексель – это обязательство лица, выдавшего его, уплатить определенную сумму держателю векселя в указанный срок. Переводной вексель представляет собой письменный приказ векселедержателя (трассанта) платель-щику (трассату) об уплате обозначенной в векселе суммы денег третьему лицу (акцептанту), принимающему на себя обязательство платежа или гарантирующему оплату по векселю.

Банковский кредит предоставляется банками в форме денежных ссуд предпринимателям и другим заемщикам.

Краткосрочные банковские кредиты – сроком до года, а долгосрочные – больше года.

Банковский кредит не ограничен суммами кредитных сделок, их сроками и направленностью.

Государственный кредит оформляется в государственных займах, целевых беспроцентных займах, казначейских обязательствах.

Потребительский кредит предоставляется на бытовые цели. Международный кредит обслуживает межгосу-дарственные связи.

Лизинг-кредит – это безденежная форма кредита, форма аренды с передачей в пользование материальных средств с последующей постепенной выплатой их стоимости. Лизинговые сделки заключаются на срок от 1 года до 10-15 лет.

В рыночном механизме России широко используется рейтинг – краткосрочный прокат оборудования на срок до года.

Факторинг –это перекупка или перепродажа чужой задолженности или коммерческие операции по доверенности.

Фарфейтинг – это долгосрочный факторинг ( срок 1-5 лет).

Кредитный механизм – это экономический механизм реализации собственности на ссудный фонд, выступающий в той или иной организационной форме кредитных отношений, адекватных данному уровню развития производитель-ных сил.

Особенности российского кредитного механизма по сравнеию с кредитными механизмами цивилизованных стран:

1. Российское кредитное хозяйство только формируется. В нем отсутствуют или недостаточно развиты множество элементов, типичных для развитых хозяйств.

2. Различия в материально-технических базах кредитных систем. (Российская кредитная система находится на ста-дии простой кооперации труда).

3. Отсутствие нормативной базы государственного регулирования кредитной сферы.

4. Отсутствие «гласности» в кредитной сфере ( формируется кредитный механизм всемирного хозяйства).

На основе кредита, кредитных отношений, кредитного механизма возникает кредитная система – банки. Банк –это

экономический институт, занимающийся привлечением и размещением денежных ресурсов. С помощью пассивных операций банк мобилизует ресурсы, а с помощью активных осуществляет их размещение.

Ресурсы банка формируются за счет собственных, привлеченных и эмитированных средств. Собственные – акцио-нерный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль. Привлеченные ( основная часть ресурсов) – вклады (депозиты), а также контокоррентные и корреспондентские счета.

Реформа 1988 г. создала «большую пятерку» банков, которые формировались по отраслевому принципу. В 1989 г. начался второй этап перестройки банковского дела. Была создана двухуровневая банковская система. Первый уровень связан с организацией денежного обращения и кредита, стабилизацией денежной еденицы, экономическим контролем за деятельностью коммерческих банков (функции Центрального банка). Второй уровень – это коммерческие банки, которые выполняют непосредственно кредитные и расчетные операции, обслуживание клиентов.

Важные функции в рыночной экономике выполняют различные небанковские финансово-кредитные учреждения с информационными системами, которые работают на базе финансово-кредитных телекоммуникаций (лизинговые, трастовые, инвестиционные, выпускающие акции, факторинговые, фарфейтинговые, страховые, клиринговые палаты, пенсионные фонды и др).

Если в банковскую систему извне попадает некоторая сумма денег, то в конечном итоге предложение денег уве-личится до суммы, равной первоначально вложенной и умноженной на банковский мультипликатор. Банковский мультипликатор способствует увеличению количества денег в обращении, что порождает инфляционные ожидания.

В самом общем смысле процесс мультипликации кредита можно выразить так:

E = A – R , m = 1 / R , Д = Е х m ,

Где Е –избыточные ресурсы, А – фактические резервы, R – обязательные резервы, m – мультипликатор, Д –мини-мальное увеличение денег на текущих счетах.

Различные научные школы по-разному определяют количество денег в обращении. И.Фишер (представитель ко-личественной теории денег) предлагает такое уравнение:

М х V = Р х Т ,

где М – количество денег в обращении; V – скорость их обращения; Р – средневзвешенный уровень цен;

Т – количество товаров и услуг.

Предполагается, что V и Т постоянны, поскольку определяются долговременными факторами.

Другой вариант количественной доктрины (кембриджской) можно представить так ( формула А.Лигу):

М = К х Р х Т ,

где М – количество денег; К – доля годовых доходов, которую желают иметь в денежной форме;

Р – уровень цен; Т – физический объем производства.

Неоклассическая школа спроса на деньги может быть выражена системой из трех уравнений.

Во-первых, это уравнение, описывающее спрос на номинальные денежные остатки:

МB = К х Р х У

Во-вторых, это уравнение, характеризующее функцию предложения денег:

МS = М-S

В-третьих, это уравнение, вскрывающее условия равновесия на рынке:

МS = МD

Т.е. планируемый спрос на деньги должен быть равен их планируемому предложению для поддержания состояния равновесия.

Дж.М.Кейнс предложил доктрину «предпочтения ликвидности». Потребность в денежных средствах возникает в связи:

- с необходимостью осуществления текущих сделок (трансакционный мотив)

- с неопределенностью будущих изменений нормы % (спекулятивный мотив)

- с риском потерь (мотив предосторожности)

Современные монетаристы используют «денежное правило» М.Фридмана : необходимо поддерживать устойчи-

вый долговременный темп роста денежной массы.

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюд-жетная система – двухярусная (государственный и местные бюджеты)., а с федеративным ( США, ФРГ) – имеется промежуточное звено (бюджеты штатов).

Государственный бюджет –это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны, это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета еже-годно обсуждается и принимается парламентом страны (штата, муниципальным собранием). По завершении финансо-вого года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по доходам и рас-ходам.Государственный бюджет – это не только бюджет центрального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных административно-территориальных властей.

Внебюджетные фонды – денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госу-дарственный бюджет ( Пенсионный фонд РФ), создающиеся за счет специальных (целевых) налогов, займов, субси-дий из бюджета.Внебюджетные фонды расширяют возможность вмешательства правительства в экономику, минуя бюджет (парламентский контроль).

В бюджете отражается структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направление и цели бюд-жетных ассигнований; первое место в расходах занимают социальные статьи ( 40-50%) ( пособия, образование, здравоохранение), ведь главная цель всей государственной экономической политики – стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям.

В затратах на хозяйственные нужды (10-20%) обычно выделяются бюджетные субсидии аграрному сектору, которые имеют также социальную, политическую направленность.

Значительное место занимают расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики (10-20%), а также административно-управленческие расходы (5-10%).

Коньюктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (до 7-8%).

Расходы на кредитования экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала стимулируют экспорт, улучшают в долгосрочном плане платежный баланс, укрепляют национальную валюту, обеспечивают постав-ки необходимых товаров из-за рубежа (внешнеэкономический аспект ).

Действенность государственного регулирования с помощью бюджетных расходов зависит:

1) от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП);

2) от структуры этих расходов;

3) от эффективности использования каждой еденицы расходуемых средств.

Доходы: налоги (75-85%); неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственно- го сектора в экономике, государственной торговли (5-8%); взносы в государственные фонды социального страхо-вания, пенсионный, страхования от безработицы (10-12%).

Идеальное исполнение государственного бюджета – превышение доходов над расходами.

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается госу- дарственными займами –внутренними и внешними(продажа государственных ценных бумаг, займы у внебюджет-ных фондов, получение кредита у банков). Последствия покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег – инфляция, подрыв стимулов для долгосрочных инвестиций, обесценивание сбережений и т.д.

Государственные займы также негативно влияют на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг (нарушается рыночная мотивация деятельности частных финансовых институтов). Во-вторых, государственные займы, моби-лизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фир-мами. Увеличение спроса на кредиты на рынке ссудных капиталов способствует удорожанию кредита, росту учетной ставки.

ВВП и ВНП.

Феликс:

ВП существует в двух формах:

а) Валовой Национальный Продукт (ВНП) -- конечный продукт, созданный национальными фирмами на территории страны, + продукт, созданный национальными фирмами зарубежом;

б) Валовой Внутренний Продукт (ВВП) -- продукт, созданный внутри страны нац фирмами, + продукт, созданный внутри страны иностранными фирмами.

$ВНП - ВВП = ЧФД (Чистый Факторный Доход)

ЧФД -- продукция, созданная нац фирмами зарубежом, минус продукция, созданная иностранными фирмами на территории страны (доход нац фирм, созданный зарубежом, минус доход иностранных фирм, созданный внутри страны).

ЧФД примерно = 0.5%, может принимать положительные и отрицательные значения.

4 метода расчёта валового продукта.

а) Производственный метод:

расчёт валового продукта по потоку товара, по конечной продукции, или по расходам.

Расчёт осуществляется след образом:

$ВНП = Личное потребление + Частные Инвестиции + гос расходы + Чистый Экспорт

$Личное потребление = Текущее потребление + потребление товаров длительного пользования + потребление услуг;

$Частные инвестиции = Амортизация (на восстановление используемых машин и оборудования) + чистые частные инвестиции (на собственно расширение пр-ва).

Гос расходы -- окончательное потребление гос-вом (предметы потребления гос служащих);

Чистый Экспорт = Экспорт - Импорт.

б) Распределительный метод:

Расчитывается по потоку доходов (по добавленной стоимости).

Компоненты:

$ Расходы и платежи, несвязанные с получением доходов = амортизационные затраты + косвенные налоги на бизнесс (акцизы,налог с продаж и проч);

$ Доходы от труда = зарплата + начисление на социальное страхование (соц налог, выплачиваемый предприятиями пропорционально Зарплате)

$ Рента;

$ Процент;

$ Прибыль = налог на прибыль корпорации (то, что вычитается из прибыли и идёт гос-ву) + девиденды (выплачиваются собственникам) + нераспределённая прибыль;

$ Доходы от индивидуальной с-ти и индивидуальной д-ти (фермера, крестьянина).

в) Отраслевой:

На каждом предприятии в каждой отрасли определяется созданный Валовой Продукт, потом показатели по отраслям складываются.

г) Метод конечного использования:

учитывается то, что купили и использовали потребители.

Результаты по всем 4 показателям должны быть одинаковыми.

3. Чистый продукт (ЧП):

а) Чистый национальный продукт -- от ВНП;

б) Чистый внутренний продукт -- от ВВП.

$ ЧП = Валовой продукт - Амортизация

4. Национальный доход -- сумма доходов, к-ые благодаря ВНП предназначены собственникам ресурсов;

$НД=Чистый доход - косвенные налоги на бизнес (акцизы, налоги на добавленную стоимость)...

Характеристики расчитываемого Валового продукта:

1. Номинальный валовой продукт -- в текущих ценах.

Но этот продукт может увеличиваться за счёт:

а) Реального увеличения продукта -- новые машины, приборы, молоко, кабанчики;

б Увеличения цен.

2. Реальный ВНП -- ведётся в неизменных ценах; исчисляется показатель, называемый Дифлятор валового продукта:

% дифлятор = Номинальный ВНП : Реальный ВНП.

3. Фактический ВП (номинальный или реальный) -- тот, к-ый складывается в реальной действительности, и потенциальный ВП -- продукт, создаваемый в условиях полного использования всех ресурсов, к-ый можт дать существующая макроэконом система, при полной занятости, оптимальном использовании факторов пр-ва и проч.

Проблема сопоставления Валовых продуктов:

1. Внутри страны -- чтобы определить, вырос ВП или нет, нужно сопоставлять реальный ВП, тогда получим рост нац продукта.

Сам выс рост в 20 веке был на Тайвани -- 245 раз;

Тайланде -- в 85 раз,

в мире -- в 19 раз,

в России -- в 8 раз (из-за спада при Ельцине).

13. Банковская система. = ? 7

Потребление и сбережение.

Феликс:

Потребление и сбережение. ***

!Главной силой в МКРег выступало гос-во (по Кейнсу).

В определение ВНП входило личное потребление, чистый экспорт, частные инвестиции и гос расходы.

Гос расходы рассмотрели, обратим внимание на остальные моменты.

Увеличению пр-ва через спрос способствует личное потребление.

!Личное потребление -- это использование полученного дохода для удовлетворения личных потребностей.

Цепочка:

получили доход, доход превратился в расход, расход превратился в спрос, спрос превратился в товары, товары, а товары уже потребляются.

Возможности личного потребления заложены в полученный доход (той его части, к-ая расходуется на потребление).

Факторы, от к-ых зависит личное потребление:

1. Доход -- чем больше доход, тем больше потребление (монотонно возрастающая кривая);

2. Богатство -- ничто не останавливает в потреблении (хочешь зажаренного быка -- пожалуйста, раз готов платить);

3. Размер процента на капитал -- чем выше процент, тем меньше потреление;

4. Налоги -- ем меньше налоги, тем потребление больше;

5. Ожидания -- повышение цен, потребление увеличивается;

6. Личные запасы -- чем больше запасы, тем меньше потребление;

7. Стабильность, ситуация на международной арене, личные кач-ва ч-ка, климатические особенности...

Что, сколько, потреблять или не потреблять -- решает сам ч-к.

Кейнс заявил: "Это зависит от склонности к потреблению". Ввёл математическое понятие и описал его.

$ P_c = \frac{C}{income}

Кейнс также ввёл понятие предельной склонности к потреблению:

$ MP_c = \frac{\delta{C}}{\delta{income}}

Следовательно, по мере роста дохода предельная склонность к потреблению растёт (тк возможности увеличиваются). Но после произведения тщательных подсчётов пришли к выводу, что в развитых странах она остаётся примерно на одном и том же уровне.

Целиком ли потребляется полученный доход?

Зависит от склонности: большинство всего дохода не потребляют, возникает остаток

$income = C + S

где S -- тот самый остаток, его называют сбережением; сам процесс непотребления называют также сбережением.

!Сбережение -- создание той части дохода, к-ая не тратится, а накапливается, сберегается; таким образом, процесс потребления растягивается во времени.

То есть C -- текущее потребление, а S -- даёт возможность перенести потребление на будущее.

Сбережения бывают: частные, государственные и национальные.

$S_{частное} = income - C - налоги

$S_{государственные} = Налоги - гос расходы

$S_{национальные} = Income - S_{частные} - S_{Государственные}

Чем больше процент, тем меньше сбережения и больше потребление.

На моделях сбережений доход на оси абсцисс, на оси ординат сами сбережения;

На модели зависимости сбережений от процента: процент -- на оси ординат, сбережения -- на оси абсцисс.

Сбережения делаются в 2 формах:

1. В деньгах;

2. В натуре --(крестьянин картошку, капусту хранит)...


Наши рекомендации